Военное образование в России

Новости и учебные материалы

СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Буксировщики водолазов в Англии

 

 

Буксировщики водолазов в Англии

Первые английские управляемые торпеды имели официальное наименование "управляемые человеком торпеды Мк-1". Их основные тактико-технические элементы таковы: вес - 1200 кг, длина около 7 метров, скорость- 4,5 узла, дальность хода 18 миль, глубина погружения до 30 метров.Несли заряд ВВ весом 275 кг, плюс к нему 5 магнитных мин по 5 кг каждая.

Эти торпеды являлись почти точной копией итальянских торпед и отличались от них лишь незначительными деталями. Так же, как и на итальянских торпедах, водитель защищался от набегающего потока воды изогнутым козырьком, на внутренней стороне которого размещались магнитный компас, манометры, вольтметр и глубиномер. Управление кормовыми горизонтальным и вертикальным рулями производилось одним штурвалом, соединенным с рулями четырьмя штуртросами. На торпеде имелась коробка скоростей, обеспечивавшая четыре скорости движения, из них три вперед и одну назад.

Между членами экипажа размещалась цистерна быстрого погружения. Вкормовой части торпеды был установлен довольно громоздкий проницаемый обтекатель, в котором хранились запасной дыхательный прибор, приспособление для преодоления сетевых заграждений и т.д.

Для подвески основного заряда под корпусом корабля использовался кожаный ремень, натягиваемый между двумя подковообразными магнитами, укрепляемыми на корпусе. Для транспортировки управляемых торпед использовались подводные лодки "Тандерболт", "Трупер" и подводная лодка "Р-311".На подводной лодке "Тандерболт" позади ограждения рубки параллельно диаметральной плоскости установили на палубе два прочных цилиндра длиной по8 и каждый с откидывающимися в сторону крышками. За контейнерами для облегчения извлечения торпед были проложены специальные рельсы длиной 8 м.с откидывающимися в сторону крышками. За контейнерами для облегчения извлечения торпед были проложены специальные рельсы длиной 8 м. На двух других подводных лодках установили по три контейнера, причем один впереди ограждения рубки.

Имевшиеся технические недостатки управляемых торпед типа Мк-1 были устранены при разработке новой модификации управляемых торпед Мк-2, созданных в конце войны и известных под названием "Терри". Диаметр их корпусов был увеличен до 65 см, дальность плавания возросла до 30 миль, а вес взрывчатки составил 500 кг.

Экипажи английских управляемых торпед-транспортировщиков набирались среди добровольцев в возрасте 19-20 лет, их подготовка включала три основных этапа.

На первом этапе, проводившемся в Портсмуте, изучались основы водолазного дела, методы опознания кораблей и береговых ориентиров, методы обращения с взрывчатыми веществами. Большое внимание уделялось также физической подготовке.

Второй этап включал обучение вождению транспортировщика, для чего вначале использовались макеты транспортировщиков, буксируемые катера мина различных глубинах с различными скоростями, а затем боевые машины. Здесь же отрабатывались приемы преодоления сетевых и боновых заграждений.

Последний этап включал учебные атаки линейного корабля, защищенного всеми средствами охраны водного района (сети, боны, шумопеленгаторные станции), и продолжался обычно 3-4 дня.

К концу войны в Англии был создан транспортировщик "MSC" (Motorized Submersible Canoe - моторное погружающееся каноэ), который использовался для скрытной доставки на берег одиночных разведчиков и диверсантов.

Из-за острых носовых и кормовых обводов и внешнего вида он получил наименование "подводной байдарки". Водитель располагался сидя в кормовой части транспортировщика, его плечи и голова находились под колпаком изплексигласа высотою 60 см.

Для движения в надводном и подводном положениях использовался гребной винт, приводимый во вращение электродвигателем постоянного тока, помещенным в прочный контейнер. Погружение и всплытие транспортировщика осуществлялось заполнением и продуванием четырех цистерн, две из которых располагались в оконечностях, а две - в центральной части корпуса. Продувание цистерн производилось от стационарной системы воздуха высокогодавления, включавшей два баллона, клапаны и трубопровод. На транспортировщике имелась также стационарная дыхательная система.

Для маневрирования транспортировщика при ходе в надводном и подводномположениях использовались кормовые вертикальный и горизонтальные рули,имевшие ручной привод.

Обучение управлению этим транспортировщиком велось в основном среди участников движения Сопротивления Норвегии, Франции и других стран одновременно с подготовкой экипажей управляемых торпед и сверхмалых подводных лодок. Транспортировщик типа "MSC" широко использовался англичанами и американцами для скрытной доставки разведчиков и диверсантов. На расстоянии нескольких миль от берега транспортировщики спускались на воду торпедными катерами или другими небольшими кораблями. После спуска управляемый водителем транспортировщик приближался к берегу. На некотором удалении от него водитель затоплял транспортировщик и добирался доберега вплавь в легководолазном снаряжении.

Конструкция "MSC" страдала рядом недостатков, среди которых главнымбыло то, что байдарка плохо управлялась в подводном положении. Она подчинялась манипуляциям водителя с некоторым промедлением, за что и получила ироническое неофициальное название "Спящая красавица" (Sleeping Beauty). Сведения об успешных диверсионных операциях с помощью "MSC" отсутствуют.

 

You are here: Главная Лекции Водолазное дело СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ