Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Понятие международного сотрудничества в области профессионального сыска и его правовая основа

Разведки иностранных государств - Понятие международного сотрудничества в области профессионального сыска и его правовая основа

Определение международного сотрудничества в области сыска.

Его можно определить как участие России и (или) ее представителей в совместной с другими заинтересованными субъектами международного права работе, состоящей в решении на обоюдоприемлемых условиях задач борьбы с международными и некоторыми другими преступлениями (включая розыск лиц, их совершивших) посредством использования оперативно-розыскных возможностей.

Это важный компонент проводимого государствами и другими субъ­ектами на международном уровне сотрудничества в области борьбы с пре­ступностью. Последнее, в свою очередь, есть специфическая область меж­дународного сотрудничества в социальной и гуманитарной областях.

Правовая основа международного сыскного сотрудничества. Ос­нову для российских оперативно-розыскных органов составляет системе международно-правовых источников национальной ОРД. С учетом того чте международные договоры России могут заключаться от имени России (меж­государственные договоры), Правительства РФ (межправительственные до­говоры) и федеральных органов исполнительной власти (межведомствен­ные договоры), система международно-правовых источников ОРД включа­ет в себя соглашения (договоры) различного уровня и юридической силы.

Межгосударственные договоры:

1) универсального характера.

Международный пакт о гражданских и политических правах (принят на XXI сессии ГА ООН 16 декабря 1966 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеломч-ных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (принята К) декабря 1984 г.), Венская конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств» 1988 г., Международные конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.) и о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией ГА ООН от 9 декабря 1999 г. № 54/109), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и др.;

2) регионального значения.

Европейские конвенции о защите прав человека и основных свобод (принята Сове­том Европы 4 ноября 1950 г.), о взаимной правовой помощи по уголовным делам £57" № 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) и о пресечении терроризма ETS № 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.), конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации дохо­дов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбург), Конвенция государств — участников СНГ от 22 января 1993 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск), Соглашение между государ­ствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитер­рористической структуре (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.) и др.;

3) двусторонние.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 27 июля 1995 г. «О сотрудничестве в борьбе с преступностью», Договор между Рос­сией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г. и др.

Возможны межведомственные договоры, как между отдельными орга­нами, так и в рамках региональных соглашений.

Соглашение между МВД России и МВД Туркменистана о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 18 мая 1995 г., Соглашения о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 25 октября 1995 г.), о сотрудничестве между МВД России и МВД Латвийской Республики от 26 апреля 1996 г. и о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (принято Советом Министров внутренних дел государств — участников СНГ, Астана, 4—5 июня 1999 г.).

Кроме того, основополагающим документом для всех российских опе­ративно-розыскных органов в международном сыскном сотрудничестве выступает Конституция. Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры России согласно ч. 4 ст. 15 яв­ляются составной частью ее правовой системы. Частью правовой системы России являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Россия продолжает осуществлять между­народные права и обязательства СССР. В силу этих принципиальных поло­жений международное соглашение (договор) может выступать в качестве правового источника ОРД на территории России.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона о международных дого­ворах России положения официально опубликованных международных дого­воров России, не требующих издания внутригосударственных актов для при­менения, действуют в России непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 определено, что к признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора России, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обяза­тельства государств-участников по внесению изменений во внутреннее зако­нодательство этих государств.

Таким образом, в международном сыскном сотрудничестве в России непосредственно применяется такой международный договор, который вступил в силу и стал обязательным для России и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и спо­собны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции, ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона о международ­ных договорах России, п. 2 ст. 7 ГК).

В ОРД непосредственно могут применяться те вступившие в силу международные договоры, которые были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ или в Бюллетене международных договоров. Международные договоры России межве­домственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнитель­ной власти, от имени которых они заключены, в официальных изданиях этих органов.

Международные договоры СССР, обязательные для России как государства — про­должателя Союза ССР, опубликованы в официальных изданиях Совета Министров (Кабинета Министров) СССР.

Международные договоры, нормы которых предусматривают призна­ки составов преступлений, не могут применяться непосредственно (напри­мер, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.).

 

Карьера военного

учебные материалы