Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой - существление правоограпичительных ОРМ

Осуществление правоограпичительных ОРМ. В соответствии с Законом № 91-646 перехват информации на каналах телеграфной, телефонной, почто­вой и иной связи может быть двух видов: административный и судебный.

 

При административном перехвате большое значение имеет определе­ние его целей. В отличие от Германии, где вне рамок уголовного дела пере­хват осуществляется в целях сбора сведений, необходимых для выявления возможной угрозы вооруженного нападения и противостояния этой опасно­сти, во Франции такие цели изложены шире. Это сбор разведывательных данных для обеспечения национальной безопасности, защиты важных эле­ментов научного и экономического потенциала страны или предотвращения терроризма, пресечения бандитизма и организованной преступности, а также для обеспечения собственной безопасности Минобороны.

Санкция на административный перехват дается премьер-министром или одним из двух назначенных им лиц по письменному и мотивированно­му запросу Министра обороны. Под руководством премьер-министра таю проводится учет мероприятий по административному перехвату с регист рацией даты и времени начала и окончания каждого мероприятия.

Второй вид — «судебный» перехват, осуществляемый на основан санкции следственного судьи в рамках такого уголовного дела, когда совершение расследуемого преступления уголовный закон предусматрива тюремное заключение на срок два года или более.

Срок такого перехвата — не более четырех месяцев, но он может быть продлен такой же срок. По каждому осуществленному перехвату и записи составляется прото! с указанием даты и времени начала и окончания записи.

В законодательстве не содержится исключений на перехват сообщений, связанных занятием государственной должности отдельным лицом (депутаты, судьи и т.д.).

Предусматривая множественность субъектов, обладающих правом осу­ществления правоограпичительных ОРМ, законодательство не ограничива­ет деятельность этих субъектов пределами их компетенции. По букве зако­на любой субъект вправе проводить эти мероприятия по всем основаниям, предусмотренным в законе, и в полном объеме.

Проведение сыска без ограничения конституционных прав граждан. Характерной чертой законодательства в области ОРД является неопреде­ленность в разграничении компетенции многочисленных полицейских служб и спецслужб, отсутствие систематизированного правового регулиро­вания порядка проведения ОРМ, не ограничивающих конституционные права. Более того, ОРМ, не ограничивающие конституционные права, не подвергнуты законодательному регулированию (за исключением контроли­руемой поставки). Такие мероприятия регулируются закрытыми ведомст­венными инструкциями, издание которых законодательными актами пред­писывается соответствующим министрам. Помимо закрытых инструкций, некоторые ОРМ регулируются в отдельных судебных решениях.

Кроме того, в 1991 г. принят закон, направленный на противодействие распространению и торговле наркотиками, в котором в качестве главного метода борьбы с наркобизнесом предусмотрена контролируемая поставка, осуществляемая в целях фиксирования преступлений, связанных с импортом и экспортом средств или растений, классифицированных как наркотические средства; идентификации руководителей и участников таких преступлений, а также лиц, принимающих в них участие как заинтересованные лица.

Особенностями проведения контролируемой поставки является то, что, во-первых, субъектом ее проведения является только таможенная служба, которая при этом в обяза­тельном порядке немедленно уведомляет прокурора и в дальнейшем действует под его контролем, а во-вторых, это ОРМ проводится только в борьбе с наркобизнесом.

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой