Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой

Для континентальной модели сыска, базирующейся на континенталь­ной системе права (одна из ее отличительных черт — доминирование тако­го правового источника, как нормативный правовой акт), характерны дос­таточно жесткая централизация деятельности правоохранительных органов и спецслужб, а также традиционное использование отдельных общенацио­нальных полицейских органов со взаимопсрссскающимися, порой парал­лельными функциями и полномочиями полиции и жандармерии (Австрия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Швейцария и др.). Типичными пред­ставителями континентальной модели профессионального сыска являются полицейские системы Германии и Франции. На их примере рассмотрим, кто, по каким правилам и как осуществляет сыск в континентальной Европе.

Профессиональный сыск в Германии и его регламентация. В число федеральных сыскных ведомств (уголовного и политического сыска) входят:

Федеральное ведомство по уголовным делам (криминальная поли­ция — ВКА);

Федеральное ведомство по охране конституции (политическая развед­ка и контрразведка);

Федеральная пограничная охрана;

Служба таможенного сыска Минфина;

Военная полиция Бундесвера;

Федеральная разведывательная служба (БНД);

Служба военной контрразведки (МАД) и др.

Кроме того, в субъектах Федерации (землях) имеются свои сыскные органы, например земельные ведомства по охране конституции.

Правовые источники сыска и их характеристика. Так же, как и в дру­гих западноевропейских государствах, законодательство Германии в облас­ти ОРД не кодифицировано и включает большое количество нормативных актов различной юридической силы.

В системе нормативных правовых актов в области ОРД выделяют две группы: 1) законодательные акты — по вопросам правового регулирования правоограничительных мероприятий; 2) подзаконные акты — по иным вопросам. Последние делятся на акты Правительства и ведомственные акты (эти акты в области ОРД носят в основном закрытый характер). Все норма­тивные акты в области сыска также делят на федеральные и земельные.

Федеральными законодательными актами в области ОРД являются:

Уголовно-процессуальный кодекс;

Закон от 15 марта 1951 г. «Об образовании Федерального ведомства по уголовным де­лам» (с изменениями, внесенными Законом от 28 июля 1973 г.);

Закон 1968 г. об ограничении тайны переписки, почтовых отправлений и телефон­ной связи (с изменениями, внесенными Законом от 13 сентября 1978 г.);

Закон 1978 г. о парламентском контроле над разведывательной деятельностью Федерации;

Закон о борьбе с терроризмом 1986 г.;

Закон о Федеральной разведывательной службе 1990 г.;

Закон о Службе военной контрразведки 1990 г.;

Федеральный закон об охране конституции 1990 г.;

Закон о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и иными проявлениями организованной преступности 1992 г. и др.

 


Цели ОРД определяют порядок проведения ОРМ, т.е. происходи деление порядка проведения правоограничительных мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях, с одной стороны, и в целях борьбы с преступностью — с другой. Причем условия проведения меро­приятий в разведывательных и контрразведывательных целях значительно упрощены и в отличие от мероприятий по борьбе с преступностью, где требуется обязательное получение санкции суда, предусматривается воз­можность их проведения без судебной санкции.

 

Особенностью законодательства является перечисление видов ОРМ в разных законодательных актах. Повторяя перечень мероприятий, преду­смотренных Законом об охране конституции, в таких законодательных актах не установлен порядок (основания и условия) проведения конкрет­ных ОРМ.

Осуществление сыска с ограничением конституционных прав граж­дан. В соответствии с Законом 1968 г. «Об ограничении тайны переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи» (Закон G10) установлены два основания для ограничения конституционных прав, связанных с тайной переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Во-первых, общий порядок — наличие реальных оснований подозре­вать, что лицо планирует, совершает или совершило одно или несколько преступлений, предусмотренных статьями УК ФРГ, т.е. в отношении по­дозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (§ 2 Закона).

Во-вторых, исключительный порядок используется в целях сбора сведе­ний, необходимых для своевременного выявления возможной угрозы воо­руженного нападения на страну и противостояния такой угрозе» (§ 3, 5, 9 Закона). Не требуется наличия информации о совершении или подготовки преступления, предусмотренного конкретной статьей УК ФРГ.

Право проведения правоограничительных мероприятий в исключи­тельном порядке предоставлено только БНД.

Разграничение порядка проведения таких ОРМ обусловлено не толь разграничением оснований для их осуществления. Имеются еще два крите­рия их разграничения.

Первый — по субъектам, правомочным проводить эти мероприятия. При общем порядке просматривается многосубъектность, т.е. такое право предоставлено, с одной стороны, БНД и Службе безопасности Бундесвера в целях обеспечения собственной безопасности, а с другой — Федеральному ведомству по охране конституции — в связи с совершением или планированием всех перечисленных в Законе преступлений.

Из этого перечня субъектов исключены полицейские органы. Они не вправе на пер­вом этапе общего порядка проводить мероприятия, предусмотренные Законом G10. По­лиция их вправе проводить только в соответствии с УПК ФРГ в рамках возбужденного уголовного дела.

Второй критерий — по порядку санкционирования правоограничительных меро­приятий. В этом отношении порядок их проведения зависит от стадии выявления или раскрытия общественно опасного деяния: первой или второй стадии. Причем применя­ется исключительно формальный критерий, т.е. уголовно наказуемое деяние может быть и совершено, но, поскольку нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, информация о вероятном совершении преступления или лице, его совершившем, только проверяется или уточняется.

Особенностью законодательства, относящегося к порядку проведения ОРМ, ограничивающих отдельные конституционные права граждан, является наличие правовой нормы, предусматривающей порядок уведомления об огра­ничении конституционных прав тех лиц, права которых были ограничены.

Такая норма появилась в результате внесения поправки в Закон 1968 г. после реше­ния Конституционного Суда ФРГ от 15 декабря 1970 г. о том, что этот Закон является неконституционным, так как в нем не предусмотрена обязанность органов, проводивших правоограничительные мероприятия, уведомлять об их проведении лиц, в отношении которых эти мероприятия проводились.

 


Осуществление сыска без ограничения конституционных прав граж­дан. В германском праве не предусмотрено детальное регулирование той части ОРД, которая не влечет за собой ограничения отдельных конституци­онных прав. Субъекты сыска на практике используют весь спектр ОРМ (проверочная закупка, создание юридических лиц и т.д.), исходя из закон­ной обязанности использовать все возможные способы для установления истины. Все мероприятия, независимо от их сложности, регулируются, с одной стороны, различными подзаконными инструкциями, а с другой — признаются судом не противоречащими праву.

 

Для выполнения своих функций БВФ может использовать методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, доверенных лиц и агентов, наружное наблюдение (§ 6 Федерального закона об охране консти­туции). Установленный этим Законом порядок проведения данных меро­приятий распространяется и на другие спецслужбы — МАД и БНД.

Кроме того, правила УПК ФРГ допускают использование следующих категорий негласных помощников полицейских органов: анонимных сотруд­ников полиции, законспирированных следователей, агентов-провокаторов, доверенных лиц, осведомителей (информаторов).

Существенной чертой использования в стране осведомителей является возможность их приобретения среди любых категорий граждан вне зависи­мости от их общественного или служебного положения (не исключая свя­щеннослужителей и т.д.).

Профессиональный сыск во Франции и его регламентация. Субъекты уголовного и политического сыска. В полицейскую систему ор­ганизационно входят:

Национальная (гражданская) полиция, которая подчинена МВД (рас­следуют преступления Центральная дирекция судебной (уголовной) поли­ции и ее региональные службы). Кроме того, МВД подчиняются Дирекция по наблюдению за территориями (DST) — служба контрразведки;

Национальная жандармерия (подчинена Минобороны);

Центральная дирекция пограничной полиции (DCPAF);

Служба охраны высших должностных лиц (SPHP).

В сыскной деятельности полиции применяют негласные источники в виде ее осведомителей, провокаторов и наводчиков.

Правовые источники сыска. Деятельность субъектов сыска регламен­тируется законами, декретами Правительства, распоряжениями Президента и премьер-министра, а также ведомственными инструкциями и циркуляра­ми (последние являются самой распространенной формой правового регу­лирования ОРД, которая не ограничивает конституционные права граждан). Ведущими законами в области ОРД являются УПК, Законы 1991 г. № 91-6463 о тайне корреспонденции на каналах телекоммуникаций и 1991 г. № 91-1264, который содержит правила контролируемой поставки в области противодействия торговле и употреблению наркотиков.

Кроме того, сыск регулируется следующими правительственными Декретами:

от 26 мая 1975 г. № 75-752 (определено положение НЦБ Интерпола Франции в структуре МВД Франции);

от 2 апреля 1982 г. № 82-306 «О создании и функциях Генеральной дирекции внеш­ней безопасности» (главной разведывательной службы Франции — DGSE);

от 22 декабря 1982 г. № 82-1100 «О функциях Дирекции по наблюдению за территорией»; от 28 ноября 1986 г. № 86-1216 (утверждена структура МВД); от 17 июля 1998 г. № 98-608 «Об организации защиты секретов национальной обороны». Нормы декретов, касающиеся ОРД, носят бланкетный характер и отсылают к прави­лам ведомственных нормативных актов.

 


Осуществление правоограпичительных ОРМ. В соответствии с Законом № 91-646 перехват информации на каналах телеграфной, телефонной, почто­вой и иной связи может быть двух видов: административный и судебный.

 

При административном перехвате большое значение имеет определе­ние его целей. В отличие от Германии, где вне рамок уголовного дела пере­хват осуществляется в целях сбора сведений, необходимых для выявления возможной угрозы вооруженного нападения и противостояния этой опасно­сти, во Франции такие цели изложены шире. Это сбор разведывательных данных для обеспечения национальной безопасности, защиты важных эле­ментов научного и экономического потенциала страны или предотвращения терроризма, пресечения бандитизма и организованной преступности, а также для обеспечения собственной безопасности Минобороны.

Санкция на административный перехват дается премьер-министром или одним из двух назначенных им лиц по письменному и мотивированно­му запросу Министра обороны. Под руководством премьер-министра таю проводится учет мероприятий по административному перехвату с регист рацией даты и времени начала и окончания каждого мероприятия.

Второй вид — «судебный» перехват, осуществляемый на основан санкции следственного судьи в рамках такого уголовного дела, когда совершение расследуемого преступления уголовный закон предусматрива тюремное заключение на срок два года или более.

Срок такого перехвата — не более четырех месяцев, но он может быть продлен такой же срок. По каждому осуществленному перехвату и записи составляется прото! с указанием даты и времени начала и окончания записи.

В законодательстве не содержится исключений на перехват сообщений, связанных занятием государственной должности отдельным лицом (депутаты, судьи и т.д.).

Предусматривая множественность субъектов, обладающих правом осу­ществления правоограпичительных ОРМ, законодательство не ограничива­ет деятельность этих субъектов пределами их компетенции. По букве зако­на любой субъект вправе проводить эти мероприятия по всем основаниям, предусмотренным в законе, и в полном объеме.

Проведение сыска без ограничения конституционных прав граждан. Характерной чертой законодательства в области ОРД является неопреде­ленность в разграничении компетенции многочисленных полицейских служб и спецслужб, отсутствие систематизированного правового регулиро­вания порядка проведения ОРМ, не ограничивающих конституционные права. Более того, ОРМ, не ограничивающие конституционные права, не подвергнуты законодательному регулированию (за исключением контроли­руемой поставки). Такие мероприятия регулируются закрытыми ведомст­венными инструкциями, издание которых законодательными актами пред­писывается соответствующим министрам. Помимо закрытых инструкций, некоторые ОРМ регулируются в отдельных судебных решениях.

Кроме того, в 1991 г. принят закон, направленный на противодействие распространению и торговле наркотиками, в котором в качестве главного метода борьбы с наркобизнесом предусмотрена контролируемая поставка, осуществляемая в целях фиксирования преступлений, связанных с импортом и экспортом средств или растений, классифицированных как наркотические средства; идентификации руководителей и участников таких преступлений, а также лиц, принимающих в них участие как заинтересованные лица.

Особенностями проведения контролируемой поставки является то, что, во-первых, субъектом ее проведения является только таможенная служба, которая при этом в обяза­тельном порядке немедленно уведомляет прокурора и в дальнейшем действует под его контролем, а во-вторых, это ОРМ проводится только в борьбе с наркобизнесом.

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой