Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом - Отбор оптимального комплекса методов обучения при планировании занятия

 

Отбор оптимального комплекса методов обучения при планировании занятия

I. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

а) по способу передачи и восприятия информации:

- словесный (рассказ, лекция, беседа и др.);

- наглядный (демонстрация кино-, видеофильмов, диафильмов, схем, таблиц, плакатов и т.д.);

- практический (творческие задания, работа с нормативно-правовыми документами, решение задач, ролевые игры и т.д.);

б) по логике раскрытия материала: -

- индуктивный (от частного к общему);

- дедуктивный (от общего к частному);

в) по способу усвоения учащимися материала:

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

г) по степени самостоятельности работы учащихся:

- работа под руководством преподавателя;

- самостоятельная работа учащихся.

II. Методы и приемы стимулирования интереса к учению:

- учебная дискуссия;

- связь обучения с предстоящей практической деятельностью обу­чаемых;

- поощрение, создание ситуации успеха в учебе;

- предъявление учебных требований и др.

III. Методы контроля за эффективностью обучения:

- метод устного, письменного, лабораторно-практического контроля;

- метод индивидуального, группового и фронтального контроля.

Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы, указать пути их решения. Он способствуют развитию у учащихся абстрактного мышления. Но одностороннее его использование затрудняет усвоение - материала, особенно у учащихся с наглядно-образным, и моторным типами памяти, мышления. Недостаточно способствует он и развитию умений и навыков у обучаемых-

Наглядный метод повышает эффективность обучения, особенно у учащихся с наглядно-образным характером восприятия, активизируют ра­ботоспособность учащихся. Но при чрезмерном его применении замедля­ется развитие абстрактного мышления, воображения, речи,, умения связно излагать мысли.

Практический метод содействует укреплению :связи теории с прак­тикой, развитию умений и навыков. Но он не обеспечивает систематиче­ского и глубокого усвоения теоретических, знаний, развитию логической речи, абстрактного мышления.

Дедуктивный подход к обучению играет огромную роль., в развитие у учащихся теоретического мышления. В то же время, без формирования индуктивных приемов мышления нельзя рассчитывать, на -успех пред­стоящей практической деятельности обучаемых.

Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) метод особен­но эффективен при изучении материала преимущественно информативно­го, описательного характера, при изучении принципиальна нового мате­риала или материала слишком сложного для. самостоятельного усвоения учащимися. Рационален этот метод и в- том случае, когда учащиеся еще не обучены решению проблемных задач. Но он не позволяет, в должной мере развивать их мышление, особенно его самостоятельности, гибкости, не по­зволяет формировать у учащихся навыки самостоятельной, поисковой дея­тельности. При чрезмерном применении он. способствует, формализации усвоения знаний ив конечном счете ведет к бездумному заучиванию. Од­ним этим методом невозможно развивать творческие качества, самостоя­тельность.

Проблемно-поисковый метод применяется с целью развития у уча­щихся творческих способностей, способствует осмысленному и самостоя­тельному овладению знаниями. Особенно эффективен он при изучении материала, не являющегося принципиально новым;, материала, являюще­гося логическим продолжением ранее изученного; материала, достаточно сложного, но доступного для самостоятельного поиска (когда учащиеся подготовлены к решению проблемной ситуации). Но данный метод требу­ет значительно большего расхода времени на изучение материала. Недос­таточно эффективен он при формировании практических умений и навы­ков (на первых этапах, где показ и упражнение играют большое значение), при изучении принципиально нового материала. Нельзя применять эти ме­тоды при изучении сложных тем, где необходимо объяснение преподава­теля, а; самостоятельный поиск недоступен для большинства учащихся.

Недооценка самостоятельной-работы учащихся отрицательно ска­зывается на формировании у них самостоятельности в учебной и практи­ческой деятельности, мешает осознанному восприятию знаний, формиро­ванию умений и навыков применения знаний в практической деятельно­сти. В свою очередь систематическая самостоятельная работа содействует выработке у учащихся навыков и умения практического характера, разви­тию волевых качеств, формированию уверенности в своих действиях, го­товит учащихся к практической работе в будущем. Но она не может осу­ществляться- без сочетания с обучением под руководством преподавателя, т.к. у учащихся необходимо формировать знания о способах самостоя­тельной работы,, приучать их к рациональной деятельности путем упраж­нений. Предоставление учащимся самостоятельности без должной подго­товки ведет к перегрузке учащихся, неоправданным затратам времени. Объем самостоятельной работы должен быть обоснован с учетом особен­ностей материала, степени подготовленности учащихся и др. условиями.

Методы контроля знаний, умений, навыков учащихся конкретизи­руются через многочисленные способы и приемы: устный развернутый от­вет; краткие ответы с мест; исправление и дополнение (рецензирование) ответов своих товарищей; письменный ответ, решение задач по карточкам; запись основных положений ответа на доске в виде плана; составление сравнительной таблицы, структурно-логической схемы с последующим разбором; опрос по пройденной теме для отдельных учащихся, пропус­тивших занятия или не усвоивших содержание темы; фронтальная пись­менная проверка знаний учащихся всей учебной группы и др.

Многообразие методов и приемов контроля знаний и умений позво­ляет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитываю­щий их индивидуальные особенности, уровни обученное™.

Успешная организация опроса во многом зависит от правильной формулировки вопросов. Они должны быть точны по содержанию, кратки по форме, легко воспринимаемы на слух.

Выбору методов предшествует определение целей, задач занятия, конкретизация содержания учебного материала, выделение в нем главных моментов, разделение его на логические составные элементы.

Важно обеспечить процесс не случайного, а обоснованного опти­мального отбора методов обучения, основанного на учете сильных и сла­бых сторон каждого из них.

Распространившееся в последнее время мнение о том, что простым увеличением удельного веса учебно-тренировочных боев с партнером, вооруженным ножом, можно сформировать практически приемлемый уровень готовности сотрудников, не состоятельно. Как показало изучение свыше пяти тысяч атак ножом, проведенных в ходе специально смоделированных соревновательных боев при одинаковой подготовке участников, ни один из распространенных видов спортивных и прикладных единоборств (бокс, кик-боксинг, каратэ. тхэквандо, джиу-джитсу, самбо, дзю-до), а также традиционная методика обучения самозащите в данных условиях не результативны. В очередной раз подтвердилась неэффективность эклектических заимствований и субъективных предпочтений в данном виде единоборства.

Вместе с тем, успешные действия отдельных обучаемый в спортивных поединках и сотрудников в реальной служебной деятельности позволили предположить о существовании иной доктрины, а следовательно, стратегии, тактики и техники единоборства. Таким образом, совокупный опыт специалистов, практиков и преподавателей выявил и научную актуальность необходимости поиска решения данной проблемы на принципиально иных направлениях.

В связи с этим авторами была предпринята попытка системного анализа и построения модели боевого взаимодействия безоружного и вооруженного ножом.

Сравнение принципов организации и состава самозащиты от одиночных ударов и свободного поединка с "фехтующим" противником выявило, что их различие не исчерпывается разницей состава элементов. Так, защита от ножа в любом виде прикладных единоборств всегда вторична, поскольку строится как совокупность технических действий в рамках той или иной системы борьбы. Системообразующим фактором в ней выступают элементы техники действий. И системообразующим фактором, в свою очередь, по нашему мнению, выступают уже не элементы, а специфика боевого взаимодействия.

Для выделения существенных характеристик эффективной организации этого взаимодействия со стороны безоружного был проведен сравнительный анализ соревновательной деятельности слушателей ВШ МВД РФ, военнослужащих ПСН, обучавшихся по традиционным и альтернативным программам.

Основу альтернативного подхода к свободному поединку составила система фехтовальной подготовки. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что характеристики боевой деятельности в фехтовании позволят: конструктивно разрешить выявившиеся противоречия между задачами обучения самозащите и свободному бою и, в частности, более обоснованно проводить отбор технических и тактических приемов для освоения в ограниченные сроки и, в конечном счете, повысить результативность (безопасность) данного вида служебного единоборства.

Для обеспечения методики исследования наряду с традиционными методами были разработаны6 классификация технико-тактических действий, протоколы наблюдений заходом боя, шкала рейтинговых оценок учащихся, различные опросники, программы подготовки экспериментальных групп, несколько вариантов системологического представления деятельности по захвату данной категории правонарушителей.

Результаты педагогического наблюдения и сравнительного исследования подтвердили перспективность дальнейшей разработки альтернативной доктрины единоборства безоружного с сопреником, вооруженным ножом. В частности, было выявлено, что: 1) по мере овладения пространственными, временными , динамическими, ритмовыми характеристиками дейсвий "рисунок поединка для одного или обоих обучаемых по многим признакам сближается с фехтовальным; 2) техника, используемая в свободном бое, легко адаптируется к задачам самозащиты от одиночных атак и последующего задержания правонарушителя ( Кавайши \Яп.\ ); 3) чем более результативной была деятельность одного из соперников, тем большую роль играли не отдельные характеристики единоборства (хват ножа. тип удара, зона поражения), хотя и они позволили существенно уточнить требования к подготовке, а качественно иные компоненты.

К важнейшим компонентам единоборства следует отнести 1) качество рефлексивной организации мышления в ситуациях, позволяющих принимать решения об изменен способов выполнения двигательных задач; 2) умение действовать в соответствии со скоростными и динамическими характеристиками не действий вооруженного соперника, а взаимодействий обоих субъектов, так называемая "адекватная скорость", в условиях экстренного и реактивного реагирования. В связи с этим в перечень учебно-тренировочных заданий необходимо должен быть включен ряд упражнений на формирование этих базовых качеств. Для формирования качеств первого вида должен быть использован перечень вводных, ситуационно-ролевых, проблемных, тактических задач, а второго вида - направленных на противоборство в любой фазе удара ножом (начальной, средней. финальной), что позволяет обеспечить повышение эффективности атакующих, защитных и контратакующих действий безоружного не только против одиночных, но и серийных атак ножом.

You are here: Главная Лекции Общие Основы единоборства без оружия с противником вооруженным ножом