Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Вентилируемое водолазное снаряжение. - Устройство и работа составных частей снаряжения

Устройство и работа составных частей снаряжения

 

 

Шлем водолазный ШВ

 

Шлем предназначен для изоляции головы водолаза от внешней среды, защиты её от ударов под водой, а также для создания воздушного объёма, в котором дышит водолаз. Шлем оборудован системами подачи и регулировки воздуха в рабочем и аварийном режимах, телефонной связью и головным клапаном.

Корпус изготовлен из экологически безопасного, прочного композиционного материала на основе стеклоткани и полиэфирной смолы. Жизненно важные, воспринимающие большие механические нагрузки, участки корпуса ШВ дополнительно усилены углеродной тканью. ШВ оборудован металлическими узлами и деталями из не­ржавеющей в морской воде легированной стали и латуни.

На передней части корпуса 1.5 заформован фланец для крепления панорамного иллюминатора. Смотровое стекло иллюминатора выполнено коробчатой формы в виде трапециевидных передней и верхней граней, а также треугольных боковых граней, что расширяет угол обзора, с плоским фланцем по периметру. Смотровое стекло прозрачно и обладает уникальной прочностью - оно изготовлено из поликарбонатного стекла толщиной 8 мм. Герметичность соединения корпуса ШВ со смотровым стеклом достигается плоской резиновой прокладкой и накладками, обжатие которых обеспечивает фланец 1.7. Дополнительную защиту создаёт решётка снаружи смотрового стекла. По бокам иллюминатора к фланцу прикреплены держатели, предназначенные для размещения нашлемного оборудования.

На затылочной части ШВ выполнен выступ, под которым смонтиованы: штуцер рабочей подачи, кабельный ввод, штуцер аварийной подачи.

На правой боковой поверхности корпуса ШВ смонтирован головной клапан с крышкой снаружи, а также регулятор аварийной подачи.

На левой боковой поверхности корпуса ШВ размещён регулятор рабочей подачи с маховичком, установленным снаружи.

Сверху на корпусе ШВ закреплён рым, который служит не только для переноски ШВ, но и для подъёма водолаза в аварийной ситуации.

Кроме того, внутри корпуса ШВ выполнен монтаж рукавов для соединения между собой:

– штуцера рабочей подачи, регулятора рабочей подачи и глушителя шума;

– штуцера аварийной подачи с регулятором аварийной подачи;

– а также монтаж телефонно-микрофонного капсюля.

Нижний срез корпуса ШВ заформован в латунное кольцо, предназначенное для надёжного соединения ШВ с гидрокомбинезоном.

При этом герметизация соединения происходит по резиновому уплотнительному кольцу, которое установлено в наружной канавке кольца ШВ.

Устройство и работа замков шлема водолазного

Для герметичного соединения шлема водолазного (ШВ) с гидрокомбинезоном (ГК) служат два замка, размещённые на соединительных кольцах.

На кольце ШВ размещены 2 замочных механизма, а на наружной поверхности кольца ГК, имеется 2 паза.

Замочный механизм состоит из:

-Запорного штыря, с которым жёстко соединена вилка для поворота штыря в отверстии кольца ШВ;

-Вилки, во внутренней полости которой размещён фиксатор с пружиной и упором;

-Фиксатора, на одном конце которого установлен маховичок, а другой конец входит в отверстие «а», определяя положения «открыто» или «закрыто»;

-Маховичка, установленного на конце фиксатора и закреплённого гайкой.

Штырь имеет полукруглую головку с лысками для прохода через паз кольца ГК и закреплён гайкой на вилке Пружинная втулка и втулка сохраняют параллельность плоскости вилки, облегчая вращение штыря в отверстии кольца ШВ. От попадания грязи в вилке и упоре установлены уплотнительные резиновые кольца.

Работа замков происходит следующим образом:

1. Оттянуть маховички и развести вилки замков в стороны от иллюминатора ШВ;

2. Установить ШВ в кольцо ГК до упора (при этом штыри пройдут через пазы кольца ГК);

3. Оттянуть маховички и повернуть вилки на 90° к иллюминатору (при этом штыри повернутся на 90°);

4. Фиксаторы, при повороте вилок на 90° переместятся из положения «открыто» в положение «закрыто»;

Для расстыковки ШВ от ГК маховички оттягиваются и вилки поворачиваются в стороны от иллюминатора. При этом штыри, через пазы, выходят из зацепления с кольцом ГК.

Регулятор рабочей подачи

Регулятор рабочей подачи предназначен для управления водолазом подачей воздуха с поверхности в снаряжение в рабочем режиме. Регулятор конструктивно представляет собой вентильное устройство с коническим клапаном.

Корпус регулятора имеет ниппель входа4 и ниппель выхода, смонтированные с помощью клея на основе эпоксидной смолы.

Шпиндель клапана имеет направление по резьбе и герметизацию с помощью уплотнительных колец. На шпинделе двумя гайками закреплён массивный маховичок для управления регулятором вручную. Высоту подъёма шпинделя с клапаном над седлом ограничивает крышка, положение которой зафиксировано винтом. На корпусе ШВ регулятор установлен с помощью гаек с шайбой через прокладки.

Штуцер рабочей подачи

Штуцер рабочей подачи предназначен для подсоединения к ШВ соединительного шланга, а также для размещения обратного клапана рабочей подачи.

Корпус обратного клапана размещён в корпусе штуцера 2 и под­жат пружиной 3, которая упирается в крышку. К ниппелю подсоединяется рукав, соединяющий штуцер с регулятором рабочей подачи.

На корпус ШВ штуцер крепится с помощью гаек с шайбой через прокладки и.

Глушитель шума

Глушитель шума является воздуховодом, направляющим поток воздуха от регулятора рабочей подачи на смотровое стекло иллюминатора, снижая запотевание стекла.

Воздуховод выполнен в виде тонкостенной трубки со щелью для выхода воздуха, внутри которой помещён полый вкладыш из шумопоглощающего материала.

С одного торца трубка имеет угольник с ниппелем входа, а с другого - пробку со штифтом для присоединения рукава, который вместе с рукавом от регулятора рабочей подачи удерживает глушитель у смотрового стекла иллюминатора.

Регулятор аварийной подачи

Регулятор аварийной подачи предназначен для управления водолазом подачей воздуха от A3 в ШВ в аварийном режиме. Регулятор представляет собой перепускное устройство нажимного типа.

Весь механизм регулятора расположен внутри шлема, а управление с помощью кнопки, подпружиненной конической пружиной, осуществляется головой водолаза.

В корпусе регулятора размещён клапан со штоком, прижатый к седлу пружиной, а также ниппель входа и дюза.

При необходимости аварийной подачи воздуха водолаз нажимает кнопкой на шток и отодвигает клапан от седла, открывая проход воздуха через отверстия в седле в полость «а» корпуса, из которой воздух выходит в ШВ через крышку с отверстиями. Закрытие клапана происходит под действием пружин. Через дюзу идёт постоянная небольшая подача воздуха при открытом вентиле A3.

Корпус регулятора крепится с наружной стороны ШВ с помощью гайки с шайбой через прокладки.

Штуцер аварийной подачи

Штуцер аварийной подачи предназначен для подсоединения к ШВ шланга A3.

Конструктивно штуцер аварийной подачи полностью повторяет штуцер рабочей подачи за исключением корпуса, подсоединительная резьба которого М18x1,5.

К ниппелю штуцера подсоединяется рукав подачи воздуха в регулятор аварийной подачи.

Клапан головной

Головной клапан предназначен для вентиляции подшлемного пространства и регулирования плавучести водолаза.

Он представляет собой клапан мембранного типа, в котором мембрана, перекрывающая седло, жёстко закреплена на штоке. На жёсткий центр мембраны опираются две пружины, поджатые крышкой.

Усилия пружин определяют величину избыточного давления внутри ШВ. Максимальное избыточное давление соответствует суммарному усилию двух пружин при полностью завёрнутой крышке. При полностью отвёрнутой крышке (до упора в пластину) на мембрану действует лишь одна ослабленная пружина и избыточное давление под ШВ минимальное.

От попадания воды через отверстия в крышке установлен резино-отворотный клапан. Внутри ШВ в седле головного клапана имеется ещё один резино-отворотный клапан, свободно пропускающий воздух из подшлемного пространства и преграждающий доступ влаги в ШВ.

Работа головного клапана осуществляется в двух режимах:

принудительный - водолаз периодически нажимает головой на пуговку клапана, при этом лишний воздух из снаряжения стравливается в воду. Таким образом, работа головного клапана в принудительном режиме аналогична работе головного клапана трёхболтового и двенадцатиболтового водолазного шлема;

автоматический - водолаз, в зависимости от выполняемой работы, производит настройку клапана (регулировку давления открытия клапана) поворотом крышки. При сжатии или ослаблении пружины происходит регулировка объёма воздушной подушки в снаряжении, величина которой поддерживается автоматически и не требует периодического нажатия головой на пуговку. Таким образом, водолаз освобождается от контроля за газовым объёмом снаряжения и может полностью сосредоточиться на выполняемой работе.

Головной клапан установлен на шлем с помощью гайки с шайбой через прокладки. От возможного отворачивания пуговки установлен винт, фиксирующий пуговку на штоке.

Ввод кабельный

Ввод кабельный предназначен для герметичного прохода кабеля телефонной связи в ШВ.

Для этого резьбовая втулка крепится гайками и шайбой через прокладки к затылочному выступу на корпусе ШВ. Втулка имеет сквозное отверстие для прохода кабеля и боковой канал для укладки жил кабеля. Жилы кабеля прижимаются к втулке крышкой.

Во втулке размещено сальниковое уплотнение с нажимным винтом, при заворачивании которого сальниковое уплотнение обжимает кабель и обеспечивает водонепроницаемость. Жилы кабеля подсоединяются к телефонно-микрофонному капсюлю.

На другом конце кабеля размещена вилка штепсельного разъёма, которая вместе с розеткой представляет герметичный электроразъём ШРП - 2 для быстрого отключения (подключения) кабеля связи.

Электроразъём, в целях предотвращения разъединения под водой, заключён в резьбовую муфту, состоящую из винта и гайки.

Шланг соединительный

Шланг соединительный предназначен для подсоединения водолазного шланга к снаряжению. Шланг соединительный представляет собой высокопрочный рукав, способный выдерживать растягивающую нагрузку 200 кгс. На концах шланга с помощью муфт смонтированы:

ниппель 2 с накидной гайкой 4 для подсоединения к штуцеру рабочей подачи ШВ;

– ниппель для подсоединения, через переходной ниппель из комплекта ЗИП, к водолазному шлангу.

Груз нагрудный

Груз нагрудный, с изменяемой массой, предназначен для погашения положительной плавучести водолаза, одетого в снаряжение, при спуске под воду и работе под водой.

Нагрудный груз представляет собой нагрудную панель, к которой прикреплены три свинцовых стандартных (утяжелённых) груза: правый, левый и груз в центре.

В зависимости от вида и условий водолазных работ их применяют: в полном составе, без правого и левого груза или совсем без грузов, при этом длинные винты грузов заменяют на короткие из комплекта ЗИП.

На обратной стороне панели закреплены петли и скобы для крепления плечевых и поясных ремней, а так же нагрудного ремня. Нагрудный ремень имеет карабины для крепления к кольцу ГК и к брасовой пряжке, а так же кольцо для регулировки длинны ремня.

Примечание - по требованию заказчика на нагрудной панели может быть установлен утяжелённый набор грузов, увеличивающий: массу нагрудного груза до 18 кг.

Аварийный запас воздуха

Аварийный запас воздуха (A3) служит для хранения и подачи воздуха в шлем при уменьшении или прекращении подачи воздуха по водолазному шлангу. A3 включает в свой состав: блок баллонов, а также подвесную систему в виде верхней и нижней подвесок.

Блок баллонов

В блоке, состоящем из двух одинаковых баллонов, непосредственно находится аварийный запас воздуха, предназначенный для обеспечения дыхания водолаза в аварийных ситуациях, как то: прекращение подачи воздуха, обрыв, повреждение водолазного шланга, образование ледяных пробок в шланговых соединениях.

Блок баллонов состоит из следующих основных частей:

баллоны с вентилями; панель наспинная; редуктор; муфта5; шланг A3; груз наспинный.

Блок баллонов скомпонован так, что выступающими элементами на наспинной панели являются только маховички вентилей справа и слева, тогда как функционально важные узлы блока размещены внутри между баллонами: редуктор - между горловинами баллонов и муфтой, шланг A3 проложен по наспинной панели под баллонами, а сами баллоны защищены от ударов грузом наспинным, прикрывающим баллоны. Такое размещение обеспечивает безопасность при эксплуатации A3, исключая задевание за выступающие части и удары под водой.

Кроме того, наличие двух вентилей для включения A3 в работу позволяет водолазу действовать правой или левой рукой, что так же увеличивает безопасность водолазных спусков.

Баллон с вентилем

Баллон с вентилем предназначен для хранения воздуха под давлением до 19,6 МПа (до 200 кгс/см2).

В горловину баллона ввернут вентиль с фильтром, который имеет штуцер для соединения с муфтой и канал для подачи воздуха высокого давления к редуктору.В корпус вентиля ввернут клапан, перекрывающий выход воздуха из баллона.

Открытие и закрытие вентиля осуществляется при вращении маховичка, закрепленного на шпинделе гайкой, которая закрывается крышкой. В шпиндель установлен сухарь, входящий в паз клапана.

При вращении маховичка против часовой стрелки шпиндель через сухарь вращает клапан и открывает седло, при вращении по часовой стрелке клапан перекрывает седло. Шпиндель герметизируется резиновым кольцом

Муфта с пробкой

Муфта предназначена для соединения между собой баллонов с воздухом и подачи высокого давления на вход редуктора при открытом вентиле, а также для зарядки A3 воздухом.

Муфта представляет собой тройник, два резьбовых штуцера которого соединяются с вентилями блока баллонов. Герметизация соединения при этом обеспечивается с помощью резиновых колец. В камеру муфты через медную прокладку ввёрнут тройник со штуцером для подсоединения редуктора и зарядным штуцером, закрытым пробкой с уплотнительным кольцом.

Редуктор(25)

Редуктор предназначен для понижения давления воздуха, поступающего из баллонов. Редуктор поршневой, обратного действия, открытого типа.

Редуктор состоит из корпуса с камерами для седла и поршня, камерой входа и камерами низкого давления, крышки, поршня и пружины. Камера седла связана отверстиями с камерами низкого давления: угольника для шланга A3, штуцера с пробкой и седла предохранительного клапана редуктора. Для герметизации крышки на корпусе редуктора предусмотрено резиновое кольцо, поршень также герметизируется кольцами.

В камеру входа высокого давления редуктора через медную прокладку ввернут ниппель с накидной гайкой и фильтром для подсоединения к муфте. При этом герметизация производится по кольцу. При закрытом вентиле поршень пружиной прижат к крышке, при этом клапан поршня не перекрывает седло.

При открытии вентиля воздух высокого давления через фильтр поступает под клапан поршня, где, расширяясь, проходит в камеры низкого давления редуктора и под предохранительный клапан. При этом, через отверстие воздух заполняет полость над поршнем и, сжимая пружину, перемещает поршень и перекрывает седло. Поступление воздуха в редуктор прекращается, таким образом, поддерживается низкое давление на необходимом уровне. При снижении давления в полости над поршнем по мере расходования воздуха клапан поршня снова открывает седло и перепускает воздух в камеры низкого давления, поддерживая непрерывно уровень низкого давления на выходе из редуктора.

Для регулировки низкого давления на выходе из редуктора предусмотрена одна или несколько шайб. Для обеспечения безопасности при увеличении низкого давления на выходе больше допустимого предусмотрен предохранительный клапан. Пружина клапана, сжимаясь под действием увеличенного давления, открывает седло предохранительного клапана, и через отверстия в крышке давление воздуха снижается до допустимого. Редуктор является редуктором открытого типа, т.е. поддерживает на выходе избыточное давление на данной глубине. Для этого на корпусе редуктора предусмотрено отверстие, через которое камера поршня сообщается с окружающей средой. При этом гидростатическое давление воды создает дополнительное усилие на поршень, отжимая его от седла и вызывая при этом дополнительную подачу воздуха в редуктор. Это особенно важно при спусках на глубины от 40 до 60 м.

Панель наспинная

Наспинная панель предназначена для размещения баллонов с соответствующей арматурой, редуктором, шлангом A3 и наспинного груза, а также для крепления верхней и нижней подвески A3. Панель представляет собой плоскую пластину с отверстиями под болты для крепления хомутов и груза наспинного, а также под винты для скоб верхней и нижней подвески. В верхней части панели закреплены плечевые ремни с карабинами для подсоединения к грузу нагрудному.

Шланг A3

Шланг A3 предназначен для подачи воздуха от блока баллонов в подшлемное пространство для дыхания водолаза.

Шланг выполнен из резинотканевого рукава высокой прочности. На концах шланга с помощью колпачков смонтированы ниппели с резиновыми уплотнительными кольцами и накидными гайками. Шланг подсоединяется к редуктору A3 и штуцеру аварийной подачи ШВ.

Подвеска нижняя и верхняя

Подвеска нижняя и верхняя предназначены для закрепления на водолазе аварийного запаса и груза нагрудного, а также для удержания ШВ в максимально удобном для головы водолаза положении.

Подвеска нижняя включает в свой состав: поясную скобу, прикреплённую к наспинной панели и пряжку брасовую, которая свободно подвешена на брасовом ремне, прикреплённом к скобе снизу. Кроме брасового ремня, к поясной скобе прикреплены два поясных ремня с карабинами для пристёгивания к грузу нагрудному, что уменьшает смещение груза. Положение брасовой пряжки и длина брасового ремня может регулироваться с помощью пряжки. К брасовой пряжке крепятся два боковых регулировочных ремня, заканчивающихся карабинами. Брасовая пряжка имеет отверстие для подсоединения карабина ремня нагрудного груза.

Подвеска верхняя представляет собой ремень с карабином для закрепления за задний рым кольца ГК. Ремень имеет возможность перемещения вдоль оси наспинной панели под скобой. На другом конце ремня подвешена треугольная пряжка для крепления ремней с пряжками.

Гидрокомбинезон

Гидрокомбинезон (ГК) предназначен для защиты тела водолаза от внешней среды, теплопотерь и травм при работе под водой. ГК включает в свой состав:

– собственно гидрокомбинезон;

– кольцо, вставленное во фланец ГК и предназначенное для надёжного и герметичного соединения ГК с ШВ по кольцу.

Кольцо ШВ и кольцо ГК являются невзаимозаменяемой парой и имеют одинаковую маркировку х,

Кольцо ГК выполнено как ответная часть кольца ШВ. На его внутренней части имеется зона для герметизации по уплотнительному кольцу, а так же впадины и выступы с ответной резьбой.

По внешней поверхности кольца, с помощью хомута, монтируется фланец ГК. Монтаж кольца ГК производится по технологической карте № 6. Стальной хомут стягивается болтом. На верхнем фланце кольца ГК спереди и сзади расположены два рыма, необходимые для крепления карабина нагрудного груза к переднему и карабина A3 - к заднему рыму. Натяжением ремней от переднего и заднего рымов, в рабочем состоянии, устраняется поднятие ШВ над головой водолаза при избыточном давлении в снаряжении.

Для правильного соединения ШB с ГК на фланце кольца нанесены пазы - метки. ' •

Примечание. По требованию заказчика к нижнему фланцу кольца ГК может прикрепляться опорное кольцо с мягкой подкладкой для смягчения давления на плечи водолаза.

Галоши водолазные

Галоши водолазные предназначены для погашения положительной плавучести водолаза одетого в снаряжение, улучшения остойчивости водолаза при передвижении по грунту, а также для защиты ног водолаза от повреждений и ГК от истирания.

Галоши водолазные включают в себя: собственно галоши с прочным верхом, свинцовые подошвы, ремни с пряжками, металлические стельки и крепёжные винты.

You are here: Главная Лекции Водолазное дело Вентилируемое водолазное снаряжение.