Военное образование в России

Новости и учебные материалы

 

Тема 12: "Психологические особенности боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах"

Учебные вопросы:
1. Влияние социально-психологических, психологических, психоэргономических факторов на боевые действия личного состава.

2. Особенности и Психологические особенности боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах.

1. Влияние социально-психологических, психологических, психоэргономических факторов на боевые действия личного состава.

В основе социально-психологических особенностей лежат существенные различия между военным конфликтом и войной, проявляющиеся в политической, экономической, правовой и идеологической сферах жизнедеятельности общества. Война, как известно, является результатом проявления неразрешимых обычными средствами противоречий между государствами. В ней противоборствующие стороны преследуют самые решительные политические цели. В данном случае речь во многом идет о судьбе государства, ею статусе в мире, благополучии граждан, сохранении власти действующими политическими силами.
Анализ психологических аспектов первой и второй мировых войн показывает, что с началом военных событий подобного рода коренным образом меняются содержательные и динамические характеристики жизни общества во всех воюющих государствах. В недрах социального организма происходят мощные «тектонические» сдвиги: перестраивается на военный лад экономика; меняются содержание и режим деятельности большинства институтов государства; вводится система правовых актов, способствующих повышению ответственности и организованности людей, переориентируется весь комплекс научных исследований, прилагаются дипломатические усилия в целях поиска союзников и предупреждения появления таковых у противника. По существу, начинается отсчет нового социальною времени. Радикальные изменения претерпевают социальные структуры, система статусов и ролей, тип мотивации и социальный контроль. Неизмеримо повышается социальный статус людей, так или иначе участвующих в вооруженной защите интересов государства. Качественно иным становится процесс социализации, протекающий в условиях действия норм (законы, правила, права, обязанности, ответственность) воюющего государства. Социальное положение человека, его роль в социальном процессе определяются отношением к войне, интересам воюющего государства Характер взаимоотношений больших и малых социальных групп во многом обусловливается необходимостью достижения победы над противником (129). У государства появляется насущная потребность в твердом управлении, решительном пресечении действий оппозиции, прекращении внутренних распрей между различными политическими и социальными кланами. Все это создает весьма благоприятные условия для быстрою формирования и привнесении в сознание людей целостной системы общеггосударственных политических идей, ценностей, ориентиров, способствующих консолидации общества, возбуждению в гражданах чувства патриотизма, ненависти к врагу, готовности активно и самоотверженно противостоять ему

2.Особенности мотивации и психических состояний участников локальных военных конфликтов.

Социально-психологические, психоэргономические и тактико-психологические особенности военного конфликта обусловливают специфику мотивации боевых действий военнослужащих, своеобразие их психических состояний и психологических последствий участия в боевой деятельности.
Историк учит, что в вооруженных событиях типа «война» решающее значение для обеспечения активных боевых действий военнослужащих имеют широкие социальные мотивы. НН Головин еще в начале XX века подчеркивал, что все победоносные войны содержали в своей основе идеи, близкие сердцу бойца, а «основа победного стремления бойца лежит в мотивах социального характера» (73, 51). Поэтому среди побуждений, которые следует развивать у войнов, он в первую очередь называл патриотизм, составляющий «фундамент победного стремления бойца» На определяющую роль широких социальных мотивов в системе мотивации участников войн указывают МИ. Дьяченко (95, 97), МП. Коробейников (160; 161), A.M. Столяренко (312) и др. Так, М И Дьяченко отмечает, что «активность боевой деятельности обеспечивается прежде всего широкими общественными и положительными ситуативными мотивами Особое место занимают мотивы, обусловленные взаимоотношениями воинов и содержанием боевой задачи» (97, 32-33). Таким образом, он выстраивает своеобразную иерархию побуждений, в которой на первом месте стоят широкие социальные мотивы, на втором - положительные ситуативные, на третьем - мотивы коллективизма. И такая позиция подкрепляется материалами масштабных исследований боевых действий войск в годы Великой Отечественной войны.

You are here: Главная Лекции Общие Курс лекций по военной психологии