Военное образование в России

Новости и учебные материалы

СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ - Буксировщики водолазов в России

 

 

Буксировщики водолазов в России

В 1958 году в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне Санкт-Петербургский морской технический университет) обратился Дмитрий Уварович Шашенков с предложением создать подводные средства движения (ПСД) для организовывавшихся тогда частей морского спецназа. Он в ту пору отвечал за этот вопрос в штабе Флота. Несколько КБ промышленности, в которые он обращался, ему отказали. Дело казалось им слишком мелким, а забот сулило много. Заказов тогда и без этого было достаточно. Но Дмитрий Уварович был не из тех людей, которые смиряются с отказом. Он нашел энтузиастов.

Заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор Александр Игнатьевич Шевело – человек, крупный всем: ростом, движениями, делами – взялся за это дело. В декабре 1958 года в Москве на совещании было принято решение о создании групповых подводных средств движения (ГПСД) – двухместных носителей торпедной формы и индивидуальных подводных средств движения (ИПСД) – буксировщиков водолазов.

В сентябре 1959 уже были сданы первые отечественные буксировщики «Протей-1» и «Протей-2».

Поплыл и двухместный носитель в калибре торпедного аппарата. Он полностью проектировался учеными и инженерами института (Шевело А.И., Горбунов В.Д., Елтышев К.Г., Боженов Ю.А., Филиппов Д.Н., Гаврилов В.М., Савенков Ю. А., Сазонов Г.И. и др.).

Назвали его «Сирена». Две модификации «Сирена» и «Сирена-У» до 1976 года создавались в ОКБ, а затем их разработка и производство были переданы на завод «Двигатель». Он их совершенствует и продает и по сей день. В печати рекламируется «Сирена» и ее конверсионный вариант «Марина».

Когда встал вопрос о серийном выпуске буксировщиков, возникли серьезные проблемы. Первую сотню изготовили на судоверфи. Для верфи это дело было не профильным и не выгодным. Заказ по ее меркам несоизмеримо мал, а в исполнении достаточно сложен. Но нашелся третий энтузиаст — директор Гатчинского завода «Буревестник» – Михаил Израилевич Кисельгоф. Он взял к себе это производство. Быстро построили цех и наладили серийный выпуск буксировщиков.

В 1972 году при ЛКИ было организовано Особое конструкторское бюро (ОКБ) для создания индивидуальных подводных средств движения. С первых дней в течение более 40 лет главным конструктором ИПСД и другой подводной техники, а после организации ОКБ его начальни­ком и главным конструктором работал В.П.Трошин. В создание ПСД вложен огромный труд, творческий энтузиазм, а зачастую и мужество многих ученых и инженеров, организаторов производства и рабочих умельцев, офицеров флота и водолазов-испытателей. Их трудами создан новый в нашей стране вид техники – подводные средства движения.

 

You are here: Главная Лекции Водолазное дело СРЕДСТВА ПОДВОДНОГО НАБЛЮДЕНИЯ, ПОИСКА И ОБСЛЕДОВАНИЯ. ТРАНСПОРТИРОВЩИКИ ВОДОЛАЗОВ