Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Спасательные средства и их применение - Оснащение судов спасательными средствами

 

 

Оснащение судов спасательными средствами

Кроме спасательных шлюпок суда снабжаются спасательными плотами (надувными и жесткими), предназначенными для размещения людей.

Для поддержания людей на поверхности воды предназначены спасательные приборы — легкие плоты, столы, скамейки и другое плавающее оборудование верхней палубы судна. Спасательные приборы должны быть окрашены в оранжевый цвет и иметь надпись «Спасательный прибор», кроме того, указывается число людей, на которое он рассчитан, и название судна, требование к прочности — спасательный прибор не должен иметь повреждений при сбрасывании в воду с высоты 18м. К индивидуальным средствам спасения относятся спасательные круги, спасательные жилеты, спасательные нагрудники, спасательные костюмы (комбинезоны). Их назначение — поддерживание человека на поверхности воды.

На спасательном круге должны быть: надпись с указанием на­звания судна и владельца и штамп о проведении его испытаний.

Самозажигающиеся буйки крепятся к спасательному кругу ли­нем длиной 1,5 м, продолжительность горения огня должна быть не менее 45 мин. Если такие спасательные круги входят в снаря­жение судна в количестве двух штук, их размещают на крыльях мостика на противоположных бортах.

Число спасательных средств на судне зависит от его размеров, назначения, района плавания и общего числа находящихся на борту людей. Обязательные спасательные средства коллективного пользования на грузовом судне следующие:

- на каждом борту полностью закрытые спасательные шлюпки такой вместимости, чтобы шлюпки одного борта могли принять всех находящихся на судне людей; судам (кроме нефтяных танкеров, танкеров-химовозов и газовозов), осуществляющим перевозки в благоприятных климатических условиях и в определенных районах, разрешается иметь вместо полностью закрытых спасательных шлюпок частично закрытые шлюпки;

- спасательные плоты, конструкция которых позволяет легко переместить их для спуска на воду с любого борта, общей вместимостью, необходимой для размещения всех находящихся на судне людей, или вместо таких плотов спасательные плоты, размещенные по бортам с таким расчетом, чтобы общая вместимость плотов каждого борта была достаточной для размещения всех имеющихся на судне людей.

Если спасательные шлюпки или плоты установлены на расстоянии более 100 м от носовой или кормовой оконечности судна, то в дополнение к указанным плотам должен быть плот, установленный как можно дальше к носовой или кормовой оконечности. Грузовое судно должно иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку. Суда длиной менее 85 м, кроме нефтяных танкеров, танкеров-химовозов и газовозов, могут вместо указанных спасательных шлюпок и плотов иметь на каждом борту только легко переносимые с борта на борт спасательные плоты, способные принять всех находящихся на судне людей.

Нефтяные танкеры, танкеры-химовозы и газовозы, перевозящие грузы с температурой вспышки не выше 60°С, должны иметь огнезащищенные спасательные шлюпки, а суда, перевозящие грузы, которые выделяют токсичные газы или пары, – спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения.

Обязательные спасательные средства коллективного пользования на пассажирском судне неограниченного района плавания следующие:

на каждом борту полностью или частично закрытые спасательные шлюпки общей вместимостью, достаточной для размещения 50 % общей численности людей, находящихся на судне;

спасательные плоты общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 25 % общего числа находящихся на судне людей.

Разрешается замена части спасательных шлюпок спасательными плотами при условии, что на каждом борту судна вместимость спасательных шлюпок будет достаточной для размещения на них не менее 37,5 % общей численности находящихся на судне людей.

Пассажирское судно должно иметь при валовой вместимости менее 500 по меньшей мере одну дежурную шлюпку, 500 и более – не менее одной дежурной шлюпки на каждом борту. На всех судах спасательные шлюпки могут быть и дежурными при условии, что они отвечают также требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам.

Спасательные шлюпки размещают на шлюпочной палубе в районе расположения жилых помещений. Каждая спасательная шлюпка должна находиться в постоянной готовности с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить ее к спуску в течение не более 5 мин, а все спасательные шлюпки и плоты, которые необходимы при оставлении судна, должны спускаться на воду с полным комплектом людей и снабжения на грузовых судах в течение не более 10 мин, на пассажирских – не более 30 мин с момента подачи команды об оставлении судна.

Спасательные шлюпки спускают на воду посредством спусковых устройств, а надувные плоты – методом свободного сбрасывания. Кроме того, устанавливают сбрасываемые спасательные шлюпки. Такая шлюпка размещается на корме судна на специальной платформе или слипе. Здесь же происходит посадка людей в шлюпку, которые располагаются в кроватях специальной конструкции и застегивают привязные ремни. Для защиты людей от перегрузок во время падения шлюпки кровати облицованы амортизирующими прокладками. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы или слипа и падает в воду. Прочный корпус и форма шлюпки позволяют безопасно сбрасывать ее с высоты до 40 м при дифференте судна до 15° и крене до30°. Вместимость шлюпки до 40 чел.

Спасательные плоты на некоторых судах спускают на воду и в надутом состоянии с полным комплектом людей и снабжения специальной кран-балкой.

 

 

You are here: Главная Лекции Водолазное дело Спасательные средства и их применение