Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Живучесть корабля - БОЕВЫЕ И МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

 

 

БОЕВЫЕ И МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК.

Каждая ПЛ для эффективного выполнения поставленных перед нею задач, также как и надводный корабль, должна обладать определенными боевыми и мореходными качествами.

К боевым качествам ПЛ относятся: боеспособность, живучесть, скрытность, маневренность, автономность, обитаемость, мореходность, т.е. те же, что и для надводного корабля. Но в отличие от НК, для ПЛ наряду с боеспособностью и живучестью большое значение имеет такое боевое качество, как скрытность.

Скрытность действия ПЛ обеспечивает внезапность применения оружия, а также эффективное уклонение от атак противника. Скрытность ПЛ слагается из бесшумности работы всех ее технических средств и обеспечивается:

- применением малошумных главных и вспомогательных механизмов, гребных винтов;

- глушением выхлопа дизелей;

- уменьшением следности (искрения, парения, дымности);

- применением шумоизолирующей амортизации.

Дизельные ПЛ имеют малый уровень шумности, что затрудняет их обнаружение гидроакустическими средствами. Атомные ПЛ имеют более высокий уровень шумности, но этот их недостаток компенсируется за счет таких боевых качеств как маневренность, автономность и мореходность.

Для дизельной ПЛ время действия под водой ограничено емкостью ее аккумуляторных батарей. Поэтому дизельным ПЛ необходимо периодически всплывать на поверхность моря для подзарядки батарей. Частота всплытия определяется режимом использования энергетической установки ПЛ и состоянием аккумуляторных батарей. На экономном режиме работы подзарядка осуществляется через 2 – 3 суток. При движении ПЛ полным ходом подзарядку необходимо производить через 3 – 4 часа.

На ПЛ, в связи с ограниченным свободным пространством, имеются меньшие возможности по обеспечению такого качества, как обитаемости. Как правило, на ПЛ не предусмотрено кубриков для проживания л/с. Поэтому при стоянке в базе л/с размещается в береговых казармах или на специальных плавбазах, а в походе места отдыха находятся в торпедных и аккумуляторных отсеках. С точки зрения обитаемости атомные ПЛ также более совершенны.

К мореходным качествам ПЛ относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость и управляемость.

а) Плавучесть подводной лодки

Плавучестью ПЛ называется ее способность плавать по заданную ватерлинию в надводном положении и на определенных глубинах, не превышающих предельную, в подводном положении, неся на себе все положенные по спецификации грузы.

На свободно плавающую в спокойной воде ПЛ действуют сила тяжести Р и сила плавучести D.

ПЛ плавает в заданном положении относительно поверхности воды, если действующие на нее силы уравновешены. Так как сила тяжести ПЛ Р и сила плавучести D всегда вертикальны, но действуют в противоположные стороны, условия равновесия ПЛ могут быть сформулированы следующим образом.

1. Сила тяжести ПЛ Р должна быть равна силе плавучести D.

2. Центр тяжести G и центр величины С должны лежать на одной вертикали.

Сила плавучести неодинакова для надводного и подводного положения ПЛ, так как зависит от величины погруженного водонепроницаемого объема корпуса: чем больший водонепроницаемый объем погружен, тем больше сила плавучести. Таким образом, погруженный водонепроницаемый объем ПЛ служит мерой плавучести и определяется объемным водоизмещением.

Объемным водоизмещением называется величина, численно равная объему воды, вытесненной погруженной водонепроницаемой частью ПЛ, измеряется в кубических метрах.

Массовым водоизмещением называется величина, численно равная массе воды, вытесненной погруженной в нее водонепроницаемой частью ПЛ, измеряется в тоннах (т) .

Весовым водоизмещением называется величина, численно равная весу воды, вытесненной погруженной водонепроницаемой частью ПЛ, измеряется в кН или тс.

Надводным водоизмещением называется водоизмещение ПЛ, погруженной по действующую ватерлинию. Водоизмещение ПЛ находящейся в надводном положении, не является величиной постоянной и в основном зависит от массы принимаемых грузов. При приеме, а также расходовании грузов массовое, весовое и объемное водоизмещение изменяется.

Крейсерским водоизмещением называется надводное водоизмещение удифферентованной ПЛ с продутыми цистернами главного балласта (ЦГБ) и заполненной цистерной быстрого погружения (ЦБП).

Подводным водоизмещением называется водоизмещение полностью погруженной удифферентованной ПЛ с заполненными ЦГБ и продутой ЦБП. При плавании под водой ПЛ должна иметь постоянное водоизмещение.

б) Запас плавучести.

Запасом плавучести называется весь непроницаемый для воды объем ПЛ, расположенный выше крейсерской ватерлинии.

Vзп = Vm - Vкр,

где V m – подводное водоизмещение, м3;

Vкр надводное водоизмещение в крейсерском положении, м3.

Запас плавучести меняется с изменением посадки ПЛ. В подводном положении запас плавучести равен нулю, а в крейсерском положении имеет максимальное значение и равен полной вместимости всех ЦГБ.

Запас плавучести обеспечивает ПЛ погружение и всплытие, мореходность и непотопляемость в надводном положении. Современные ПЛ имеют запас плавучести от 10 до 30%. Большой запас плавучести, улучшая непотопляемость ПЛ, приводит к увеличению времени погружения, к ухудшению ходовых качеств и уменьшению дальности плавания.

в) Остойчивость подводной лодки.

Остойчивостью называется способность ПЛ плавать в положении устойчивого равновесия (прямом или наклонном), а также вновь возвращаться в это положение после прекращения действия внешних сил, вызывающих отклонение от положения равновесия.

Для ПЛ различают остойчивость в надводном положении (основные закономерности идентичны остойчивости надводных кораблей), при погружении и всплытии, а также в подводном положении.

В зависимости от наклонения ПЛ различают остойчивость поперечную при кренах и продольную при дифферентах,

Остойчивость ПЛ при малых отклонениях от положения равновесия называется начальной остойчивостью. Приближенно теорию начальной остойчивости можно использовать:

- в крейсерском положении ПЛ – при углах крена до 10 – 12° и углах дифферента до 1,0 – 1,5° (до входа в воду верхней кромки оконечности непроницаемого корпуса);

- в подводном положении ПЛ – углах крена до 10 – 12° и углах дифферента до 10 – 12° .

В общем случае, то есть при любых отклонениях ПЛ от положения равновесия, рассматривается остойчивость на больших наклонениях по уточненной нелинейной теории.

При больших углах наклонений остойчивость ПЛ характеризуется диаграммой статической остойчивости (ДСО), представляющей собой графическую зависимость восстанавливающих моментов (плеч восстанавливающих моментов) от углов крена и дифферента.

Различают статическую и динамическую остойчивость. Статическая остойчивость рассматривается при статическом воздействии сил, вызывающих плавные наклонения ПЛ без значительных угловой скорости и ускорения (например, при перекачивании воды из одной дифферентной цистерны в другую).

Динамическая остойчивость рассматривается при динамическом воздействии сил, приводящих к значительным угловым скоростям наклонений (например, при качке, затоплении отсеков через большие пробоины и т. п.) .

Относительной мерой остойчивости является метацентрическая высота. В зависимости от размеров и конструкции ПЛ в крейсерском положении поперечная метацентрическая высота равна 0,20 – 0,б5 м. Обычно в технической документации приводятся значения метацентрической высоты для крейсерского, позиционного и подводного положений ПЛ. Наибольшую величину метацентрическая высота ПЛ имеет в крейсерском положении.

Метацентрические высоты вычисляют при проектировании, заносят в формуляр ПЛ и в процессе эксплуатации ПЛ корректируют их по результатам опытных данных.

 

You are here: Главная Лекции Флот Живучесть корабля