Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Водолазное снаряжение c открытой схемой дыхания (автономное) - Наличие противообледенительной системы

 

 

Наличие противообледенительной системы

Очевидно, что вопрос защиты от образования льда, так же как и вопрос сбалансиро­ванности, для дыхательных автоматов стоит менее актуально, чем для редукторов. Во-первых, это объясняется частичным обогревом внутрен­них деталей и узлов теплом выдыхаемого пловцом воздуха, а во-вто­рых, значительно меньшим относительным перепадом давлений меж­ду камерами ВСД и ВНД автомата.

Но, тем не менее, для надежного обеспечения и уверенного плава­ния в холодной воде (меньше 7°С) существуют следующие способы:

1) использование наружного противообледенительного защитного чехла с заполнением пространства между чехлом и крышкой, а также водной камерой жидкой смазкой-наполнителем;

2) использование двух мембран с заполнением пространства между ними жидкой смазкой-наполнителем;

3) более эффективное использование тепла выдыхаемого воздуха. Наибольшее распространение в мире получил последний способ.

Рассмотрим два различных конструктивных решения проблемы использования тепла выдыхаемого воздуха:

Использование для вдоха-выдоха одного и того же канала с омыванием выдыхаемым воздухом всего объема камеры ВНД второй сту­пени. Это решение достаточно простое, причем одновременно решает­ся и такая проблема, как увлажнение воздуха при дыхании в теплой воде с целью исключения пересыхания рта и горла пловца. Увлажне­ние происходит за счет влаги, содержащейся в выдыхаемом из организма воздухе. Очевидный недостаток - некоторое увеличение содержания СО2 во вдыхаемом воздухе за счет объема камеры ВНД, заполненной воздухом от выдоха. Но, так как объем камеры ВНД относительно мал по сравнению с объемом легких человека, то этот недостаток практически не заметен.

Использование для вдоха-выдоха одного и того же канала с фор­мальным разделением объема камеры ВНД на две части при помощи гибкой поперечной перегородки типа "плавник".

Данное решение отличается оригинальностью, выполняет те же функции, что и решение, рассмотренное выше, и кроме того, практичес­ки сводит на нет проблему загрязненности вдыхаемого воздуха С02, так как камера ВНД формально как бы разделена на камеру вдоха (гибкая перегородка отжата потоком вдыхаемого воздуха) и камеру выдоха (гиб­кая перегородка прижата потоком выдыхаемого воздуха). Дополнитель­но к вышесказанному, это решение позволяет уменьшить сопротивле­ние дыханию за счет уменьшения объема камеры вдоха, а струе воздуха за счет обтекаемого волнового характера поверхности перегородки придается направленный характер.

С целью уменьшения сопротивления трения и защиты от коррозии материал перегородки покрывается тонким слоем платины или золота. Из-за плавной волнообразной формы поверхности перегородки она но­сит название "плавник" (fins).

Количество клапанов выдоха. Для обеспечения полного и быст­рого удаления воздуха из камеры ВНД в фазе выдоха необходимо обес­печить большой расход воздуха через клапан выдоха при минималь­ном сопротивлении открытию его. Также немаловажно влияние объема камеры выдоха и длины пути воздушного потока от загубника до клапа­на выдоха. Все эти параметры суммарно определяют величину сопро­тивления выдоху второй ступени. Обычно эта величина для большин­ства регуляторов невелика и составляет примерно 40-50 % от величины сопротивления вдоху.

Наиболее часто в конструкциях дыхательных автоматов использу­ют один клапан выдоха большого проходного сечения или два клапана выдоха среднего проходного сечения Расположение клапанов относи­тельно корпуса автомата может быть различным. В качестве материала тарелки клапана чаще всего применяют гибкий профилированный сили­кон, обладающий малым сопротивлением открытию (отгибу) тарелки, легко обжимаемый давлением среды в рабочем положении и имеющий большой срок службы.

Наличие предохранительных клапанов. Предохранительные клапана в дыхательных автоматах применяют достаточно редко. Обыч­но они используются в конструкции редукторов. Для защиты от возмож­ного значительного повышения давления воздуха в камере ВСД второй ступени регулятора обычно предусматривают предохранительный кла­пан в месте подхода шланга к дыхательному автомату, или в самой камере ВСД редуктора. Предохранительный клапан дыхательного автомата всегда выполняется в поточном варианте.

Важным обстоятельном, повышающим надежность и безопасность функционирования практически всех типов современных регуляторов, является использование поточного клапана редукции второй ступени, который при внезапном превышении давления в камере ВСД редуци­рующего устройства второй ступени отжимает пружину и перепускает воз­дух с избыточным давлением в полость ВНД дыхательного автомата.

 

You are here: Главная Лекции Водолазное дело Водолазное снаряжение c открытой схемой дыхания (автономное)