Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой - Осуществление сыска

Осуществление сыска без ограничения конституционных прав граж­дан. В германском праве не предусмотрено детальное регулирование той части ОРД, которая не влечет за собой ограничения отдельных конституци­онных прав. Субъекты сыска на практике используют весь спектр ОРМ (проверочная закупка, создание юридических лиц и т.д.), исходя из закон­ной обязанности использовать все возможные способы для установления истины. Все мероприятия, независимо от их сложности, регулируются, с одной стороны, различными подзаконными инструкциями, а с другой — признаются судом не противоречащими праву.

 

Для выполнения своих функций БВФ может использовать методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, доверенных лиц и агентов, наружное наблюдение (§ 6 Федерального закона об охране консти­туции). Установленный этим Законом порядок проведения данных меро­приятий распространяется и на другие спецслужбы — МАД и БНД.

Кроме того, правила УПК ФРГ допускают использование следующих категорий негласных помощников полицейских органов: анонимных сотруд­ников полиции, законспирированных следователей, агентов-провокаторов, доверенных лиц, осведомителей (информаторов).

Существенной чертой использования в стране осведомителей является возможность их приобретения среди любых категорий граждан вне зависи­мости от их общественного или служебного положения (не исключая свя­щеннослужителей и т.д.).

Профессиональный сыск во Франции и его регламентация. Субъекты уголовного и политического сыска. В полицейскую систему ор­ганизационно входят:

Национальная (гражданская) полиция, которая подчинена МВД (рас­следуют преступления Центральная дирекция судебной (уголовной) поли­ции и ее региональные службы). Кроме того, МВД подчиняются Дирекция по наблюдению за территориями (DST) — служба контрразведки;

Национальная жандармерия (подчинена Минобороны);

Центральная дирекция пограничной полиции (DCPAF);

Служба охраны высших должностных лиц (SPHP).

В сыскной деятельности полиции применяют негласные источники в виде ее осведомителей, провокаторов и наводчиков.

Правовые источники сыска. Деятельность субъектов сыска регламен­тируется законами, декретами Правительства, распоряжениями Президента и премьер-министра, а также ведомственными инструкциями и циркуляра­ми (последние являются самой распространенной формой правового регу­лирования ОРД, которая не ограничивает конституционные права граждан). Ведущими законами в области ОРД являются УПК, Законы 1991 г. № 91-6463 о тайне корреспонденции на каналах телекоммуникаций и 1991 г. № 91-1264, который содержит правила контролируемой поставки в области противодействия торговле и употреблению наркотиков.

Кроме того, сыск регулируется следующими правительственными Декретами:

от 26 мая 1975 г. № 75-752 (определено положение НЦБ Интерпола Франции в структуре МВД Франции);

от 2 апреля 1982 г. № 82-306 «О создании и функциях Генеральной дирекции внеш­ней безопасности» (главной разведывательной службы Франции — DGSE);

от 22 декабря 1982 г. № 82-1100 «О функциях Дирекции по наблюдению за территорией»; от 28 ноября 1986 г. № 86-1216 (утверждена структура МВД); от 17 июля 1998 г. № 98-608 «Об организации защиты секретов национальной обороны». Нормы декретов, касающиеся ОРД, носят бланкетный характер и отсылают к прави­лам ведомственных нормативных актов.

 

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой