Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Субъекты, направления и формы международного сотрудничества в области профессионального сыска

Разведки иностранных государств - Субъекты, направления и формы международного сотрудничества в области профессионального сыска

Субъекты международного сыскного сотрудничества. Выделяют две группы таких субъектов:

1) национальные оперативно-розыскные органы (например, россий­ские), которые в соответствии с международными договорами полномоч­ны непосредственно сотрудничать с аналогичными органами в других государствах в ходе так называемых прямых контактов (см. гл. 7 настоя­щего издания);

2) специально созданные наднациональные органы.

Среди субъектов второй группы международного сыскного сотрудни­чества наиболее представительны:

на универсальном уровне — ООН и ее органы, занимающиеся прежде всего вопросами международного сотрудничества в борьбе с преступно стью (но не непосредственно сыском). Вопросами уголовного сыски пени средственно занимается Международная организация уголовной ПОЛИЦИИ или Интерпол (см. § 3 настоящей главы).

В ООН известны Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат (в нем имеется Сектор по предупреждению преступности и уголовному правосудию), Комис­сия международного права. Международный суд, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС). Кроме того, ряд специализированных учреждений в пределах своих пол­номочий также ведет борьбу с преступностью: ВОЗ, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО и др.

на региональном уровне — Европол (см. § 3 настоящей главы). Кроме то­го, на региональном уровне государствами — участниками СНГ созданы спе­циальные органы межгосударственного сыска (см. § 4 настоящей главы).

Направления международного сыскного сотрудничества. Основ­ные направления сотрудничества:

• международный розыск. Такой розыск есть комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мер, принимаемых право­охранительными и иными компетентными органами государств (инициато­ра розыска и запрашиваемого), для установления, ареста и выдачи разыски­ваемого лица. Международный розыск осуществляется на территории каж­дого из участвующих в розыске государства в соответствии с принципами и общими нормами международного права, а также международными согла­шениями, заключенными между этими государствами, и национальным законодательством;

• экстрадиция (выдача) разыскиваемых лиц;

• сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и его фи­нансированием;

• взаимодействие и координация мер по борьбе с организованной пре­ступной деятельностью;

• взаимодействие и координация усилий в противодействии незакон­ному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

• борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих веществ, ядерных и радиоактивных материалов;

• борьба с легализацией (отмыванием) преступно нажитых доходов;

• борьба с фальшивомонетничеством;

• борьба с незаконным оборотом культурных ценностей;

• борьба с незаконной миграцией, торговлей людьми и проституцией;

• борьба с хищением имущества, включая мошенничество, хищением и незаконным оборотом автотранспортных средств, и др.

Формы международного сыскного сотрудничества. Формами тако­го сотрудничества могут быть:

• обмен оперативно значимой информацией;

• исполнение запросов;

• осуществление в отдельных случаях совместных ОРМ по розыску лиц;

• проведение официальных встреч и совещаний на различных уровнях;

• проведение международных научных конференций, семинаров, круглых столов и т.п.;

• оказание правовой, научной, технической и иной помощи;

• совместная разработка международно-правовых актов в области сыска и др.

На последнем остановимся особо. Так, в результате усилий заинтере­сованных государств в 2000 г. принята Конвенция ООН против трансна­циональной организованной преступности, в которой агентурная операция признается специальным методом расследования.

В Конвенции определено, что если это допускается основными принципами внут­ренней правовой системы, каждое государство-участник в пределах своих возможностей и на условиях, установленных его внутренним законодательством, принимает необхо­димые меры, с тем чтобы разрешить надлежащее использование агентурных операций его компетентными органами на его территории с целью ведения эффективной борьбы против организованной преступности (п. 1 ст. 20).

Хотя агентурная операция, предусмотренная этой Конвенцией ООН, не является собственно ОРМ, известным российскому оперативно-розыскному законодательству (не включена в перечень ОРМ в ФЗ об ОРД), тем не ме­нее эта операция имеет много общих признаков с:

разновидностью такого ОРМ, предусмотренного ФЗ об ОРД, как опе­ративное внедрение;

агентурным сыском (полностью последним ее признать нельзя так как операция согласно Конвенции ООН, во-первых, является не формой организации агентурной деятельности, а только отдельным конкретным актом (схожим с оперативным внедрением) и, во-вторых, ограничена борьбой с организованной преступностью). См. § 4 гл. 17 настоящего издания.

 

Карьера военного

учебные материалы