Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Спасательные средства и их применение - Коллективные средства спасения

 

 

Коллективные средства спасения

Все морские и речные суда снабжаются коллективными и индивидуальными спасательными средствами в соответствии с нормами, установленными в зависимости от разряда района плавания судна.

К коллективным средствам спасения относятся спасательные и дежурные шлюпки, жесткие и мягкие надувные спасательные плоты, плоты-каюты (спасательные отсеки), капсулы и приборы. Все коллективные и индивидуальные спасательные средства окрашивают в оранжевый цвет и снабжают полосами из светоотражающего материала, что способствует быстрейшему обнаружению на воде.

Спасательные шлюпки

Шлюпками называются беспалубные малые гребные, парусные и моторные суда. Их изготавливают из дерева, металла, пластмасс, специальных тканей (надувные).

Спасательные шлюпки полностью или частично закрытые являются основными спасательными средствами.

Основные общие требования к полностью и частично закрытым

спасательным шлюпкам.

Шлюпки должны обеспечивать положительную плавучесть в случае пробоины в любом месте ниже ватерлинии при полной загрузке. Они должны сохранять плавучесть, когда залиты водой, и иметь при этом дополнительную силу плавучести 280 Н на каждого человека. Корпус и жесткие закрытия шлюпки должны быть такой прочности, чтобы ее можно было сбрасывать в воду с высоты 3 м и буксировать при скорости судна 5 уз.

Максимальная вместимость спасательной шлюпки составляет 150 чел.

Состав шлюпочного спасательного средства:

шлюпка (шлюпки);

шлюпбалки (по две на каждую шлюпку);

шлюптали;

шлюпочные лебедки (электрические или ручные);

кильблоки с найтовами (для крепления шлюпок).

Шлюпку оборудуют подъемным и разобщающим механизмом для одновременной отдачи гаков под нагрузкой или при посадке ее на воду, а также разобщающим устройством для отдачи носового фалиня, когда он находится под натяжением. Шлюпка имеет по меньшей мере один спускной клапан, который автоматически закрывается при ее спуске и открывается для стока, когда она находится вне воды. Такая шлюпка либо самоосушающаяся, либо оборудована эффективным средством для откачки воды. Она оборудуется устройством постоянного заземления, приспособлениями для установки и крепления в рабочем положении антенны переносной радиостанции.

Судовые шлюпки предназначены для:

использования в аварийных случаях — спасания экипажа и пассажиров с гибнущего судна;

подъема человека, упавшего за борт, подъема людей, обнаруженных на воде;

сообщения судна с берегом и другими судами (перевозка личного состава и грузов);

выполнения хозяйственных и судовых работ.

Главное назначение шлюпок — спасательные цели. Поэтому должен быть обеспечен безопасный и быстрый спуск шлюпок на воду при любых неблагоприятных условиях погоды при крене судна до 15°, быструю посадку людей, исключение помех другим спасательным средствам.

Шлюпки в зависимости от конструкции и размеров подразделяются на баркасы, катера, вельботы, ялы и тузики.

Баркас — это наиболее крупная шлюпка, имеющая парусное и весельное (до 22 весел) вооружение. Длина баркаса достигает 11,6 м, а ширина 3,4 м. Они используются для перевозки большого числа людей, грузов, а также для завозки становых якорей и других хозяйственных целей.

На Черном и Азовском морях баркасы распространены как транспортные рыболовные суда. Парусное вооружение этих судов — кливер, устанавливаемый на коротком горизонтальном бушприте. На баркасах, идущих на веслах по закрытым рейдам или гаваням, допускается перевозить не более 5 человек на одно весло.

Катер — это самоходная шлюпка, имеющая палубу и хорошие мореходные качества. Катера применяются для служебных (гидрографические, водолазные, лоцманские, санитарные, буксирные, спасательные, рабочие, разъездные и др.) и хозяйственных (рыбопромысловые и пассажирские) целей.

На катерах устанавливаются моторы, обеспечивающие автономность плавания.

На судах для катеров оборудуется шлюпочное устройство для спуска, подъема и хранения катеров на борту.

Вельбот — мореходная шлюпка с заостренными носом и кормой и практически симметричным относительно миделя распределением объема. Благодаря этому вельбот не зарывается на попутной волне, легко проходит полосу прибоя, и имеет парусное вооружение и шесть распашных весел. Длина вельбота составляет 8,54 м, ширина — 1,83 м. Масса вельбота с людьми и снабжением составляет 3,5 т.

Вдоль бортов вельбота установлены герметически закрытые воздушные ящики, что позволяет им оставаться на плаву при полном затоплении.

Вельботы подразделяют:

на моторные США-М, изготавливаемые из легкого сплава, и СШП-М, изготавливаемые из пластмассы;

с ручным приводом на гребной винт США-Р (из легкого сплава) и СШП-Р (пластмассовые).

Ял — гребно-парусная шлюпка многоцелевого назначения, шести-, четырех- и двухвесельная, имеет деревянный корпус с транцевой кормой, парусное вооружение — одномачтовое рейково-разрезное.

Тузик — самая малая гребная шлюпка с транцевой кормой и парными веслами. Эту шлюпку применяют на закрытых акваториях.

Снаружи все спасательные шлюпки окрашивают в заметный на воде белый или ярко-оранжевый цвет.

Мореходность спасательных шлюпок не ограничена.

В последнее время на современных судах устанавливают спасательные шлюпки закрытого типа свободного падения, обслуживаемые специальным сбрасывающим устройством.

Шлюпки и лодки судов внутреннего плавания разделяют на 4 класса.

Шлюпки первого и второго классов должны иметь внутренние воздушные ящики или внешние бортовые пробковые кранцы и плавать при полной загрузке, если даже они доверху заполнены водой. Шлюпки второго класса отличаются от шлюпок первого класса меньшими размерами.

Шлюпки третьего класса — это рабочие шлюпки и лодки, имеющие те же размерения, что и шлюпки первого класса, но не имеющие ни воздушных ящиков, ни внешних пробковых кранцев.

Шлюпки четвертого класса — это деревянные лодки местных способов постройки.

Шлюпки второго и четвертого классов применимы в качестве спасательных, если их ширина составляет не менее 0,25 длины плюс 0,3 м, а высота борта для судов разрядов «М» и «О» находится в пределах (0,36 — 0,43) В, разрядов «Р» и «Л» — в пределах (0,3 — 0,36) В. Наименьшие размеры спасательных шлюпок: длина = 3,7 м; ширина = 1,25 м; высота = 0,45 м.

Все остальные шлюпки разрешается использовать в качестве рабочих.

Суда внутреннего плавания обычно снабжаются шлюпками типа ял (четырех- или шестивесельными). Малые суда имеют двухвесельные ялы или тузики.

Грузопассажирские суда, как правило, комплектуются вельботами.

На всех спасательных шлюпках по внешнему борту ниже планширя укрепляются спасательный леер из смоленого пенькового или манильского линя с деревянными поплавками, для спасающихся людей, которых не смогли разместить в переполненной шлюпке.

Для создания повышенной плавучести в спасательных шлюпках устроены воздушные водонепроницаемые ящики из оцинкованного железа.

На каждой судовой шлюпке в носовой ее части на обоих наружных бортах должны быть надписи, включающие название судна, которому принадлежит шлюпка, ее размеры и допускаемое к размещению количество людей. Кроме того, ниже названия судна указывают порядковый номер шлюпки; при этом по­рядковая нумерация шлюпки ведется от носа судна, четные номера присваивают шлюпкам левого борта, нечетные — правого.

На шлюпках в зависимости от их типов применяют распаш­ные, вальковые и парные весла. Распашные весла употребляют на спасательных шлюпках и четверках, когда на каждой банке сидит гребец, гребущий одним веслом. При вальковых веслах на каждой банке сидят два гребца, и каждый из них гребет одним веслом. Обычно вальковые весла применяют на шестерках, четверках и двойках. В настоящее время получили распространение весла со скошенным вальком, они наиболее удобны при гребле. Парные весла применяют на двойках и тузиках, когда на банке сидит гребец, который гребет двумя веслами. Парные весла могут быть как вальковые, так и распашные.

Согласно действующим стандартам весла в зависимости от номеров спасательных шлюпок и назначения изготовляют длиной от 3,1 до 4,6 м и массой от 5 до 8,6 кг.

В шлюпке весла распределяют таким образом, чтобы самые длинные находились посередине шлюпки, а наиболее короткие — в носу и корме. Для быстрого разбора весел их рекомендуется пронумеро­вать; обычно номера на веслах вырезают или выжигают, а затем закрашивают (весла левого борта — красным цветом, правого — зеленым). Весла укладывают на банки по бортам: вальковые — лопа­стями в нос шлюпки, распашные и парные — в корму.

Спасательная шлюпка в полном снаряжении должна обеспечивать безопасное плавание с полным числом людей при любой погоде.

Шлюпка должна быть снабжена инвентарем и оборудованием, в соответствии с классом того судна, которому принадлежит.

На борту шлюпки должны быть:

средства, необходимые для эксплуатации самих шлюпок;

средства сигнализации и привлечения внимания;

медикаменты;

питьевая вода (при плавании в соленом бассейне) и про­дукты.

Спасательная шлюпка, принадлежащая, например, судну разряда «Р», должна быть укомплектована:

веслами — один комплект (по числу уключин) плюс два запасных;

уключинами — один комплект плюс два запасных;

отпорным крюком;

черпаком;

фалинем длиной 15 м (канат манильский или смоленый пень­ковый);

сигнальным фонарем (белого огня) с горючим;

чехлом на шлюпку;

спасательными леерами — побортно;

двумя пробками (со штертами) к водоспускному отверстию;

аптечкой.

На судах современной постройки шлюпки устанавливают на верхней палубе, на специальных кильблоках.

Шлюпки к кильблокам крепятся найтовыми — короткими отрезками такелажных цепей, один конец которых крепится к палубному рыму, а другой, имеющий глаголь-гак, — к планширю шлюпки. Для плотной обтяжки найтовых они имеют винтовые или тросовые талрепы.

Спускают и поднимают шлюпки при помощи шлюпбалок, вооруженных специальными шлюпочными лебедками с талями.

На верху закрытия шлюпки устанавливается лампочка с ручным выключателем (время горения которой не менее 12 ч и дальность видимости не менее 2 миль) или проблесковый огонь (дающий не менее 50 проблесков в 1 мин в течение первых 2 ч из 12 ч работы), а внутри шлюпки–лампочка с таким же временем горения, обеспечивающая освещение, достаточное для чтения инструкций по сохранению жизни и информации о снабжении шлюпки.

Двигатель внутреннего сгорания приводит шлюпку в движение со скоростью на тихой воде не менее 6 уз в течение не менее 24 ч (при полном комплекте снаряжения и при максимальной численности находящихся в ней людей). Несмываемой краской наносятся на шлюпку ее размерения и максимальная численность размещаемых на ней людей. На каждом борту в носовой части печатными буквами латинского алфавита наносятся название судна и порта приписки, арабскими цифрами – номер шлюпки. Нумерация шлюпок идет от носовой оконечности судна к кормовой. Шлюпкам правого борта присваивают нечетные номера, шлюпкам левого борта – четные.

Кроме общих требований, к различным видам спасательных шлюпок предъявляются дополнительные.

Полностью закрытая спасательная шлюпка имеет жесткое водонепроницаемое закрытие с герметически закрывающимися входными люками. Закрытие снаружи снабжено поручнями и имеет отверстия для весел. Будучи герметичным, закрытие позволяет быть на плаву полностью загруженной людьми и снабжением шлюпки, когда она находится в опрокинутом положении. Если при этом люди в шлюпке пристегнуты привязными ремнями к сиденьям, то она возвращается в нормальное положение. Двигатель и относящиеся к нему устройства способны работать в любом положении во время опрокидывания шлюпки и после возвращения ее в нормальное положение или автоматически останавливаются при опрокидывании, а затем вновь легко запускаются.

Полностью закрытые спасательные шлюпки могут быть оборудованы автономной системой воздухоснабжения. Такие шлюпки обычно бывают огнезащищенными, что обеспечивает защиту находящихся в них людей от горящей нефти, окружающей шлюпки со всех сторон, в течение не менее 8 мин. Для защиты от огня на такой шлюпке используется система водяного орошения.

Частично закрытая спасательная шлюпка имеет жесткие створки, простирающиеся от ее носовой и кормовой оконечностей не менее чем на 20 % длины шлюпки. Открытый участок шлюпки оборудован постоянно закрепленным двух- или трехслойным складывающимся тентом, который легко устанавливают 2 чел. в течение не более 2 мин. У обеих оконечностей и на каждом борту шлюпки на тенте есть входы с регулируемыми створками, что обеспечивает вентиляцию, но исключает проникновение морской воды, ветра и холода. Тент имеет приспособление для сбора дождевой воды. Устойчивость шлюпки и работа двигателя во время опрокидывания и возвращения ее в нормальное положение такие же, как и у полностью закрытой шлюпки. На жестких закрытиях шлюпки имеются поручни.

Спасательные шлюпки на грузовых судах, построенных до 1 июля 1986 г., и спасательные средства, установленные на судах до 1 июля 1991 г., находящиеся в удовлетворительном состоянии, могут не в полной мере отвечать всем перечисленным требованиям.

Дежурные шлюпки бывают жесткие и надувные и предназначены для спасания оказавшихся в воде людей, сбора и буксировки спасательных плотов.

В дежурной шлюпке должны размещаться не менее 5 чел., находящихся в сидячем положении, и 1 чел. – в лежачем. Шлюпка оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором ( с защищенными от пожара и взрывов топливными баками), который обеспечивает ее маневрирование при скорости до 6 уз. и сохранение этой скорости не менее 4 ч. Шлюпка в состоянии буксировать со скоростью не менее 2 уз. самый большой из имеющихся на судне спасательный плот с людьми и полным комплектом снабжения. Надутая дежурная шлюпка способна находиться на плаву в течение 30 сут. при любых морских условиях. На судне она находится в полностью надутом состоянии.

Обычное снабжение спасательной шлюпки должно включать в себя достаточное число плавучих весел с уключинами, два отпорных крюка, черпак, два ведра, плавучий якорь, два фалиня в носовой части и один на корме диной, не менее чем в 2 раза превышающий расстояние от места установки шлюпки до ватерлинии при наименьшей осадке судна, или длиной 15 м (один носовой фалинь должен быть прикреплен к разобщающему устройству, а другой прочно прикреплен к форштевню шлюпки или вблизи него), два топора (по одному в каждой оконечности шлюпки).

На спасательной шлюпке должны быть водонепроницаемые сосуды, содержащие пресную воду из расчета 3 л на каждого человека; нержавеющие ковш со штертом и градуированный сосуд для питья; пищевой рацион из расчета не менее 10 МДж на каждого человека воздухонепроницаемо упакованный и хранимый в водонепроницаемом контейнере; четыре парашютные ракеты, шесть фальшфейеров и две плавучие дымовые шашки; водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с запасным комплектом батарей и запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке; сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по его использованию; таблица спасательных сигналов в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке; компас в нактоузе.

Кроме того, к снабжению шлюпки относятся: свисток или другое равноценное звукосигнальное средство; аптечка первой помощи в водонепроницаемой упаковке, медикаменты от морской болезни и гигиенические пакеты; складной нож, прикрепленный к шлюпке штертом; три консервовскрывателя; два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю длиной не менее 30 м; ручной насос; комплект рыболовных принадлежностей; инструменты для выполнения регулировок двигателя; переносное оборудование, пригодное для тушения горящей нефти; прожектор; радиолокационный отражатель; теплозащитные средства. Некоторые предметы снабжения исключаются в зависимости от района плавания.

Все предметы снабжения, за исключением отпорных крюков, которые хранят незакрепленными, должны быть надежно закреплены и размещены таким образом, чтобы они не создавали помех при оставлении судна.

 

You are here: Главная Лекции Водолазное дело Спасательные средства и их применение