Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы - Направленность тренировки

Направленность тренировки

Выполнение прицельного выстрела требует согласованной деятельности ряда составляющих элементов. Роль, значение, сложность освоения и выполнения каждого из них различны. Одни, например изготовка к стрельбе, осваиваются легко и быстро. Другие, такие как устойчивость оружия, требуют длительной целенаправленной тренировки. Однако, работа стрелка чаше всего сводится к комплексному выполнению выстрела, без выделения сложных и трудоемких элементов в самостоятельную задачу. Это относится даже к технической (без выстрела) тренировке, когда стрелок сводит свои усилия к тому, чтобы вовремя "щелкнуть". Но кроме чисто технических действий в работе над выстрелом активно участвуют зрительная и мышечная память, внимание, волевой комплекс

Развитие психических процессов требует своих тренировочных нагрузок, нередко организации своей формы тренировочных занятий.

Направленность тренировочных нагрузок в практике работы зачастую недооценивается. Предположение, что нужные качества будут развиваться самостоятельно, порождает стереотипность тренировки, что становится тормозом усовершенствованию. Каждое тренировочное занятие и каждая часть его должны иметь конкретную направленность. Это может быть развитие физических качеств, совершенствование техники стрельбы, развитие психических процессов. Проведенная тренировка должна вызывать чувство утомления Это может быть утомление мышц руки, утомление от борьбы за устойчивость оружия, утомление, связанное с ведением напряженной внимательной стрельбы. Начальная стадия утомления, пока сохраняется высокий уровень результатов, наиболее благоприятно воздействует на повышение тренированности. Проведение тренировки в этом состоянии весьма полезно, но в ограниченном объеме, не допуская пресыщения. Нарастание количества допускаемых ошибок - сигнал к прекращению работы.

В стрельбе из пистолета существует объективный показатель качества выполненной работы - сумма выбитых очков. Но это далеко не всегда является показателем интенсивности проделанной работы и эффективности перенесенной тренировочной нагрузки. Слишком многое зависит от психического состояния стрелка. В одном случае работа складывается гладко, стрельба идет автоматизировано без особых напряжений, давая высокий результат. В другом, несмотря на все старания стрелок не может добиться удовлетворительного результата. Но это не означает, что продуктивность тренировки в первом случае выше, чем во втором. Легкая работа, даже дающая высокий результат, может и не оказывать тренирующего воздействия.

Навыки - автоматизированные компоненты осознанного действия.

Под воздействием тренировочной работы центральная нервная система формирует программу двигательных процессов, позволяющую выполнять хорошо освоенные действия без привлечения внимания к их выполнению. Это навык. Важной особенностью навыка является то, что пока действие протекает гладко, процесс его выполнения не замечается. Однако в случае каких-либо нарушений работы оно немедленно отражается в сознании.

Сформированный навык позволяет стрелку сосредоточиваться на наиболее сложных и решающих элементах комплексного действия, тогда как остальные будут выполняться автоматизировано.

Закрепление навыков зависит от количества повторений и состояния возбуждения нервной системы во время выполнения действия. Повышенное эмоциональное возбуждение прочно закрепляет навык как правильного, так и ошибочно выполняемого действия. Сформированный навык трудно поддается изменениям. Поэтому установка на лучшее выполнение действия - обязательное требование тренировочного процесса.

Учиться тренироваться

В подготовке стрелка можно выделить ряд этапов. Каждый из них решает свои задачи, имеет свои средства и методы, но все они должны быть подчинены конечной цели - формированию умений и навыков прицельной стрельбы, обеспечивающих надежное владение оружием в экстремальных ситуациях. Это требование нередко входит в противоречие с близлежащими задачами.

Нередки случаи, когда новичок, показывающий первоначально неплохие результаты, затормаживается в своем совершенствовании. Это влияние той поры, когда не хватало физических сил удерживать оружие и приходилось приспосабливаться и ловчить с выстрелом. Стрелок знает, как изготовиться к стрельбе, как навести оружие, затаить дыхание. Знает, что усилие указательного пальца должно нарастать плавно. Но очень хочется попасть в центр мишени, а очень многое мешает. Это и недостаточно освоенная поза изготовки и непривычная тяжесть оружия, для преодоления которой приходится напрягать мышцы, и недостаточная устойчивость оружия, проявляющаяся то в бессистемных колебаниях, то в резких толчках в периоды затухания. Мешает требование плавного давления на спуск, тогда как периоды благоприятного положения ровной мушки под яблоком кратковременны и стихийно нарушаются. Приходится использовать каждый момент относительного улучшения устойчивости. Так возникает распространенная среди новичков ошибка -"дерганье". Это давнее, широко наблюдаемое явление сбивания наводки оружия при завершении усилия спуска. У начинающих стрелков "дерганье" проявляется в резком усилении давления на спуск, в связи со стремлением использовать момент благоприятного положения оружия. Но смещение оружия при выжиме спуска имеет место и у стрелков, совершающих плавный нажим на спуск, что так же может быть охарактеризовано, как "дерганье". Здесь это проявляется в непроизвольных сокращениях различных мышечных групп туловища, шеи, плеча, кисти. Они представляют собой двигательную реакцию на ожидаемый выстрел. Пусковым сигналом к этой реакции может быть стремление ускорить выстрел, опасение затяжки времени выполнения выстрела, спад рабочих напряжений в связи с окончанием привычного времени работы над выстрелом, мысль об ожидаемом результате попадания.

Предотвращение этих нежелательных реакций решается формированием установок на сохранение рабочих процессов в завершающей фазе выстрела. Необходимо сохранять прицеливание на протяжении 1,5-2 секунд после выстрела. Поскольку в основе этих нежелательных явлений лежат психологические факторы, то эффективным методическим приемом служит представление о том, что оружие заряжено не одним, а четырьмя патронами. При нажиме на спуск произойдет не один, а четыре последовательных выстрела, и все они должны попасть в цель.

Формы тренировочных занятий

Формирование технически правильных действий требует концентрации внимания на их выполнении. Однако, как только вставлен патрон и оружие наводится в цель, из сознания новичка вытесняются необходимость контроля устойчивости оружия, неподвижности мушки в прорези, плавности спуска. Желание попасть в центр мишени, ожидание выстрела становятся факторами большой раздражающей силы, препятствуя сохранению внимания на рабочих процессах.

Легко пройти по доске, лежащей на полу. Но возникает проблема, когда эта доска поднята на высоту двухэтажного дома. Психологи говорят, если доску поднимать не сразу, а постепенно, давая каждый раз привыкнуть к новой высоте, то проблема решается. Наподобие этого строится и начальная подготовка стрелка из пистолета.

Техническая тренировка

Это тренировка без патронов. Давно известный и широко применяемый методический прием, важность и необходимость которого, к сожалению, снова и снова приходится доказывать начинающим стрелкам. Пренебрежительное отношение к этой форме работы подкрепляется ошибочным названием "холостая тренировка", которое привилось с давнего времени. Такое название, применяемое первоначально в шутливой форме, принципиально неверно. Понятие "холостая" относится к работе, которая не дает результата. Тренировка без патронов - высокорезультативная форма подготовки, решающая свои собственные задачи. Она не может быть заменена другой формой работы, в том числе и практической стрельбой. Тренировке без патронов целесообразно дать название "техническая тренировка", в отличие от "огневой", обозначающей тренировку с практической стрельбой.

Техническая тренировка проводится не в целях экономии патронов, хотя и это немаловажно.

Техническая тренировка необходима стрелкам всех уровней подготовленности. С ее помощью решаются следующие задачи:

  • развитие силовой выносливости руки;
  • совершенствование устойчивости оружия;
  • развитие мышечного контроля;
  • разучивание управления спуском;
  • управление вниманием;
  • отработка согласованности действий в комплексном выполнении выстрела.

Техническая тренировка при всех ее положительных качествах тоже должна быть дозированной. Новичок привыкает к этой форме работы, она становится для него основной. Выстрел начинает пугать. Работа с патроном, получающая конкретную оценку в виде пробоины на мишени, начинает сильно отличаться от работы без патронов. Техническая тренировка всегда получает положительную оценку руководителя занятий, поощряющего старания новичка. Произведенный выстрел может вызвать и критические замечания.

You are here: Главная Лекции Общие Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы