Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой - Цели ОРД

Цели ОРД определяют порядок проведения ОРМ, т.е. происходи деление порядка проведения правоограничительных мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях, с одной стороны, и в целях борьбы с преступностью — с другой. Причем условия проведения меро­приятий в разведывательных и контрразведывательных целях значительно упрощены и в отличие от мероприятий по борьбе с преступностью, где требуется обязательное получение санкции суда, предусматривается воз­можность их проведения без судебной санкции.

 

Особенностью законодательства является перечисление видов ОРМ в разных законодательных актах. Повторяя перечень мероприятий, преду­смотренных Законом об охране конституции, в таких законодательных актах не установлен порядок (основания и условия) проведения конкрет­ных ОРМ.

Осуществление сыска с ограничением конституционных прав граж­дан. В соответствии с Законом 1968 г. «Об ограничении тайны переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи» (Закон G10) установлены два основания для ограничения конституционных прав, связанных с тайной переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Во-первых, общий порядок — наличие реальных оснований подозре­вать, что лицо планирует, совершает или совершило одно или несколько преступлений, предусмотренных статьями УК ФРГ, т.е. в отношении по­дозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (§ 2 Закона).

Во-вторых, исключительный порядок используется в целях сбора сведе­ний, необходимых для своевременного выявления возможной угрозы воо­руженного нападения на страну и противостояния такой угрозе» (§ 3, 5, 9 Закона). Не требуется наличия информации о совершении или подготовки преступления, предусмотренного конкретной статьей УК ФРГ.

Право проведения правоограничительных мероприятий в исключи­тельном порядке предоставлено только БНД.

Разграничение порядка проведения таких ОРМ обусловлено не толь разграничением оснований для их осуществления. Имеются еще два крите­рия их разграничения.

Первый — по субъектам, правомочным проводить эти мероприятия. При общем порядке просматривается многосубъектность, т.е. такое право предоставлено, с одной стороны, БНД и Службе безопасности Бундесвера в целях обеспечения собственной безопасности, а с другой — Федеральному ведомству по охране конституции — в связи с совершением или планированием всех перечисленных в Законе преступлений.

Из этого перечня субъектов исключены полицейские органы. Они не вправе на пер­вом этапе общего порядка проводить мероприятия, предусмотренные Законом G10. По­лиция их вправе проводить только в соответствии с УПК ФРГ в рамках возбужденного уголовного дела.

Второй критерий — по порядку санкционирования правоограничительных меро­приятий. В этом отношении порядок их проведения зависит от стадии выявления или раскрытия общественно опасного деяния: первой или второй стадии. Причем применя­ется исключительно формальный критерий, т.е. уголовно наказуемое деяние может быть и совершено, но, поскольку нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, информация о вероятном совершении преступления или лице, его совершившем, только проверяется или уточняется.

Особенностью законодательства, относящегося к порядку проведения ОРМ, ограничивающих отдельные конституционные права граждан, является наличие правовой нормы, предусматривающей порядок уведомления об огра­ничении конституционных прав тех лиц, права которых были ограничены.

Такая норма появилась в результате внесения поправки в Закон 1968 г. после реше­ния Конституционного Суда ФРГ от 15 декабря 1970 г. о том, что этот Закон является неконституционным, так как в нем не предусмотрена обязанность органов, проводивших правоограничительные мероприятия, уведомлять об их проведении лиц, в отношении которых эти мероприятия проводились.

 

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой