Разведки иностранных государств - Понятие оперативно-розыскной информации. Обогащение оперативно-розыскной информации
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
История исследования сути и содержания понятия оперативно-розыскной информации весьма интересна и поучительна. В теории ОРД вначале обратились к термину «информация», считая его аксиоматичным. Понимая под информацией «данные», «сведения», «факты», «события», «обстоятельства», возникающие в практике борьбы с преступностью, в самом определении информации использовали методы их перечисления.
Например, Д.В. Гребельскип рассматривал оперативно-розыскную информацию как совокупность первичных и выводных данных о лицах, причастных к подготовке и совершению преступлении, фактах преступных проявлений, состоянии оперативно-розыскных сил и средств, а также условий, в которых протекает деятельность — борьба с преступностью. Это определение вызвало полемику, причем она возникла из-за пределов понимания термина «совокупность данных». При таком подходе оперативно-розыскная информация неизбежно охватывает сведения об экономических, демографических и других условиях, учитываемых при изучении оперативной обстановки и организации борьбы с преступностью. В конечном счете специфика методов и тактических приемов получения информации отличает оперативно-розыскную информацию от других видов социальной информации.
В кибернетике и естественных науках возникла множественность аспектов информации как объективного явления: теоретико-отражательный, раскрывающий роль информации в процессах отображения объективной действительности; гносеологический, раскрывающий представление об информации как средстве познания; семантический, предполагающий содержание и значение информации; аксиологический, формирующий концепции ценности информации для различных сфер деятельности; количественный, приобретающий значение для принятия решений при определении, например, емкости «памяти» ИПС; коммуникативный, раскрывающий сложную организационно-техническую природу информационной связи, и др. Все это обусловило большое количество попыток определения информации как научного понятия.
Каждое такое определение, если оно применяется в сфере своего действия, верно отображает какую-то сторону или особенность информации. Однако всякие попытки универсализации частного определения, открывающего один или несколько аспектов информации, как справедливо отмечено в литературе, приводят к неудачным выводам.
В работах философов и кибернетиков с начала 1960-х гг. наметилось стремление отойти от чисто количественного, статистического анализа информации. Появилась тенденция раскрыть ее содержание, смысл, ценность, т.е. перейти к более глубокому, качественному изучению, ибо для решения социальных задач необходимо осмысливать информацию, раскрывать качественные особенности, иод которыми понимают ее смысловое содержание и практическую ценность.
Применительно к специфике оперативно-розыскных задач рассмотрим определения информации, которые, на наш взгляд, способствуют познанию содержательною и коммуникативного назначения оперативно-розыскной информации. Обзор литературы позволяет сосредоточить внимание на следующих определениях: информация — это обозначение содержания, полученного из внешнего мира; информация — отрицание энтропии; информация — оригинальность; информация - мера сложности; информация — вероятность выбора. Нетрудно заметить, что данные определения отражают служебное назначение информации — получить какое-то сообщение из внешнего мира, устранить неопределенность, обнаружить связь между фактами, событиями, а также прямую и обратную связь между управляющими и управляемыми элементами различных систем.
Все эти функции свойственны и оперативно-розыскной информации. Она содержит практически неограниченное число разновидностей фактов, явлений, событий, характеристик. Такое положение объясняется не только тем, что преступления могут совершаться во многих сферах общественной жизни на почве случайно или закономерно возникающих отношений между людьми и характеризоваться многообразием мотивов.
Содержание оперативно-розыскной информации отличается широким разнообразием сведений, относящихся также к характеристике оперативно-тактической обстановки, основных сил ОРД, к оценке результатов их использования. Оперативно-розыскная информация отражает не только те явления, события, обстоятельства, изменения в среде, которые возникают в результате преступлений, но и широкий круг явлений, обстоятельств, событий, влияющих на преступное поведение отдельных лиц.
Имея объективный характер, оперативно-розыскная информация возникает в результате действий (преступных, допреступных, антисоциальных), в том числе высказываний (например, аморального, разлагающего содержания), обнаружения объективно сложившихся или умышленно создаваемых условий, которые могут бы и. использованы в преступных целях.
Реальная действительность, явления, имеющие криминогенным или криминальный характер, обстоятельства (изменения в среде), возникающие в связи с общественно опасным поведением, существуют объективно. Устанавливаемые с помощью специальных средств и методов, а следовательно, интерпретируемые через сие тему специальных знаний и оценок, они становятся оперативно-розыскной информацией. В тех случаях, когда эти явления обнаруживаются и фиксируются в процессуальном порядке, появляются доказательства. Однако содержание фактов, событий не изменяется, оно обусловлено их объективной природой.
Поэтому весьма заметна и значима роль оперативно-розыскной информации в процессе доказывания: она определяет вещи, предметы, факты, которые могут быть доказательствами; обладает теми сведениями, которые представляют собой содержание доказательств; указывает на людей, документы, которые становятся источниками доказательств.
Сложность криминалистических и криминологических проблем должна «вынуждать» исследователей проникать в содержание соответствующих социальных, социально-психологических и индивидуально-психологических явлений, возникающих в практике ОРД. Отражательный аспект оперативно-розыскной информации проявляется не только в варианте непосредственного отражения. В любой сфере социальной жизни, а тем более в управлении социальными процессами, для осуществления целей борьбы с преступностью нельзя игнорировать огромный объем знаний, накопленных человеческим опытом. Значительная их часть включается или потенциально может быть включена в процессы управления, регулирования отношений между людьми, познания определенных групп явлений.
Существует быстрорастущий поток информации, вырабатываемой специальными юридическими и смежными науками, который используется для формирования системы принятия решений в борьбе с преступностью. То, что принято в литературе по теории ОРД рассматривать как «характеристику сил и средств», при углубленном подходе оказывается своеобразным (на практике чаще всего несистематизированным) массивом информации, отражающим возможности агентуры, оперативников по негласному получению информации, в том числе и характеристику их разведывательных возможностей. Наконец, отражательный аспект оперативно-розыскной информации не допускает игнорирования возникающего при осуществлении оперативных мер информационного «шума» — следствия ошибочных представлений, неправильного восприятия действительности, которая в практике борьбы с преступностью оказывает влияние на возникновение версий и содержание предпринимаемых действий.
Ряд исследователей справедливо полагают, что во многих областях деятельности человек находится лишь на поверхности обширного моря информации и далеко не исчерпывает ее, принимая свои решения. Это характерно для ОРД, потому что прогресс в развитии общества, социальных наук, переход к изучению все более глубинных законов, определяющих мотивацию, выбор форм индивидуального поведения, групповую психологию и многие другие категории, несомненно, усложняют содержание информации. Возрастают требования к методам ее получения, оценки, систематизации и обработки.
Таковы некоторые исходные положения о сущности оперативно-розыскной информации как «обозначения содержания, полученного из внешнего мира».
Обратимся к другому аспекту — связанному с присущими информации свойствами «отрицания энтропии» и «устранения неопределенности». Изучение практики ОРО дает основание констатировать парадоксальное явление: потребители (оперативники), оценивая поток информации, отмечают, что сведений слишком много (по их общему объему) и слишком мало (по доле доступных для конкретного пользования). Разумеется, не вся ранее накопленная и вновь поступающая информация одинаково ценна и необходима.
В этой связи обозначается разрыв между широкими возможностями в отборе и использовании полезной информации и действительностью — практикой такого сбора и использования. Разрыв тем существеннее, чем ниже специальная подготовка исполнителей (в первую очередь агентов и оперативников), средние показатели их криминалистических, уголовно-правовых, оперативно-тактических знаний.
В теории информации применяется понятие ситуации с неопределенностью. Неопределенность может быть присуща как знаниям об объекте, так и самому этому объекту. Если сообщение не снижает неопределенности, то с позиций рассматриваемой теории предполагается, что в нем не содержится информации. Таким образом, качественная сторона оперативно-розыскной информации раскрывается через ее количество, которое содержит суждения по исследуемой ситуации и обладает степенью истинности (доказанности), в какой-то мере уменьшающей неопределенность в данной частной проблеме.
Следовательно, чем шире возможность выбора, тем неопределеннее его исход. Чем больше неопределенности устраняет сообщение, тем больше содержит оно информации. Эта концепция хорошо объясняет информационные процессы, характерные дли раскрытия преступлений, розыска лиц, их совершивших, когда проверка версий влечет за собой устранение одной неопределенности и возникновение новой до тех пор, пока полученные сведения не снимут общего состояния неопределенности.
Обратимся к следующим определениям: «информация - передача разнообразия», «информация — оригинальность». Данный подход весьма интересен, ибо он раскрывает сущность информации через разнообразные формы и содержания. Речь идет о возможности существования не одного какого-либо вида, а множества видов оперативно-розыскной информации, се специфических проявлений.
Если рассматривать информацию как разнообразие, то можно характеризовать не только содержание отражения, но и его форму, в частности разнообразие носителей информации, способов модуляции и кодирования. В процессе познания явлений, на которые нацелена ОРД, информация характеризует их содержание, а также способы и методы самого познания. Получение информации путем ограничения разнообразия основано на том, что при наличии в данном множестве некоторого разнообразия (фактов, событий) появляется возможность осуществить операцию выбора.
Теоретическая и практическая значимость этого подхода заключается в том, что знание достигается благодаря упорядочению (построению логических структур) содержательных элементов информации — из менее организованного в более организованное состояние, из состояния с большим разнообразием в состояние с меньшим разнообразием.
Таким образом, ограничение разнообразия становится, по существу, подготовкой организационных (управленческих) и тактических решений. Однако это лишь часть решения задачи. Информация, которая распространяется от источника к приемнику (преобразуется, распределяется и используется), содержит в себе как внешнее, так и внутреннее разнообразие. Последнее означает, что в любом социальном и материальном образовании отображается разнообразие его свойств и происходящих в нем процессов. Очевидно, сколь значимо это положение для получения информации о людях, среде, их многоаспектных характеристиках, внутреннем содержании, межличностных отношениях для решения оперативно-тактических задач.
Большое значение для понятия оперативно-розыскной информации имеет подчеркнутая в работах кибернетиков особенность социальной информации «содержать информацию об информации». Эта особенность связана с тем, что человек может познавать самого себя, в том числе собственные познавательные, информационные способности и их результаты, организовывать, упорядочивать информационные процессы. Эта способность выражается в частности, в профессиональном мастерстве оперативников, в определенной мере агентов, с которыми они углубляются в сложные механизмы возникновения информации, дают оценку психологическим и психическим возможностям ее источников, регулируют потоки оперативно-розыскной информации, организуют ее проверку и перепроверку.
Абстрактная категория «разнообразие» материализуется в овеществленных следах преступления, существует в мысленных образах, запечатлевших облик преступников, заложена в памяти людей в виде систематизиронанных или отрывочных суждений утверждений, знаний, смысл которых можно раскрыть и познать лишь при обнаружении связи с другими суждениями, утверждениями, следами. Выбор того или иного элемента из разнообразия уничтожает неопределенность, так как из множества возможностей превращает в действительность какую-то одну. Возникает ситуация фиксирующая получение новых знаний: одна из многих возМожностеи превратилась в действительность.
По мнению кибернетиков, производство информации и есть превращение в действительность одной или нескольких Возможностей из множества других. Принципиальная схема «возникновения» информации, отразившая развитие в теории информации кибернетического направления, вполне приемлема для теории оперативно-розыскной информации. Здесь необходим учет столь значимых категорий, как «достоверность», «ошибка», «дезинформация». Они отражают важнейшие субъективные процессы: особенности восприятия, цели передачи информации или ее «производства». Поэтому устранение неопределенности в оперативной и следственной практике не всегда совпадает с актом ограничения разнообразия (например, при опознании личности). Ограничение разнообразия становится лишь этапом в устранении неопределенности и повторяется на новой информационной основе.
С этой точки зрения в практике ОРД и уголовного судопроизводства состояние неопределенности сохраняется на всех его этапах вплоть до вступления приговора суда в законную силу.
Любая управляемая система реагирует не на всякую информацию, не на все сигналы, а лишь на те, которые необходимы для управления в конкретных условиях. В этом отношении система ОРО не является исключением. Условно можно себе представить набор сигналов, относящихся к криминогенным явлениям и криминальным событиям, на которые эта система реагирует. Такое представление будет действительно условным, ибо невозможно заранее предсказать и ограничить какими-то пределами события, которые могут оказаться значимыми для профилактики, раскрытия преступлений или розыска преступников. Их можно лишь типизировать для того, чтобы вести речь о сигнальной форме информации. Таким образом, если ограничение разнообразия посредством выбора и есть тот порог, за которым возникает информация, то конкретные оперативные действия являются актом (ее производства.
Несмотря на специфику сферы борьбы с преступностью, здесь можно применить общую характеристику ссоциально-информационных процессов. Существует лишь специфика использования этих фрагментов действительности в ОРД Любое: событие политического, экономического, технического, стихийного, а тем более бытового характера может оказаться значимым само по себе, но для обнаружения связи между фактами, воспроизводящими картину преступления: даты встреч, разговоров, событий, которые предшествовали или наступили вслед за совершением противоправного деяния. Таким образом, по содержанию рассматриваемый вид информации может характеризовать любые предметы, явления, отношения и процессы.
Обратимся к источникам оперативно-розыскной информации. В процессах поиска информации, разведываттельных и иных оперативно-тактических действий инициатива исходит от получателя и потребителя информации. Получение и потребление информации, как правило, совпадают. Типичный получатель оперативно-розыскной информации — агент. Но одновременно он и потребитель информации, ибо не может не осмысливать ее, что накладывает отпечаток, во-первых, на поведение агента (например, в среде разрабатываемых), во-вторых, на воспроизведение информации при передаче оперативнику, когда он вольно или невольно прждает ей эмоциональную окраску, сопровождает своим мнением и (оценочными суждениями. Если исходить из того, что потребите/ль тот, кто использует информацию в своих целях, то для агента этот признак характерен. Точно так же и оперативник выступает в роли! получателя информации, но ему в большей степени свойственны признаки потребителя.
Специфика поведения преступников и других лиц, заинтересованных в маскировке своих действий, сокрытии известных им фактов, требует расстановки активных получателей информации (активных источников), что достигается организацией и тактикой. Однако эти мероприятия не устраняют возникновения ее пассивных источников: осведомленных граждан, брошенных, забытых, где-то хранящихся предметов, документов, содержащих важные сведения.
Наконец, активность и пассивность человека как источника информации связана с инициативой передачи информации: если инициатива исходит от него, значит, он активный источник информации, если он не ставит себе цели передачи информации, — в этом случае, если он все же передает информацию по инициативе другого, он — пассивный источник. Из этого следует, что любой гражданин, по собственной инициативе передающий сведения, которые приобретают значение оперативно-розыскной информации, становится активным (хотя и заранее не организованным) источником информации. Таким образом, и в смысле источников оперативно-розыскная информация, по существу, ограничений не имеет.
Таким образом, оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели получения (борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работникам.
Отражая сложные социальные процессы и явления, оперативно-розыскная информация требует определенной обработки не только в смысле систематизации (в зависимости от ее назначения), но и в содержательном аспекте. При этом речь не идет о нарушении принципа объективности. Обработка, по существу, характеризует весь процесс получения информации и предполагает отбор тех сведений, которые являются ценными. Термин «обогащение» наиболее точно отражает сущность данною процесса. Актуальность проблемы обогащения информации не вызывает сомнений, если рассматривать ее в аспекте практики информационною обеспечения оперативно-розыскных мер борьбы с преступностью.
Главной причиной «бедности» информации, фиксируемой в ДОУ, является несовершенство практики ее отбора (получения). Активное познание, которым характеризуется ОРД, предполагает и активное выделение, извлечение нужной информации об объекте при исключении ненужной, побочной. (Имеются в виду помехи («шум») и все сведения, не представляющие ценности с точки зрения целей и задач борьбы с преступностью.)
В связи с проблемой извлечения полезной и исключения ненужной информации в теории упоминаются методы селекции, фильтрации, оптимального кодирования и декодирования. В какой-то мере они свойственны ОРД: селекция предполагает отбор ценной информации, фильтрация — ее «очистку» перед направлением в И ПС, кодирование и декодирование в широком смысле - применение юридической, в том числе и оперативно-тактической, терминологии для свертывания при передаче информации и развертывания при ее использовании.
Преступление или процесс формирования преступного поведения в зависимости от вида и содержания противоправной деятельности оставляет изменения в среде, материальные следы (на предметах, в документах), формирует те или иные знания, образы, представления и суждения в сознании людей. Извлечение информации при обнаружении материальных следов имеет главным образом криминалистический аспект. Чем выше избирательные возможности технических средств, тем больше сведений удается извлекать с их помощью. Современные средства позволяют, в частности, оперировать информацией, получаемой при исследовании микроследов. Более сложной представляется проблема получения информации о местонахождении следов, а также определение ее полезного оптимального объема, оперируя образами, представлениями, суждениями, которые имеют, как правило, субъективную окраску.
Критерии ценности информации складываются эмпирически, в них отражен многолетний коллективный опыт, но во многом они определяются индивидуальными программами мышления оперативников. Их мыслительная деятельность осуществляется по «программе», сложившейся в период их развития и становления как личностей. То, что называют специальным, профессиональным опытом, представляет собой систему подпрограмм, которые включаются каждый раз в протекающий процесс мыслей, когда происходят оценка множества и выбор информации.
Учение о категоризации, которое имеет многолетнюю историю, позволяет углубиться в механизм возникновения подпрограмм отбора информации и направить усилия на выделение признаков криминогенных явлений и криминальных событий, определение их значения и использование решающих признаков (сигналов) с целью группировки объектов в соответствующие классы. Категоризация, таким образом, становится необходимым элементом подготовки программ, нацеливающих на отбор всей тактически значимой информации.
Очевидно, что формированию в сознании исполнителей — оперативников необходимых категорий должно способствовать нормативное закрепление и понятий, и наборов сведений, которые требуют фиксации. (Именно в этом заключается современное решение проблемы получения информации в связи с обращением к механизированным и автоматизированным системам ее обработки.) Однако, используя механизм образования необходимых понятий управляя процессом категоризации на профессиональном уровне, расширяя пределы познания по мере углубления в закономерности возникновения преступного поведения, мы не должны игнорировать важнейшего обстоятельства, характерного для ситуации получения информации: у ее источников (граждан) ПОНЯТИЙНЫЙ аппарат и представления о существенном формируются на основе индивидуальных процессов категоризации (вне наших программ). Если для агентов существует возможность переучивания, пересмотра привычной системы оценок социальных явлений, приобретения навыков «опредмечивания» информации о следах, преступных действиях и допреступном поведении, то в отношении первоисточников - граждан необходимо ИСХОДИТЬ из наличия множества личностных подходов при отборе существенных признаков. Поэтому при извлечении полезной информации необходимо учитывать, что наряду с образом существует и другая гносеологическая категория, а именно мысленная (психическая) модель.
Между образом и мысленной моделью возникают отношения субординации: образы первичны, а по своему месту и познании имеют базисный характер; психические же модели вторичны по сравнению с образами, а их функции в познании НОСЯТ производный, подчиненный характер. Психическая модель, будучи оптимальным вариантом осмысливания социальных явлений, становится той категорией, которой оперируют при извлечении полезной информации в общении с ее источником. У людей — носителей знаний формирование образов и психических моделей происходит также на основе информационных процессов. Но даже систематизированные, полные знания остаются лишь информацией «для себя», ибо с точки зрения задач ОРД они не устраняют неопределенности (являются лишь элементами разнообразия). Органы чувств, будучи единственными каналами получения информации, поставляют человеческому мышлению эмпирические данные, которые наряду с существенными содержат и второстепенные сведения, что уже создает помехи. Но это лишь один вариант, увеличивающий многообразие и усложняющий выбор значимых сведений. Знания о фактах, событиях, поведении людей возникают в результате отдельных высказываний или связанных систем, наблюдений, сравнений, соединения различных суждений воедино, построения логических умозаключений. Все это происходит либо в результате продуманной, планируемой деятельности, либо стихийно, когда приобретение знаний (возникновение мысленных моделей) не отделено от практических действий людей, от системы типичных общений.
Сознание человека (в данном случае идет речь о наиболее массовых источниках оперативно-розыскной информации) функционирует как сложное взаимоотношение различных процессов, связанных с индивидуальными особенностями, усвоением опыта, влиянием общественного сознания. Человек в ходе своей жизни усваивает опыт предшествующих поколений, и это происходит в форме овладения системой знаний, нравственных норм, выработанных обществом. Чувствующий, думающий, переживающий индивид не формирует знания механически, а придает им определенную окраску в зависимости от многих факторов: общественного положения; уровня индивидуальных познаний; правосознания; личной активности; наличия или отсутствия солидарности с правонарушителями; личной заинтересованности в связи с представлениями о последствиях передачи и распространения ставших ему известными сведений.
Наконец, у людей возникают оценочные суждения, что связано с определенной степенью абстрагирования, с оперированием идеальными категориями, когда в зависимости от индивидуальности происходит мысленное восполнение недостающих элементов логической схемы (модели). Все это достигается мысленным повторением воспринимавшихся явлений, событий, но с исключением из последних тех материальных ограничений, которые не корреспондируют с индивидуальными представлениями о сущности и оценке наблюдавшихся явлений.
В литературе отмечалось, что само мысленное повторение известных из опыта схем означает аналогичность структуры мыслительной деятельности структуре уже известных решений. В результате создаются имеющие субъективную окраску мысленные модели, постепенно «очищающие» воспринятую в первоначальном виде информацию. Субъективизм проявляется в индивидуальности расчленения явлений на главные и неглавные, значимые и незначимые, первостепенные и второстепенные. Эти мыслительные процессы наблюдаются не только у граждан, которых мы ранее отнесли к категории пассивных источников информации, но и у негласных сотрудников, оперативников. «Очищение» может приводить к полному игнорированию деталей, играющих важную познавательную роль при получении оперативно-розыскной информации, и как следствие — к искажению действительности, неполноте отражения, а в ряде случаев и к возникновению пристрастия, тенденциозности, утрированности, фантазированию. Здесь-то и проявляют себя правовые категории, обращение к которым позволяет не только формулировать адекватные возникшей ситуации оценки, но и принимать тактические решения.
Например, А.Ф. Возный, исследуя моделирующие функции категорий уголовного права, справедливо отмечал, что нормы института соучастия определяют характер мероприятий, проводимых с помощью агентуры. Они позволяют правильно избрать кандидата на привлечение к негласному сотрудничеству из числа соучастников, определить наиболее целесообразную и правомерную линию поведения агента переде разрабатываемых, заранее наметить границы, в которых агент может действовать. Наконец, на формировании знаний сказываются специфика человеческих общений и особенности передачи информации ЯЗЫКОВЫМИ средствами. Языковое выражение понятий и причинных связей приводит к тому, что человек реагирует не только на материальные раздражители объективного мира, но и на ту языковую среду, в которой он находится. Во всех мыслительных операциях внимание направлено па содержание, значимость явлений. С помощью языковых средств формулируется суждение (заключение) ОТНОСИПЛЬНО реально или предположительно существующих фактов, пещей, предметов. При этом люди пользуются понятийным аппаратом, соответствующим их опыту, уровню развития, профессии, возрасту, интеллекту. Языковые средства передачи информации В процессе общения имеют разный уровень и от социальной окраски, эмоционального отношения к различным явлениям. Исследователи-лингвисты отмечают, например, что форма языкового поведения быстро меняется при изменении социального положения говорящего, помимо территориальных диалектов существуют еще и социальные.
В частности, социальный диалект (принятый в той или иной социальной общности субвариант речи) возникает под влиянием этнических особенностей, общения в группах с определенным уровнем и типом образования. В разной социальной среде не только существуют разные оценочные категории, но и используются неадекватные языково-логические конструкции и образы для стандартизации обозначений тех или иных явлений. Так появляется языковая (понятийная) несовместимость, что увеличивает многообразие элементов, усложняя выбор из них тех, которым придается значение оперативно-розыскной информации.
В противовес стихийному образованию «разнообразия» осуществляется упорядочение на основе творческого процесса мышления специалистов — оперативников. Они выступают в качестве познающих субъектов особого рода, формулируют содержание новых знаний о предмете ОРД. Такое познание поднимается на более высокий уровень по сравнению со стихийно-эмпирическим, оно имеет организационное обеспечение и учитывает ряд закономерностей социальной жизни, которые либо затрудняют, либо способствуют «производству» оперативно-розыскной информации.
Рассмотрим практические пути обогащения оперативно-розыскной информации. Если индивидуальный опыт при стихийно-эмпирическом формировании образов, знаний, суждений, мысленных моделей не создает условий для глубокого и всестороннего отражения объективной реальности, то осуществляемый на профессиональном уровне, упорядоченный, логически целенаправленный отбор фактов, наоборот, рассчитан на полное познание соответствующих явлений, связанных и с преступной, и с допреступной деятельностью. В отборе необходимой информации решающую роль выполняют, во-первых, знание закономерное гей возникновения причинных связей между предметами, следами и действиями преступников до, в момент и после совершения преступления и, во-вторых, наличие рациональных элементов, имеющихся помимо чувственного содержания в индивидуальном опыте негласных сотрудников — активных источников информации. Этот опыт складывается у них в рамках стихийно-эмпирического (обыденного) познания с постепенным приобретением некоторых профессиональных навыков отбора информации.
Вполне управляем и механизм возникновения психической модели в сознании любою человека - вероятного источника информации. Для этою и служит тактика опроса, беседы, которая, исключая внушение, навязывание мнений и суждений, импонирующих версии оперативника, призвана способствовать осмысливанию источником информации образов, возникших в результате восприятия событий, рассказов, поведения людей, ИХ действий, ЭМОЦИЙ и других явлений, имеющих уголовно-правовые последствия или носящих криминогенный характер. Тактические приемы во многих случаях «возвращают» мышление источника информации к первоначальным образам, «разрушают» мысленные модели, породившие неверные суждения, и способствуют построению новых моделей на базе тех же, но мысленно упорядоченных образов и исходных знаний. Другими словами, тактика получения информации включает элементы управления мышлением соответствующих лиц — источников оперативно значимой информации.
Для тактики получения информации весьма значимо то, что на объем получаемой информации влияют не только потребности в ее передаче, но и способы их регулирования. Влияние последних сказывается косвенным образом, угнетая или стимулируя мыслительные процессы источника информации. В умении найти стимулы к воссозданию образов и наиболее полной передаче информации и заключается роль тактики. Среди приемов обогащения информации практикуется включение внимания тех лиц, которые привлекаются к проведению ОРМ. Таково, например, восприятие элементов способа совершения преступлений при заранее организованном наблюдении. Участники ОРМ непосредственно воспринимают те или иные явления, события, следы, поступки людей в соответствии с заранее сформулированной целью (программой).
Обращаясь к методам опроса (беседы) как средству получения информации, следует заметить, что живая речь имеет помимо чисто 640
смысловой дополнительную информацию, которую источник сообщает иногда добровольно, а иногда и против своего желания. Так, из характера речи, ее окраски мы можем судить о настроении, душевном состоянии говорящего, его желании или нежелании сообщать известные факты. В ряде случаев можно определить особенности наречия, свидетельствующие о рождении или проживании человека в той или иной местности.
Немецкий исследователь К. Купфмюллер утверждает, что дополнительная информация, содержащаяся в интонации, громкости и особенностях ипдииидуального голоса при нормальном разговоре, составляет примерно 75% от смысловой Информации. Необходимо добавить, что
помимо речи сотрудник, получающий информацию, зрительно воспринимает мимику, жесты, последствия переживаний, имеющие внешние
проявления (состояние испуга, смятения), которые также несут большой объем «психологической» информации, весьма важной в тактическом отношении. Естественно, эта информация непосредственно не «сообщает» о каких-то фактах, но может иметь весьма существенное значение для тактики отбора «Смысловой» информации, а также для построения оперативно-розыскных версий.
Большие потенциальные возможности в смысле обогащения информации заложены в научно обоснованном программировании ее отбора из многообразия фактов и явлении. Речь идет о необходимости создания условий, в которых будет реализован оптимальный вариант получения ценной оперативно-розыскной информации при непосредственных контактах ее источников с получателем. Если представить взаимодействие адресатов — получателей и источников информации — в виде своеобразной замкнутой информационной системы, то, как известно из теории информации, для такого рода систем характерна не только формальная замкнутость (в данном случае но целям, методам и средствам), но замкнутость и по отношению к определенному содержанию информации.
Не всякая информация представляет для адресата ценность, поэтому не вся она воспринимается, а тем более фиксируется. Критерии ценности сложились эмпирически, в них отражен многолетний коллективный опыт, но во многом, как уже говорилось, они определяются индивидуальными программами мышления оперативников.
К числу типовых программ, которыми пользуются практические работники, можно отнести следующие: оценки доказательственного значения информации; позволяющие усмотреть прогностическое назначение информации; нацеливающие на отбор информации для рациональных тактических решений. С годами, опытом эти программы улучшаются, совершенствуются, чему способствуют пополнение знаний и осмысливание достижений науки.
Например, криминологическое учение о стадиях формирования общественной опасности личности представляет достаточно полные данные для возникновения в сознании оперативника подпрограммы обнаружения прогностической информации среди фактов, явлений, с которыми он сталкивается. Проблема заключается не только в том, чтобы все операции выбора, просеивания, осмысливания разного рода явлений способствовали выделению наиболее существенной, значимой информации, ной в ТОМ, чтобы этой значимостью наделить новые элементы, придать им функции ценной информации.
В специфических условиях ОРД отбор информации происходит оперативниками как непосредственно, гак и опосредованно, через негласных сотрудников. В этой связи перспективно формирование необходимых подпрограмм выбора информации ДЛЯ каждого из адресатов с учетом их тактических возможностей. Решение этой задачи может быть достигнуто несколькими путями. Наиболее продуктивным представляется внедрение стандартных документов программированного сбора информации. Многократная проработка программы, составленной из научно обоснованной совокупности признаков, характеризующих личность, поведение, среду, ситуацию, формирует мышление оперативника, позволяет ему самому глубже познать цели, которые достигаются С помощью оперативно-розыскной информации, и сформулировать эти цели перед другими исполни гелями, составляющими рабочий аппарат ее получения.
Оптимальные варианты получения информации с помощью программирования связаны с воздействием па условия деятельно сти адресата. Известно, что в коллективном опыте той или иной социальной группы рациональное содержание оценок явлений, в том числе криминогенных и криминальных, как правило, значительно обширнее и существеннее, чем в опыте отдельных лиц. Этому способствуют общение, групповые интересы, настроения, коллективные Оценочные суждения, обмен мнениями.
В процессе общения, тем более если он регулируется системой оперативно-тактических действий (например, проведением оперативных комбинаций, побуждающих конкретных лиц к желаемому поведению и высказываниям), обычно возникает новая ситуация, способствующая извлечению полезной оперативно-розыскной информации. В каждом акте общения заключены элементы информативные, эмоционально-действенные и регулятивные. При стихийном общении (с точки зрения оперативно-розыскных целей) доминирует тот или иной элемент. Цель получения информации предопределяет создание условий для доминирования в общении информативных элементов, хотя при реализации этой цели путем 642
применения тактических приемов обязательно используются регулятивные и эмоционально-действенные компоненты. Общение проявляется прежде всею в той стихии многообразных речевых процессов, которая характеризует все виды межличностных контактов: устойчивых и постоянно возобновляющихся. Это житейские разговоры, обмен мнениями в различных формальных и неформальных коллективах, случайные беседы.
Будучи по своему существу глубоко социальным процессом, общение вместе с тем всегда носит специфически личностный характер. Каждый человек обладает особым стилем или манерой общения: один замкнут, другой общителен, один испытывает потребность поделиться приобретенными знаниями, другой, предвидя варианты последствий, ПОДЧИНЯЯСЬ ГРУППОВЫМ установкам и целям, подавляет такое желание, третий в силу особенностей темперамента и жизненного опыта вообще никогда не испытывает потребности излагать то, что ему становится известным.
В зависимости ОТ Общей позиции, ценностной ориентации люди избирательно ОТНОСЯТСЯ к информации В процессе общения: они отдают предпочтение одному и не фиксируют внимания на другом, охотно вступают в контакт с одними людьми и избегают других. Во многом форма и тип общения зависят от партнеров — их характера, ценностной ориентации, интеллекта, опыта и мотивации поведения. Форма, тип общения влияют на природу (качество, ценность) порождаемой информации. Между формой общения, формой высказывания и их содержанием существует неразрывное единство.
Естественно, тактический замысел, призванный регулировать формы и тип общения, должен ИСХОДИТЬ из создания максимально благоприятных условий получения оперативно-розыскной информации. Соответственно подбирается агентура или-для агентов избираются легенды, отрабатывается ролевое поведение, осуществляются оперативные комбинации. Фактически речь идет о роли партнеров в общении с заранее разработанной программой поведения для отбора полезной информации. При этом необходимо учитывать особенности психологии поведения человека перед лицом других людей, когда проявляются моменты соперничества, корпоративности, подражания, внушения, конформизма.
Так может произойти умножение источников знаний, объективно отражающих реальные факты и события, но могут приумножаться и источники ложной информации, необоснованных слухов, когда высказанные домыслы и предположения трансформируются в уверенное «знание» о якобы имевших место фактах и событиях. Другими словами, приумножается разнообразие, усложняющее получение оперативно-розыскной информации. Выбор и создание ситуаций для общения, определение целесообразных форм поведения и другие приемы создания наиболее благоприятных условий для получения информации составляют предмет оперативно-розыскной тактики. В то же время любое тактическое построение основано опять-таки на исходной информации: знании обстановки, дающем возможность прогнозировать ситуацию, в которой предстоит получим» информации); на предварительных данных о вероятных источниках информации, степени их осведомленности.
Рассмотренные варианты обогащения оперативно-розыскной информации предполагают целесообразные действия в стадии ее получения. Наряду с ними существуют и чисто логические приемы. В качестве ОДНОГО ИЗ вариантов можно предложит!, некоторую стандартизацию критериев ценности в зависимости от целей получения информации.
Абстрагируясь от количественного критерия и сосредоточивая внимание па качественном, можно подойти к определению ценности оперативно-розыскной информации, поставив ее В зависимость от цели. Зная цель, мы получаем возможность пользоваться элементарным логическим критерием: будет ли содержание данной информации способствовать ее достижению, останется ли оно нейтральным или, наконец, помешает ему. В данном случае отбирается полезная информация, игнорируется нейтральная и анализируется происхождение помех. Следовательно, проблема заключается в формулировке целей, которые ДОЛЖНЫ быть представлены не в обобщенном (конечном) варианте, а поэтапно при концентрации внимания на информативно значимых рубежах. Практически это может быть реализовано в перечне методических указаний на то, что необходимо знать для доказывания, профилактики, тактических решений.
В связи с проблемой обогащения возникает вопрос о рациональной классификации информации. Если в основу классификации положить принцип соотнесения целей ОРД, то можно указать на три типа информации.
1. Информации, имеющая универсальное значение для прогнозирования индивидуального поведения, профилактики и раскрытия преступлений. Этот вид информации образуется вокруг факторов, влияющих на оперативную обстановку, и характеристик личности тех, кто при определенном стечении обстоятельств может совершать преступления (лица, представляющие оперативный интерес). Он возникает в связи с социальными явлениями, имеющими криминогенный характер, но наряду с ними отражает объективные явления, остающиеся до поры до времени нейтральными для ОРД (например, описание внешности, увлечений, интересов, круга общения изучаемых лиц).
2. Информация, обеспечивающая уголовное судопроизводство, — доказывание. Она порождается обстоятельствами преступления и 644
последующими действиями преступников, их соучастников и других прикосновенных лиц. Ее содержание — фактические данные, указывающие на событие преступления, действия преступников, обстоятельства, отягчающие или смягчающие их вину, и иные категории, охватываемые предметом доказывания. Если целевое назначение первого вида информации применительно к раскрытию преступлений заключается в том, чтобы заранее определить круг лиц, которые могут оказаться преступниками, то назначение второго вида информации - обеспечить обнаружение лиц, совершивших или совершающих конкретные преступления, получение доказательств их виновности. Ко второму классу следует также отнести информацию, обеспечивающую розыск лиц, уклоняющихся от следствия, суда и совершивших побег из-под стражи.
3. Информация, цель получения которой определяется потребностями оперативно-розыскной тактики. Этот вид информации обеспечивает осведомленность об общей оперативной ситуации (оперативно-тактической обстановке), которую необходимо принимать во внимание при выборе форм и приемов оперативно-тактических действий. Имеются в виду характеристика проверяемых лиц, учет тактических возможностей агентов, особенностей контрмер, предпринимаемых заинтересованными лицами, и целый ряд иных факторов.