Водолазное снаряжение c открытой схемой дыхания (автономное) - Наличие противообледенительной системы
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 17 July 2014
Наличие противообледенительной системы
Очевидно, что вопрос защиты от образования льда, так же как и вопрос сбалансированности, для дыхательных автоматов стоит менее актуально, чем для редукторов. Во-первых, это объясняется частичным обогревом внутренних деталей и узлов теплом выдыхаемого пловцом воздуха, а во-вторых, значительно меньшим относительным перепадом давлений между камерами ВСД и ВНД автомата.
Но, тем не менее, для надежного обеспечения и уверенного плавания в холодной воде (меньше 7°С) существуют следующие способы:
1) использование наружного противообледенительного защитного чехла с заполнением пространства между чехлом и крышкой, а также водной камерой жидкой смазкой-наполнителем;
2) использование двух мембран с заполнением пространства между ними жидкой смазкой-наполнителем;
3) более эффективное использование тепла выдыхаемого воздуха. Наибольшее распространение в мире получил последний способ.
Рассмотрим два различных конструктивных решения проблемы использования тепла выдыхаемого воздуха:
Использование для вдоха-выдоха одного и того же канала с омыванием выдыхаемым воздухом всего объема камеры ВНД второй ступени. Это решение достаточно простое, причем одновременно решается и такая проблема, как увлажнение воздуха при дыхании в теплой воде с целью исключения пересыхания рта и горла пловца. Увлажнение происходит за счет влаги, содержащейся в выдыхаемом из организма воздухе. Очевидный недостаток - некоторое увеличение содержания СО2 во вдыхаемом воздухе за счет объема камеры ВНД, заполненной воздухом от выдоха. Но, так как объем камеры ВНД относительно мал по сравнению с объемом легких человека, то этот недостаток практически не заметен.
Использование для вдоха-выдоха одного и того же канала с формальным разделением объема камеры ВНД на две части при помощи гибкой поперечной перегородки типа "плавник".
Данное решение отличается оригинальностью, выполняет те же функции, что и решение, рассмотренное выше, и кроме того, практически сводит на нет проблему загрязненности вдыхаемого воздуха С02, так как камера ВНД формально как бы разделена на камеру вдоха (гибкая перегородка отжата потоком вдыхаемого воздуха) и камеру выдоха (гибкая перегородка прижата потоком выдыхаемого воздуха). Дополнительно к вышесказанному, это решение позволяет уменьшить сопротивление дыханию за счет уменьшения объема камеры вдоха, а струе воздуха за счет обтекаемого волнового характера поверхности перегородки придается направленный характер.
С целью уменьшения сопротивления трения и защиты от коррозии материал перегородки покрывается тонким слоем платины или золота. Из-за плавной волнообразной формы поверхности перегородки она носит название "плавник" (fins).
Количество клапанов выдоха. Для обеспечения полного и быстрого удаления воздуха из камеры ВНД в фазе выдоха необходимо обеспечить большой расход воздуха через клапан выдоха при минимальном сопротивлении открытию его. Также немаловажно влияние объема камеры выдоха и длины пути воздушного потока от загубника до клапана выдоха. Все эти параметры суммарно определяют величину сопротивления выдоху второй ступени. Обычно эта величина для большинства регуляторов невелика и составляет примерно 40-50 % от величины сопротивления вдоху.
Наиболее часто в конструкциях дыхательных автоматов используют один клапан выдоха большого проходного сечения или два клапана выдоха среднего проходного сечения Расположение клапанов относительно корпуса автомата может быть различным. В качестве материала тарелки клапана чаще всего применяют гибкий профилированный силикон, обладающий малым сопротивлением открытию (отгибу) тарелки, легко обжимаемый давлением среды в рабочем положении и имеющий большой срок службы.
Наличие предохранительных клапанов. Предохранительные клапана в дыхательных автоматах применяют достаточно редко. Обычно они используются в конструкции редукторов. Для защиты от возможного значительного повышения давления воздуха в камере ВСД второй ступени регулятора обычно предусматривают предохранительный клапан в месте подхода шланга к дыхательному автомату, или в самой камере ВСД редуктора. Предохранительный клапан дыхательного автомата всегда выполняется в поточном варианте.
Важным обстоятельном, повышающим надежность и безопасность функционирования практически всех типов современных регуляторов, является использование поточного клапана редукции второй ступени, который при внезапном превышении давления в камере ВСД редуцирующего устройства второй ступени отжимает пружину и перепускает воздух с избыточным давлением в полость ВНД дыхательного автомата.