Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Энциклопедии Танки Наращивание орудийной мощи и дальнейшее развитие - Дальнейшее развитие бронированной техники

Наращивание орудийной мощи и дальнейшее развитие - Дальнейшее развитие бронированной техники

Дальнейшее развитие бронированной техники

Как из БТР возникли БМП

После окончания Первой мировой войны стало ясно, что будущие войны будут отличаться высокой мобильностью и поэтому необходимо добиться, чтобы пехота не отставала от других родов войск на поле боя. В то время бронеавтомобили и бронетранспортеры использовались только для доставки пехотинцев к передовой, наступление же осуществлялось пехотными частями и подразделениями в пешем строю. В последующем пехоте была обеспечена возможность вести боевые действия из специальных бронированных машин, которые перемещались на поле боя вместе с танками.

clip_image036

Слева. На фото, сделанном в ходе учений «Рефорджер-83», виден БТР М113, следующий за двумя командно-штабными машинами М577 из состава 1-й механизированной дивизии СВ США. Несмотря на принятие на вооружение новых БМП М2 «Брэдли», многочисленные модификации БТР М113 еще долго будут оставаться на вооружении и в XXI веке.

clip_image037

Внизу. Из БМП М2 «Брэдли» можно вести огонь как из шести бойниц из 5,56 мм оружия десанта, так и из вооружения, установленного в башне, - 25-мм пушки и 7,62-мм спаренного пулемета. Кроме того, она вооружена пусковой установкой ПТУР ТОУ. Таким образом, эта БМП способна поражать различные цели, от пехоты до бронетехники противника, включая танки.

clip_image038

Справа. Во французской БМП АМХ- 10Р механик-водитель расположен впереди, слева от моторного отделения, командир и наводчик-оператор - в башне, в которой установлена 20-мм пушка и пусковая установка ПТУР «Милан». Десантное отделение рассчитано на восемь военнослужащих в боевой экипировке. На базе этой БМП были созданы медико-санитарные эвакуационные машины, машины боевого управления и другие модификации.

Мобильность на поле боя вновь приобрела большое значение в конце Первой мировой войны, когда Великобритания применила танки. Год спустя, в 1917-м, англичане уже довольно широко применяли танки для срочной доставки на передовую боеприпасов, продовольствия и других важных грузов, а также живой силы. В последующие годы танк Mk V был переоборудован специально для транспортировки военнослужащих, бортовые спонсоны были демонтированы, вместо них в бортовой броне сделали двери, а внутри корпуса установили посадочные места для десанта. Во Франции также пошли по этому пути, и в августе 1918 года переоборудованные танки использовались как транспортеры пехоты. С окончанием войны работы в данной области были приостановлены. В 1920-30-х годах во многих странах возобновились эксперименты по созданию механизированных войск. Значительных успехов добились в СССР и Великобритании, но лидирующее положение заняли немцы. Именно они впервые создали механизированные соединения, в состав которых входили бронетанковые части, а пехота активно использовала танкетки и бронемашины. Причем весь личный состав пехотных подразделений транспортировался на грузовых автомобилях и БТР, а полевая и зенитная артиллерия буксировалась с помощью автомобилей повышенной проходимости или полугусеничных транспортеров. Вскоре появилась и самоходная артиллерия.

{loadposition adsense_720_90}

Стремительная пехота

Пехота доставлялась грузовым автотранспортом как можно ближе к линии фронта, а дальнейшее выдвижение и атаку пехотинцы осуществляли в пешем порядке. Немцы раньше других поняли суть механизированных войск и вскоре разработали и приняли на вооружение полугусеничные бронетранспортеры, которые резко повысили подвижность пехоты на поле боя. Преимущества немецких механизированных войск были доказаны на практике в ходе втор

жения во Францию в 1940 году. В Советском Союзе к роли БТР относились с пренебрежением на протяжении всей Второй мировой войны. К тому времени, когда США в 1941 году официально вступили в войну, на вооружении американских войск находилось более 40 000 БТР типа М2 и МЗ различных модификаций, в том числе с установленными зенитными и противотанковыми орудиями. Основными недостатками этих БТР являлось то, что не было привода на передние (направляющие) колеса, а десантное отделение не имело крыши (броневой защиты сверху). Для того чтобы повысить защищенность десанта от огня противника, в Канаде приняли решение снять башню с танка «Рэм» и переоборудовать его в БТР (получил название «Кенгуру»).

Эти машины оказались настолько удачными, что по аналогичной схеме были переоборудованы некоторые 105-мм САУ М7 и танки «Шерман». В Великобритании БТР почти всю войну применялись не только для транспортировки пехоты, имущества и других грузов. На шасси этих машин устанавливали минометы, станковые пулеметы, огнеметные установки, БТР применяли также в качестве командно-штабных, связных и подвижных наблюдательных пунктов. Опыт Второй мировой войны окончательно рассеял все сомнения относительно применения БТР, и вскоре в передовых армиях мира эта техника стала массово поступать на вооружение, а конструкторы приступили к разработке более совершенных образцов. До 1950-х годов БТР имели броню, обеспечивавшую защит)' экипажа и десанта от пуль и мелких осколков, а вооружение ограничивалось одним пулеметом калибра 7,62 мм, установленным на открытой турели.

clip_image039

Справа. На большинстве современных БМП установлены башни со стабилизированным в двух плоскостях вооружением и системами управления огнем.

clip_image040

Внизу. Основная английская БМП «Уорриер» вооружена 30-мм пушкой RARDEN, которая не имеет системы стабилизации.

clip_image041

clip_image042

В десантном отделении советской БМП-1 могли разместиться восемь военнослужащих, место командира расположено за механиком- водителем, а наводчик-оператор находился в башне. Штатное вооружение включало 73-мм орудие и пусковую установку ПТУР «Малютка».

Большие возможности

В течение 1960-х и 1970-х годов были сформулированы новые требования к бронетехнике, предназначенной для вооружения механизированных частей. Именно в эти годы были созданы первые боевые машины пехоты - немецкая «Мардер» и советская БМП-1. Эти машины не только обладали более мощной броневой защитой, но и позволяли десанту вести огонь изнутри, что повышало темп и эффективность наступательных действий. Кроме того, значительно возросла огневая мощь штатного вооружения - на БМП-1 была установлена гладкоствольная пушка калибра 73 мм, а в БМП «Мардер» 20-мм орудие.

Соответственно БМП получили возможность вести огонь и уничтожать не только открытую пехоту противника, но и его легкобронированную технику. Американская БМП М2 «Брэдли» вооружена 25-мм пушкой, а английская «Уорриер» - орудием калибра 30 мм. Такое вооружение способно поразить любую современную БМП и даже пробить бортовую броню многих танков. Кроме того, на советских БМП, а позднее и западных аналогах стали устанавливать пусковые установки ПТУР, что позволило успешно бороться с основными боевыми танками.

Необходимо отметить, что американская М2 «Брэдли» и британская «Уорриер» гораздо дороже, чем БТР, которые они призваны заменить (МПЗ и FV432 соответственно), поэтому вряд ли произойдет адекватная по численности замена - один устаревший БТР на одну новую БМП. Все современные БМП имеют фильтровентиляционные установки, позволяющие действовать в условиях применения ОМП, а также совершенную аппаратуру наблюдения, включая приборы ночного видения.

 

Карьера военного

учебные материалы