Разведки иностранных государств - Понятие оперативно-розыскной информации. Обогащение оперативно-розыскной информации - Психическая модель
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Между образом и мысленной моделью возникают отношения субординации: образы первичны, а по своему месту и познании имеют базисный характер; психические же модели вторичны по сравнению с образами, а их функции в познании НОСЯТ производный, подчиненный характер. Психическая модель, будучи оптимальным вариантом осмысливания социальных явлений, становится той категорией, которой оперируют при извлечении полезной информации в общении с ее источником. У людей — носителей знаний формирование образов и психических моделей происходит также на основе информационных процессов. Но даже систематизированные, полные знания остаются лишь информацией «для себя», ибо с точки зрения задач ОРД они не устраняют неопределенности (являются лишь элементами разнообразия). Органы чувств, будучи единственными каналами получения информации, поставляют человеческому мышлению эмпирические данные, которые наряду с существенными содержат и второстепенные сведения, что уже создает помехи. Но это лишь один вариант, увеличивающий многообразие и усложняющий выбор значимых сведений. Знания о фактах, событиях, поведении людей возникают в результате отдельных высказываний или связанных систем, наблюдений, сравнений, соединения различных суждений воедино, построения логических умозаключений. Все это происходит либо в результате продуманной, планируемой деятельности, либо стихийно, когда приобретение знаний (возникновение мысленных моделей) не отделено от практических действий людей, от системы типичных общений.
Сознание человека (в данном случае идет речь о наиболее массовых источниках оперативно-розыскной информации) функционирует как сложное взаимоотношение различных процессов, связанных с индивидуальными особенностями, усвоением опыта, влиянием общественного сознания. Человек в ходе своей жизни усваивает опыт предшествующих поколений, и это происходит в форме овладения системой знаний, нравственных норм, выработанных обществом. Чувствующий, думающий, переживающий индивид не формирует знания механически, а придает им определенную окраску в зависимости от многих факторов: общественного положения; уровня индивидуальных познаний; правосознания; личной активности; наличия или отсутствия солидарности с правонарушителями; личной заинтересованности в связи с представлениями о последствиях передачи и распространения ставших ему известными сведений.
Наконец, у людей возникают оценочные суждения, что связано с определенной степенью абстрагирования, с оперированием идеальными категориями, когда в зависимости от индивидуальности происходит мысленное восполнение недостающих элементов логической схемы (модели). Все это достигается мысленным повторением воспринимавшихся явлений, событий, но с исключением из последних тех материальных ограничений, которые не корреспондируют с индивидуальными представлениями о сущности и оценке наблюдавшихся явлений.
В литературе отмечалось, что само мысленное повторение известных из опыта схем означает аналогичность структуры мыслительной деятельности структуре уже известных решений. В результате создаются имеющие субъективную окраску мысленные модели, постепенно «очищающие» воспринятую в первоначальном виде информацию. Субъективизм проявляется в индивидуальности расчленения явлений на главные и неглавные, значимые и незначимые, первостепенные и второстепенные. Эти мыслительные процессы наблюдаются не только у граждан, которых мы ранее отнесли к категории пассивных источников информации, но и у негласных сотрудников, оперативников. «Очищение» может приводить к полному игнорированию деталей, играющих важную познавательную роль при получении оперативно-розыскной информации, и как следствие — к искажению действительности, неполноте отражения, а в ряде случаев и к возникновению пристрастия, тенденциозности, утрированности, фантазированию. Здесь-то и проявляют себя правовые категории, обращение к которым позволяет не только формулировать адекватные возникшей ситуации оценки, но и принимать тактические решения.
Например, А.Ф. Возный, исследуя моделирующие функции категорий уголовного права, справедливо отмечал, что нормы института соучастия определяют характер мероприятий, проводимых с помощью агентуры. Они позволяют правильно избрать кандидата на привлечение к негласному сотрудничеству из числа соучастников, определить наиболее целесообразную и правомерную линию поведения агента переде разрабатываемых, заранее наметить границы, в которых агент может действовать. Наконец, на формировании знаний сказываются специфика человеческих общений и особенности передачи информации ЯЗЫКОВЫМИ средствами. Языковое выражение понятий и причинных связей приводит к тому, что человек реагирует не только на материальные раздражители объективного мира, но и на ту языковую среду, в которой он находится. Во всех мыслительных операциях внимание направлено па содержание, значимость явлений. С помощью языковых средств формулируется суждение (заключение) ОТНОСИПЛЬНО реально или предположительно существующих фактов, пещей, предметов. При этом люди пользуются понятийным аппаратом, соответствующим их опыту, уровню развития, профессии, возрасту, интеллекту. Языковые средства передачи информации В процессе общения имеют разный уровень и от социальной окраски, эмоционального отношения к различным явлениям. Исследователи-лингвисты отмечают, например, что форма языкового поведения быстро меняется при изменении социального положения говорящего, помимо территориальных диалектов существуют еще и социальные.
В частности, социальный диалект (принятый в той или иной социальной общности субвариант речи) возникает под влиянием этнических особенностей, общения в группах с определенным уровнем и типом образования. В разной социальной среде не только существуют разные оценочные категории, но и используются неадекватные языково-логические конструкции и образы для стандартизации обозначений тех или иных явлений. Так появляется языковая (понятийная) несовместимость, что увеличивает многообразие элементов, усложняя выбор из них тех, которым придается значение оперативно-розыскной информации.
В противовес стихийному образованию «разнообразия» осуществляется упорядочение на основе творческого процесса мышления специалистов — оперативников. Они выступают в качестве познающих субъектов особого рода, формулируют содержание новых знаний о предмете ОРД. Такое познание поднимается на более высокий уровень по сравнению со стихийно-эмпирическим, оно имеет организационное обеспечение и учитывает ряд закономерностей социальной жизни, которые либо затрудняют, либо способствуют «производству» оперативно-розыскной информации.
Рассмотрим практические пути обогащения оперативно-розыскной информации. Если индивидуальный опыт при стихийно-эмпирическом формировании образов, знаний, суждений, мысленных моделей не создает условий для глубокого и всестороннего отражения объективной реальности, то осуществляемый на профессиональном уровне, упорядоченный, логически целенаправленный отбор фактов, наоборот, рассчитан на полное познание соответствующих явлений, связанных и с преступной, и с допреступной деятельностью. В отборе необходимой информации решающую роль выполняют, во-первых, знание закономерное гей возникновения причинных связей между предметами, следами и действиями преступников до, в момент и после совершения преступления и, во-вторых, наличие рациональных элементов, имеющихся помимо чувственного содержания в индивидуальном опыте негласных сотрудников — активных источников информации. Этот опыт складывается у них в рамках стихийно-эмпирического (обыденного) познания с постепенным приобретением некоторых профессиональных навыков отбора информации.
Вполне управляем и механизм возникновения психической модели в сознании любою человека - вероятного источника информации. Для этою и служит тактика опроса, беседы, которая, исключая внушение, навязывание мнений и суждений, импонирующих версии оперативника, призвана способствовать осмысливанию источником информации образов, возникших в результате восприятия событий, рассказов, поведения людей, ИХ действий, ЭМОЦИЙ и других явлений, имеющих уголовно-правовые последствия или носящих криминогенный характер. Тактические приемы во многих случаях «возвращают» мышление источника информации к первоначальным образам, «разрушают» мысленные модели, породившие неверные суждения, и способствуют построению новых моделей на базе тех же, но мысленно упорядоченных образов и исходных знаний. Другими словами, тактика получения информации включает элементы управления мышлением соответствующих лиц — источников оперативно значимой информации.