Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы - Мышление и память при стрельбе

 

Мышление и память при стрельбе

Не следует понятие "мышление" отождествлять с понятием "сознание". Большое количество осознанных действий, ставших привычными, проводится без привлечения мыслительных процессов. Мышление имеет место только в случае возникновения проблемной ситуации, когда решение задачи требует использования памяти и ранее приобретенных знаний. В случаях, когда хорошо разученное действие протекает гладко, не возникает необходимости новых решений, говорить о мышлении нет оснований.

Начальный этап обучения стрельбе из пистолета проходит в условиях активных мыслительных процессов. Необходимо представлять содержание разучиваемых действий, составляющие их узловые элементы, предъявляемые требования к их выполнению.

Организм человека в высокой степени саморегулирующаяся и самосовершенствующаяся система. Наше сознание отражает лишь небольшую часть психической деятельности. Оно оказывает управляющее и регулирующее влияние на жизненные процессы, но в значительной степени они обусловлены деятельностью бессознательного Вообразим, что нам дают какой-то предмет и говорят: "осторожно, не урони". В другом случае - "осторожно, не раздави". В каждом из этих случаев наши действия несколько различны. Но ведь нужно отобрать соответствующие мышечные группы, определить величину их усилий, создать согласованность действий. Наша нервная система, исходя из осознания поставленной задачи, самостоятельно организует эти процессы.

Принцип действия психомышечных механизмов управления движениями раскрывается в концепции академика П.К.Анохина. Существо ее сводится к следующему, возникновение в сознании человека двигательной задачи формирует в соответствующих отделах нервной системы программу ее выполнения. Результат выполнения оценивается, и в программу вносятся изменения, приближающие повторное исполнение к заданной модели. Это очень схематичное понятие дает достаточные ориентиры для практической работы. По этому пути идет и наука кибернетика, введя понятие "черный ящик". Предполагается, что при работе с неким устройством известно задание "на входе" и требования к качеству исполнения "на выходе". При этом механизм устройства неизвестен, но поскольку оно работает безотказно, никого это не волнует. Нервная система сама, по заданному конечному результату, находит лучший путь решения поставленной задачи.

Любой двигательный акт организуется и корректируется "черным ящиком" в строгом соответствии со смысловым значением задачи, возникшей в сознании стрелка. Тот факт, что решения, выдаваемые "черным ящиком", не всегда отвечают нашим требованиям, связано не с недостатками его конструкции, а с недостатком смысловых формулировок "на входе" и отсутствием или недостаточной жесткостью требований "на выходе". Важной стороной работы стрелка и является четкое мысленное представление модели предстоящих действий и жесткие требования к себе по их выполнению.

Память

Память - запечатление, хранение, воспроизводство. Из всех многочисленных видов памяти непосредственное участие в работе стрелка над выстрелом принимают зрительная и мышечная память.

Зрительная память. Нередко роль зрения сводят к контролю точности совмещения мушки с точкой прицеливания, хотя эта сторона работы не требует подготовки и в развитии не нуждается. Но зрение на подсознательном уровне оказывает влияние на двигательные процессы.

Наш глаз - это вынесенный на периферию орган центральной нервной системы. Под его контролем и организующим воздействием проходит вся сложно согласованная мышечная деятельность, обеспечивающая выполнение прицельного выстрела. Для успеха разучивания необходимо, чтобы в зрительной памяти стрелка сформировалась модель правильных действий, которая может быть вызвана на поверхность сознания.

Мышечная память. В выполнении прицельного выстрела принимает участие большое количество различных мышечных групп, обеспечивающих изготовку, прицеливание, выжим спуска. На начальном этапе подготовки их работа нуждается в контроле, иногда в принуждении. Чем ближе выстрел, тем все больше внимание стрелка переключается на уточнение прицеливания, согласованность спусковых усилий. Работа мышц, обеспечивающих неподвижность стояния, удерживание оружия, вытесняется из сознания. Организация и согласованность их работы должны осуществляться за счет мышечной памяти, запрограммированной на эту деятельность в процессе разучивания. Это достигается путем периодической концентрации внимания на восприятии мышечных процессов в начале тренировки, перед отдельными сериями, после перерывов в стрельбе. Стрелок довольно легко формирует навыки, позволяющие контролировать двигательные процессы за счет мышечной памяти, позволяя тем самым переключать внимание на другие, более важные в данный момент участки работы.

Мышечная память не подменяет зрительную, а существенно дополняет и облегчает ее работу.

You are here: Главная Лекции Общие Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета: техника стрельбы