Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Бронированные машины в первой мировой войне

 

Бронированные машины в первой мировой войне


clip_image001

Бронеавтомобиль «Роллс-Ройс»

В башне бронеавтомобиля «Роллс-Ройс» образца 1914 года устанавливался пулемет «Виккерс» калибра 7,7 мм. Эти машины неплохо показали себя в годы войны и оставались на вооружении многие годы, особенно в Индии и африканских колониях.

В 1914 году Великобритания направила несколько своих авиационных частей в Бельгию и Францию. Помимо аэропланов, в этих элитных войсках имелись автомобили для перевозки пилотов и техников. В Бельгии английские офицеры увидели, что автомобили активно используются местными ударными отрядами для проведения рейдов и других видов маневренных боевых действий, и решили перенять этот опыт. Несколько автомобилей «Роллс- Ройс» модели «Силвер Геуст» были переоборудованы в Дюнкерке. По бортам были установлены броневые плиты, за местом водителя - пулемет. Идея получила одобрение в британском военном министерстве, и к концу того же года во Францию поступила первая партия бронеавтомобилей на шасси «Силвер Геуст» заводского производства.

Большой успех

Официально новая модель получила обозначение бро неавтомобиль «Роллс- Ройс» образца 1914 года.

Она представляла собой шасси гражданской модели с бронированной защитой (максимальная толщина брони - 9 мм) и установленной сверху башней, в которой устанавливали один пулемет типа «Максим» или «Виккерс». В связи с резко возросшей массой были усилены рессоры подвески. Помимо боевого отделения и отделения управления, броня защищала двигатель (радиатор имел съемный броневой лист), верхний броневой лист башни также был съемным. В задней части башни имелся открывающийся влево лючок для подачи боеприпасов и замены пулемета. Эти бронемашины оказались весьма успешными и оставались на вооружении до 1922 года.

К марту 1915 года во Франции действовали уже несколько британских подразделений бронеавтомобилей, большинство из которых имели на вооружении модели «Роллс-Ройс». Первоначально они использовались для ведения разведки и патрулирования побережья в Бельгии и Франции, но после того, как война превратилась в «позиционную», подразделения бронеавтомобилей были отозваны в Великобританию, где на них возложили задачу патрулирования восточного побережья острова. В связи с отсутствием реальной угрозы вторжения интерес к бронеавтомобилям постепенно угас, подразделения были расформированы, а техника передана регулярным войскам, которые толком не знали, что с ней делать.

Впоследствии бронеавтомобили «Роллс-Ройс» использовались на заморских территориях, в частности на северо-западных границах Индии, в немецкой Юго-За- падной Африке, а также в Уганде. Иногда эти машины оказывались неэффективными, нередко их использование приносило очень весомые результаты, которые, впрочем, не получили широкой огласки.

Наиболее успешным считается применение бронеавтомобилей «Роллс-Ройс» (в том числе модификаций без башни) в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова. В суровых условиях они доказали свою надежность и высокую проходимость. Бронеавтомобили «Роллс-Ройс» оставались на вооружении до 1922 года, когда им на смену стали поступать бронеавтомобили образца 1920 года той же фирмы.

clip_image002

Бронеавтомобиль «Роллс-Ройс» и его экипаж запечатлены в сентябре 1916 года в пункте сбора раненых в пик наступательной операции при Сомме. На ведущих колесах установлены цепи для повышения проходимости.

clip_image003


Бронеавтомобиль Ланчестер


В конце 1914 года начался серийный выпуск бронеавтомобилей «Ланчестер», которые вскоре стали самыми массовыми машинами этого класса, потеснив «Роллс- Ройс». Поскольку бронеавтомобили поступали на вооружение ВВС, первоначально на них возлагали задачи по охране аэродромов, а также участию в поиске и спасении сбитых или потерпевших аварию пилотов аэропланов. Однако вскоре бронеавтомобили стали привлекаться к участию в боевых действиях, и к 1915 году они были сведены в специальные подразделения (эскадроны).

Наклонная броня

По своей конструкции «Ланчестер» очень напоминал бронеавтомобиль «Роллс-Ройс» и имел практически одинаковую башню с наклонными по бортам броневыми листами.. Однако, в отличие от «РоЛлс- Ройса», капот двигателя был сделан наклонным, а сам двигатель имел большую по тем временам мощность - 44,7 кВт (60 л. с.) и усовершенствованную коробку передач.

«Бронированный таран»

В августе 1915 года все бронеавтомобили были переданы командованию сухопутных войск, которое не очень понимало, что с ними делать, и под предлогом унификации приняло решение оставить на вооружении только бронеавтомобили «Роллс-Ройс». Что касается бронеавтомобилей «Ланчестер», то в октябре того же года все они были собраны на специальной площадке и дожидались решения своей участи.

В 1916 году они были сведены в сформированный 1-й эскадрон бронеавтомобилей и отправлены в Россию, где поступили на вооружение царской армии. Там они не особенно отличились в боях, однако получили высокую оценку из-за своей проходимости в условиях российского бездорожья. Кроме того, бронеавтомобили «Ланчестер» участвовали в кампаниях в Румынии, Персии и Галиции, и везде они доказывали свою надежность - в пустыне и горной местности, в распутицу и по заснеженному полю они передвигались достаточно уверенно.

Во многих случаях бронеавтомобили «Ланчестер» выполняли роль «бронированного тарана», возглавляя колонны грузового автотранспорта, перевозившие войска. Помимо этого, нередко им отводилась роль мобильного средства огневой поддержки, машины проводили рейды и выполняли другие боевые задачи. В русской армии бронеавтомобили «Ланчестер» успешно применялись и в знаменитом Брусиловском прорыве в середине 1917 года, но затем Россию охватили смутные времена - произошла революция, за тем началась гражданская война. Бронеавтомобили «Ланчестер» в ней не уча ствовали - все они были отправлены обратно в Англию осенью 1917 года. Суммар ный пробег машин к тому времени составил более 100 000 км.

clip_image004

Бронеавтомобиль «Ланчестер» из состава береговых частей английских ВМС. Многие такие машины с английскими экипажами активно применялись в России в 1916-1917 годах.

clip_image005

На фото, сделанном в 1917 году, бронеавтомобили «Ланчестер» в России. Такие Машины активно использовались на русско-германском фронте и в других местах, в том числе в ходе знаменитого Брусиловского прорыва в середине 1917 года.

clip_image006


Бронеавтомобиль ansaldo IZ фирмы Лянчиа

clip_image007

Особенностью конструкции бронеавтомобиля IZ стали характерные дуги, установленные по бортам и протянувшиеся от верхней части кабины до передней нижней части брызговиков передних колес. Эти заостренные спереди дуги предназначались для преодоления препятствий из колючей проволоки. На некоторых моделях такие дуги устанавливались не только спереди, но и сзади.

Первая машина модели IZ фирмы «Лянчиа» не имела бронирования и представляла собой небольшой грузовой автомобиль, в кузове которого была смонтирована пожарная лестница, использовавшаяся в поднятом положении в качестве наблюдательного пункта и для корректировки артиллерийской стрельбы. Поскольку данные функции имели непосредственное отношение к , боевым действиям, в 1915 году машину обшили бронированными листами. Так появился бронеавтомобиль Ansaldo IZ.

Машина была выполнена по традиционной схеме с пере- днерасположенным мотором. Ближе к кормовой части в кузове была установлена низкопрофильная бронированная башня с пулеметом. В дальнейшем появились модификации с дополнительной башенкой с пулеметом, установленной поверх основной, а также башня с двумя пулеметами.

Для того времени это было довольно мощное вооружение для небольшой по габаритам машины. В войне с Австро-Венгрией итальянские войска редко использовали бронеавтомобили для выполнения боевых задач, поскольку бои шли в основном в недоступных для автотранспорта горах. Лишь в 1917 году на фронте с авст- ро-германскими войсками подразделение в составе 12 бронеавтомобилей IZ выполняло патрульные задачи, но впоследствии эти машины были переброшены в Северную Африку, где поступили на вооружение полицейских формирований. Всего к 1918 году было выпущено около 120 бронеавтомобилей IZ, часть из них после войны была передана вооруженным силам Албании, где они составили основу формируемой армии.

clip_image008


Бронеавтомобиль Минерва

clip_image009

Подразделение бельгийских бронеавтомобилей «Минерва» в сентябре 1917 года. Все они вооружены пулеметами «Гочкис», обращает на себя внимание большая фара-искатель.

Сегодня даже в самой Бельгии мало кто знает о бронеавтомобиле «Минерва». Между тем именно в бельгийской армии впервые сумели найти наиболее эффективные способы боевого применения бронеавтомобилей, которые не имели аналогов вплоть до Второй мировой войны.

В августе 1914 года германские войска вторглись в Бельгию, при этом наступление возглавляли, как правило, кавалерийские части. Немцы наступали массированно, их численное превосходство было неоспоримо. Чтобы хоть как-то компенсировать это, а также противостоять кавалерийским атакам, командование бельгийской армии решило использовать бронеавтомобили. Уже к концу месяца первые две автомашины «Минерва» были переоборудованы в бронеавтомобили - их обшили броневыми листами толщиной 4 мм, а с левого борта, за местом водителя, установили пулемет «Гочкис». Вскоре были изготовлены еще несколько таких машин.

Несмотря на малочисленность, бронеавтомобили «Минерва» с успехом доказали, что они способны выполнять самые разные боевые задачи. На них выполнялись рейды, в том числе в глубокий тыл противника, в ходе которых собирались разведданные о перемещениях противника, его силах и средствах, нарушались пути коммуникаций. Кроме того, бронеавтомобили при возможности оказывали огневую поддержку пехоте, нередко весьма эффективно. В тот период войны немцы выдвигались колоннами по дорогам или открытой местности, поэтому внезапное появление бронеавтомобилей, открывавших разящий пулеметный огонь, не раз вызывали панику среди германских войск на марше.

Усвоенный урок

Вскоре война перешла в «окопную стадию» - с октября 1914 года и до 1918-го бельгийские войска занимали одну и ту же линию обороны. Траншеи были оборудованы в местности, мало пригодной для использования бронеавтомобилей - она изобиловала заболоченными участками и нередко была непроходимой для автотранспорта. В связи с этим бронеавтомобили не могли применяться, однако то, как они применялись бельгийцами ранее, послужило уроком для всех тех, кто хотел учиться. Опыт был перенят англичанами, а немцы, усвоив урок, в деле применения бронеавтомобилей пошли дальше.

Безупречная служба

Поскольку на Западном фронте шли затяжные позиционные бои, было сформировано специальное подразделение бронеавтомобилей «Минерва», которое перебросили в распоряжение командования русской армии, сражавшейся с немцами. Там в течение нескольких лет, вплоть до отправки домой в 1918 году, бронеавтомобили прекрасно себя зарекомендовали.

После возвращения в Бельгию подразделение было доукомплектовано новой модификацией бронеавтомобиля «Минерва» - с башней, а прежние модели были переданы полиции, где и оставались на вооружении до 1933 года.

clip_image010


Бронеавтомобиль Остин - Путилов

clip_image011

Несмотря на то что бронеавтомобиль «Остин - Путилов» имеет английское происхождение, его с полным правом можно назвать русским, поскольку большинство таких машин было произведено и применялось в России.

В1914 году армия царской России испытывала нехватку в различных видах вооружений, поэтому в Великобританию поступила просьба о поставках бронеавтомобилей. Просьба была удовлетворена, и вскоре в Россию были отправлены несколько транспортных судов с различными типами бронеавтомобилей. Среди них был и «Остин» - довольно массивная конструкция с двумя башнями и шинами из литой резины. Вооружение - два пулемета «Максим».

Увеличенный вес

Последующая модификация бронеавтомобиля «Остин» отличалась увеличенной на 1,6 т массой. Это явилось результатом установки утолщенной брони (максимальная толщина броневого листа - 8 мм) и второго ведущего моста, что было сделано по требованию командования русской армии. В суровых условиях российского бездорожья английские бронеавтомобили часто выходили из строя из-за многочисленных поломок, однако командование русской армии все же разместило заказ на поставку 200 усовершенствованных бронеавтомобилей «Остин».

Заявка была выполнена не полностью, поскольку завод фирмы «Остин» получил срочный заказ на поставку техники для британской армии. В результате в Россию стали поставлять только шасси, на которые на заводе Путилова устанавливали все оборудование и комплектовали бронеавтомобили по своему усмотрению. Русские разработали и несколько собственных модификаций. Так, вместо задних колес была применена гусеничная лента. Вскоре на заводе Путилова в Петрограде приступили к собственному производству таких полугусеничных машин, однако планы выпуска были сорваны разразившейся в 1917 году революцией.

Революция

С 1914 по 1917 год в русской армии использовались различные типы бронеавтомобилей, как импортных, так и произведенных по кооперации или самостоятельно, но наибольшую известность среди них приобрели бронеавтомобили «Остин - Путилов». Бронеавтомобиль «Остин - Путилов» имел броневую защиту из клепаных листов. Кожухи пулеметов также были защищены броневыми листами. Это был один из лучших бронеавтомобилей, которыми располагала русская армия перед революцией 1917 года. Эти машины были не только самыми распространенными, но и самыми надежными. Они прекрасно показали себя даже в крайне суровых условиях России. Некоторые машины принимали участие в событиях 1917 года, и их можно часто увидеть на фотографиях того времени.

clip_image012

Германские солдаты осматривают трофейный бронеавтомобиль «Остин - Путилов» с опознавательными знаками Российской империи. Фото дает наглядное представление о размерах этой машины. После 1918 года некоторые такие машины оказались в Польше, а несколько даже в Японии.

clip_image013


Тяжелый танк Mk I

clip_image014

Танк Mkl с артиллерийским вооружением выдвигается на рубеж атаки в сентябре 1916 года. Позади корпуса видны направляющие колеса, от которых вскоре отказались как от лишнего элемента. Над верхней, открытой частью броневого корпуса установлен специальный защитный экран с натянутой на раму сеткой, предохраняющей от попадания внутрь ручных гранат.

Танк Mk I стал первой серийной тяжелой бронированной машиной, разработанной на базе нескольких прототипов, в основе которых было шасси трактора «Холт». В группе разработчиков работал лейтенант У. Уилсон, именно ему принадлежит идея применить большие опоясывающие гусеничные ленты. Впоследствии все танки времен Первой мировой войны приобрели предложенные им характерные очертания.

Первый танк

Прототип был продемонстрирован в январе-феврале 1916 года, и вскоре поступил первый заказ на серийное производство. В марте был создан новый род войск, на вооружение которого должна была поступить новая техника. В целях соблюдения секретности ей дали кодовое обозначение «танк» (ранее этим словом обозначали главным образом емкость для жидкости). В середине 1916 года первые танки поступили на вооружение тяжелого подразделения пулеметного корпуса, к этому времени заканчивалась подготовка экипажей.

Танк Mk I представлял собой громоздкую и массивную машину, приводимую в движение бензиновым двигателем «Даймлер» мощностью 78,3 кВт (105 л. е.). Первоначально предполагалось установить сверху бронированную башню, но на испытаниях выяснилось, что такая конструкция не отличалась устойчивостью. От башни отказались, вооружение (две пушки калибра 57 мм) разместили в специальных выступающих спонсонах по бортам бронированного корпуса. Помимо артиллерийского машина имела и пулеметное вооружение - три пулемета «Льюис» или «Гочкис». Броневая защита включала стальные листы толщиной от 6 до 12 мм, скрепленные заклепками. Такая схема оказалась ненадежной, поскольку в местах сочленения листов пуля могла пробить металл. Танк был способен преодолеть ров шириной до 2,44 м. На первых моделях использовались два специальных направляющих колеса, но вскоре оказалось, что они являются лишним и даже вредным элементом конструкции - они часто ломались при повороте танка и можно вполне было обойтись без них, при этом изменение направления движения обеспечивалось разной скоростью вращения гусеничных лент.

Серийные танки направлялись в английские войска, действовавшие во Франции. Утром 15 сентября 1916 года командование бросило их в бой, пытаясь сорвать немецкое наступление в районе Сомма. Появление «бронированных монстров» на поле боя посеяло среди немцев ужас и панику, нескольким танкам удалось вклиниться в оборону германских войск, однако общий эффект был отнюдь не блестящим - из 50 танков большинство сломались или застряли при выдвижении на рубеж атаки.

Модификации

Танк Mk I выпускали в двух вариантах: описанный выше тяжелый танк с артиллерийским вооружением, который был призван действовать в качестве ударной силы в наступлении, и танк с пулеметным вооружением (четыре пулемета «Виккерс» и два «Гочкис», размещенные в увеличенных спонсонах), предназначенный для оказания поддержки тяжелым танкам и пехоте. Кроме того, выпускались модификации без спонсонов, с гладкими бронированными бортами.

Танк Mk I вошел в историю как первая тяжелая бронированная машина, примененная на поле боя. Несмотря на то что в то время в целом они потерпели фиаско, значение события трудно переоценить - британскому командованию был продемонстрирован большой боевой потенциал такой техники, и в июле 1917-го в Великобритании были сформированы бронетанковые войска.

clip_image015

Пулеметный вариант танка Mk I запечатлен 15 сентября 1916 года, в день, когда танки впервые были применены в бою. Видны кожухи пулеметов, установленных в спонсоне, сверху натянута сетка, защищающая экипаж от попадания ручных гранат.

clip_image016


Средний танк Mk А Уипит

Вооружение среднего танка Mk А «Уипит» включало два пулемета «Гочкис». Наибольшая толщина брони достигала 14 мм.

clip_image017

Уже при конструировании первых танков задача состояла в том, чтобы добиться высокой проходимости на пересеченной местности. В результате прототипы могли преодолевать довольно широкие рвы и другие препятствия, однако передвигались даже по дорогам чрезвычайно медленно. В 1916 году стали раздаваться требования повысить скорость танков, чтобы использовать их не столько для прорыва заграждений, сколько для стремительного наступления. В связи с этим один из первых в мире конструкторов танков, Уильям Триттон, начал работы по созданию модели, отвечающей предъявляемым условиям.

Появление «Гончей»

Официально новая машина называлась средний танк Mk А, однако вскоре за ней прочно закрепилось прозвище «Уипит» («Гончая»), В расположенном в передней части корпуса моторном отделении были установлены два двигателя от автобуса, развивавшие мощность 34 кВт (45 л. с.) каждый. Двигатели приводили в движение гусеничную ленту по своему борту, поворот танка осуществлялся за счет разницы скорости вращения гусениц. За моторным отделением слева располагался механик-водитель, а справа - боевое отделение с пулеметами «Гочкис». Толщина броневых листов составляла от 5 до 14 мм.

К февралю 1917 года был изготовлен опытный экземпляр танка, начались его полевые испытания. В июне того же года было принято решение развернуть серийное производство новой машины, однако первый серийный танк был выпущен только к концу 1917 года. Боевое крещение танка состоялось во Франции в марте 1918 года. В боях танки показали себя не очень удачно. Основная проблема состояла в том, что механику* водителю было трудно одновременно управлять двумя двигателями, кроме того, часто случались поломки механизмов. Тем не менее скорость танка значительно превышала ту, которую могли максимально развить другие модели.

«Музыкальная шкатулка»

Первоначально эти танки направляли на наиболее угрожаемые направления, где ожидалось немецкое наступление. Вскоре командование решило использовать Mk А для проведения контратак и даже рейдов по тылам противника. Так, известен случай, когда од к н такой танк в течение 9 часов крушил тыловые сооружения немцев, уничтожая по пути живую силу противника. Танк наделал много шума в тылу германских войск, поэтому его назвали «Музыкальная шкатулка». Правда, в конце концов машина была подбита выстрелом из полевого орудия. После подписания соглашения о перемирии танки Mk А были отозваны с фронта. Они стали первыми экспортными танками - в 1920 году партия таких машин была отправлена в Японию. Интересно, что немцы, захватившие в боях несколько Mk А, использова ли их для сравнительных ис пытаний и впоследствии создали на их базе свой вариант-LK II.

clip_image018

clip_image019


Тяжелый танк Mk IV артиллерийский и пулеметный

clip_image020

Самым массовым танком периода Первой мировой войны стал Mk IV. Он воплотил в себе лучшие качества дебютанта - танка Mk I. Промежуточные модели Mk II и Mk III были выпущены малыми партиями (по 50 машин каждого типа) и вскоре были переоборудованы в транспортеры и специальные бронированные машины. Модель Mk II отличалась тем, что каждый шестой трак гусеничной ленты имел увеличенную ширину для повышения проходимости, а Mk III имел усиленную броневую защиту.

Производство Mk IV

В марте 1917 года был выпущен первый серийный танк Mk IV. Его конструкция была разработана в 1916 году, а в 1917-м военное министерство Великобритании заказало 1000 таких машин.

Усовершенствование конструкции

Предыдущие три модели мало чем отличались друг от друга. В модели Mk IV конструкторы постарались внедрить самые лучшие их свойства и развить их. Была применена усиленная броневая защита, аналогичная танку Mk III, с толщиной броневых листов от 6 до 12 мм (в связи с этим немцы ускоренно разработали новые противотанковые пушки и специальные бронебойные боеприпасы). Было решено снять применявшуюся в ранних моделях корабельную пушку калибра 57 мм с длиной ствола 40 калибров, поскольку при преодолении глубоких рвов и аналогичных препятствий нередко происходило утыкание ствола в грунт. Вместо нее на Mk IV установили орудие с длиной ствола 37 калибров, которое стало стандартным вооружением танков на несколько последующих лет. Дополнительно были установлены четыре пулемета «Льюис».

Спонсоны сделали меньшего размера, кроме того, для транспортировки танка по железной дороге они могли вдвигаться внутрь корпуса по специальным направляющим (на танках предыдущих моделей перед перевозкой железнодорожным транспортном спонсоны необходимо было демонтировать). Все танки Mk IV комплектовались бревном для самовытаскивания. В продолжение традиции первых Mk I танки Mk IV выпускались в двух основных модификациях - с тяжелым вооружением (артиллерийские), оснащенные двумя 57-мм пушками, и пулеметные Впрочем, выпускались и артиллерийско-пулеметные танки (в одном спонсоне размещалось орудие, а в другом - пулеметы), которые в войсках прозвали «гермафродитами»

Боевой дебют

Первая танковая дуэль состоялась во Франции с участием английских танков Mk IV и немецких A7V. В дальнейшем эти танки принимали участие во многих боях, а с 1918 года стали считаться основным танком британских бронетанковых войск и оставались на вооружении долгие годы. Их использовали в Палестине и Ирландии, несколько машин было передано итальянским войскам. Танки Mk IV, захваченные немцами в боях, нередко применялись ими против британских войск (в Германии им присвоили обозначение Beutepanzerwagen IV). На базе танка Mk IV было разработано семейство специальных машин - транспортер передового снабжения с удлиненным на 2,74 м корпусом, инженерный танк для установки фашин (связок бревен диаметром 1,37 м для забрасывания противотанковых рвов), мобильный кран высокой грузоподъемности и другие.

clip_image021

clip_image022


Тяжелый танк Mk V

clip_image023

Танк Mk V пытается вытащить на буксире застрявший танк (август 1918 года). В передней части борта видны вертикальные опознавательные полосы (обычно красно-белые). Дуги над корпусом предназначены для крепления бревна для самовытаскивания.

Танк Mk V стал последним массовым танком, имевшим характерные скошенные очертания, и стал первым, в котором была применена усовершенствованная коробка передач. Благодаря этому новшеству силовой установкой теперь мог управлять один член экипажа, а не два, как прежде. В танке установили специально разработанный двигатель «Рикардо», который не только развивал большую мощность (112 кВт, 150 л. с), но и отличался довольно высокой надежностью.

Станция голубиной почты

Другим важным отличием стали командирская башенка и специальные откидные пластины в районе кормовой части, с помощью которых можно было передавать условные сигналы (пластины имели несколько положений, каждое из которых несло определенную информацию). До этого экипажи танков на поле боя были полностью изолированы от внешнего мира. Они не только не имели средств связи, но и визуальный обзор был ограничен узкими смотровыми щелями. Голосовые сообщения также были невозможны из-за сильного шума, производимого работающим двигателем. В первых танках экипажи нередко прибегали к помощи почтовых голубей, чтобы доставить в тыл экстренное сообщение.

Основное вооружение артиллерийского танка состояло из двух 57-мм пушек, кроме того, были установлены четыре пулемета «Гочкис». Толщина брони варьировалась от 6 до 12 мм. Ко времени заключения перемирия на заводе в Бирмингеме было построено около 400 танков Mk V. Машины выпускались в различных модификациях. Так, танк Mk V* имел удлиненный на 1,83 м корпус, что повысило его способность преодолевать рвы, а также позволило размещать внутри десант численностью до 25 человек или перевозить значительный объем грузов. Модель Mk V** выпускалась как в артиллерийском, так и в пулеметном вариантах.

«Американский» танк

После прибытия в Европу американских войск танки поступили на вооружение первого танкового батальона ВС США и, таким образом, стали первыми американскими танками. Впрочем, на вооружение этого батальона поступили и французские FT 17. После войны танки Mk V оставались на вооружении, на их базе были созданы танковые мостоукладчики и саперные танки, однако в 1918 году их выпуск был прекращен. Некоторое количество танков Mk V было передано канадской армии, где они оставались в строю до начала 1930-х годов. С середины 1918 года танки

Mk V стали поступать в британские войска во Франции, однако они не оправдали возложенные на них надежды (на 1919 год было запланировано наступление с массированным применением танков) - война завершилась. В связи с достигнутым соглашением о прекращении огня производство танков было остановлено, а уже разработанные модификации (БРЭМ, машина передовой поддержки) так и остались в чертежах. В развитии танков начался относительный застой, который будет нарушен после того, как весь мир в 1939 году узнает, что такое «блицкриг».

clip_image024


Штурмовая машина Шар-Шнейдер

Штурмовая машина «Шнейдер СА» оказалась крайне неэффективной. Длинный корпус, установленный на котором тракторном шасси, существенно ограничивал проходимость, несмотря на специально установленные спереди и сзади покатые отвалы. Бронирование также было очень слабым, и машина быстро загоралась.

clip_image025

Штурмовая машина «Шар- Шнейдер» (или «Шнейдер СА») была создана по указанию полковника Ж. Эстьена, который еще в 1915 году предложил использовать обшитые броневыми листами трактора для буксировки специальных бронированных салазок с личным составом для внезапной атаки переднего края обороны немцев на Западном фронте. Тогда Эстьен остановил свой выбор на американском тракторе «Холт», который вскоре переоборудовали в артиллерийский тягач и стали широко использовать в войсках. Эстьен обратился к командующему французской армии и получил его поддержку. В качестве подрядчика на выполнение работ была выбрана оружейная компания «Шнейдер».

Производство

По планам, первые 200 машин «Шнейдер СА» должны были выпустить к концу 1916 года, однако темп производства был очень низким и лишь к середине 1917-го эта техника поступила в войска. «Шнейдер СА» представлял собой металлическую коробку, установленную на шасси трактора «Холт». Вооружение включало короткоствольное орудие калибра 75 мм и два пулемета. Двигатель развивал мощность 41 кВт (55 л. е.), для увеличения запаса хода установили два топливных бака (по бортам центральной части корпуса).

Броневая защита оказалась слабой, и немало таких машин было выведено из строя единственным попаданием снаряда. В результате было принято решение увеличить толщину брони с 11,5 до 19,5 мм. От идеи буксировки бронированных салазок с десантом также пришлось отказаться, и машина превратилась в средство непосредственной поддержки пехоты. «Шнейдер СА» не снискал успеха, поскольку его проходимость по пересеченной местности была неудовлетворительной. В мае 1917 года, когда было выпущено около 300 машин, приступили к выпуску транспортных «Шнейдер CR» (со снятым пушечным вооружением и увеличенной на 8 мм бортовой броней). Как уже отмечалось, эта техника не сыграла заметной роли в боях, однако подтолкнула французов к идее создания учебной бронетанковой школы, которая была открыта в местечке Шамплие в октябре 1916 года.

В школе изучали теорию и практику боевого применения бронетехники. Одним из ярких уроков стало неудачное наступление французских войск в апреле 1917 года, когда из 132 участвовавших в атаке машин «Шнейдер СА» было потеряно 76, причем значительная часть - из- за поломок на поле боя. Последний серийный «Шнейдер СА» был выпущен в августе 1918 года. Вскоре внимание танкостроителей переключилось на выпуск нового танка FT 17 «Рено», и через небольшой промежуток времени в войсках оставалось не более 100 машин «Шнейдер» - в большинстве транспортных. Тем не менее несколько «Шнейдер СА» с пушками участвовали в боях и в 1918 году.

clip_image026

«Шнейдер СА» выдвигается к линии фронта. Справа видна пушка, с левого борта в сферической установке - пулемет. На марше экипаж предпочитал находиться сверху на броне, так как работающий двигатель сильно нагревал внутреннее пространство машины.

clip_image027


Штурмовая машина Сен-Шамон

clip_image028

clip_image029

Массовое производство машин «Шнейдер СА» побудило некоторых французских поставщиков вооружения, оказавшихся не у дел, предпринять ответные меры для восстановления утраченных позиций. Они ухватились за проект некоего полковника Римайло и решили запустить в производство альтернативную конструкцию. Уже в начале 1916 года прототип был построен на заводе в местечке Сен-Шамон, которое и дало имя новому образцу. Как и в случае со «Шнейдер СА», производство разворачивалось медленно и лишь к маю 1917- го в войска поступила первая серийная машина.

Подобно «Шнейдер СА», в штурмовой машине «Сен-Шамон СА» использовалась база американского трактора «Холт», однако она была существенно удлинена. Кроме того, применена электрическая трансмиссия, питание которой осуществлялось от бензинового двигателя. Система оказалась сложной, но она работала. Правда, масса машины превысила расчетную на 5 тонн. Слишком длинный корпус резко ограничивал проходимость машины, и при преодолении даже неширокого рва она неизбежно утыкалась в грунт и застревала. Немцы быстро подметили эту особенность и стали отрывать перед своими позициями траншеи, перед которыми экипажи «Сен-Шамон» были вынуждены остановиться или подставить борт, превращаясь в удобную мишень. В носовой части корпуса была установлена обычная 75-мм полевая пушка образца 1897 года, вооружение включало также до четырех пулеметов. Максимальная толщина брони составляла 17 мм.

Недостаточная подвижность

Опыт боев 1917 года показал, что машины «Сен-Шамон» обладают крайне недостаточной подвижностью и проходимостью. В результате было принято решение заменить их в боевых частях на новые танки FT 17 «Рено», а «Сен- Шамон» переоборудовать в транспортные машины подвоза. Последний бой, в котором участвовала 131 машина «Сен-Шамон», произошел в ходе контрнаступления под Реймсом в июле 1918 года. К концу войны в строю оставалось только 72 из почти 400 выпущенных машин. Несмотря на некоторые передовые для того времени идеи, в целом машина оказалась непригодной для ведения боевых действий.

clip_image030

Машина «Сен-Шамон» на фото, сделанном в 1917 году. На снимке хорошо видны небольшой клиренс и длина гусеничной ленты.

clip_image031


Танк Рено FT 17

clip_image032

«Рено» FT 17 был одним из самых удачных танков времен Первой мировой войны. Эти небольшие машины с экипажем из двух человек выпускались большими партиями и применялись как для непосредственной поддержки пехоты, так и для выполнения других задач. В башне устанавливали 37-мм пушку или пулемет.

Самым удачным танком периода Первой мировой войны стал, вне всякого сомнения, FT 17 фирмы «Рено». Он был создан по предложению генерала Эстьена, который еще в 1915 году предвидел необходимость разработки легкобронированной машины для непосредственной поддержки пехоты. Фирма «Рено» поначалу скептически отнеслась к этому проекту, но, узнав, что заказ может составить до 1000 машин, активно включилась в его разработку.

Совершенствование конструкции

К концу 1916 года разработка была завершена. Танк имел экипаж из двух человек, легкое бронирование и вооружен одним пулеметом. Тем не менее проект был одобрен и компания получила заказ на производство новой машины, вскоре последовал дополнительный заказ на 2500 единиц с 37-мм пушкой. Танк FT 17 был выполнен по схеме, ставшей классической. Вооружение установили в небольшой башне, вращающейся на 360°, конструкторы отказались от использования шасси трактора. Двигатель был размещен в корме, впереди имелись большие направляющие колеса или ленивцы, позволявшие преодолевать различные преграды. Для преодоления широких рвов и траншей в кормовой части корпуса был установлен специальный упор в форме лыжи.

Фирма «Рено» была не в состоянии выполнить такой большой заказ самостоятельно, поэтому она передала часть работ субподрядчикам. К участию в проекте подключились даже американские компании, но, поскольку они настаивали, чтобы выпускаемые ими FT 17 соответствовали стандартам США, такие машины во Францию не поставлялись. Во Франции для ускорения производства вместо круглой литой начали выпускать башни восьмиугольной формы. Стандартное вооружение включало 37-мм пушку, но иногда устанавливали и пулемет. Вскоре на базе FT 17 разработали САУ калибра 75 мм (получила обозначение «Рено RB») и радийный танк(«Рено TSR»). Максимальная толщина брони составляла 17 мм.

Боевое применение

Первые танки FT 17 поступили во французскую армию в марте 1917 года, однако их боевое крещение состоялось лишь в мае 1918-го. Французское командование в своей тактике действий исходило из необходимости массированного применения танков, но немцы своими постоянными атаками и обстрелами не позволяли накопить сил. Лишь к июлю французы сумели сконцентрировать на одном направлении около 480 машин, после чего к танкам FT 17 пришла боевая слава. Слабым местом танка была недостаточная надежность узлов и механизмов, а также отсутствие запчастей. К концу войны в боеготовом состоянии находился 1991 танк FT 17, 369 находились в ремонте и еще 360 неисправных машин дожидались своей очереди в ремонт.

Модификации

После 1918 года танки FT 17 оставались на вооружении. Некоторые были переоборудованы в различные модификации - танковые мостоукладчики, радийные танки, самоходные артиллерийские установки и другие. После поражения Франции в 1940 году в руки немцев попало немало таких машин. В германской армии эти трофейные танки использовались для охраны тыловых объектов, а в 1944 году - и в боях на улицах Парижа.

clip_image033

Один из первых образцов легкого танка ft 17 с круглой литой башней. Это была довольно компактная машина, но она нуждалась в постоянном уходе и обслуживании.

clip_image034


Бронеавтомобиль Пежо

clip_image035

Последние модификации бронеавтомобиля «Пежо» были вооружены 37-мм пушкой. Такие машины применялись в течение всей Первой мировой войны, а когда им на смену пришли танки FT 17, оставшиеся были переданы польской армии.

Первый бронеавтомобиль фирмы «Пежо» появился в 1914 году и представлял собой спешно переоборудованную автомашину «Пежо-103» с колесной формулой 4x2. Первоначально его вооружали пулеметом, установленным на турели в центральной части бронированной кабины, не имевшей крыши, по мере совершенствования конструкции стали устанавливать пушку калибра 37 мм. Толщина броневых листов составляла 5 мм.

Усиление бронирования

Первые бронеавтомобили выпускались фактически кустарно. Радиатор и двигатель были защищены тонкими стальными пластинами. Несмотря на то что масса бронеавтомобиля существенно возросла по сравнению с обычным автомобилем, шасси оставили практически без изменений, использовали обычные колеса со спицами, лишь позднее на задней оси стали устанавливать сдвоенные колеса. Постепенно нарастили и мощь вооружения - вместо пулемета стали устанавливать модернизированную 37-мм пушку, которая применяла осколочно-фугасные боеприпасы. Существовали также модификации с двумя пулеметами и смешанным вооружением - пулеметом и пушкой. Таким образом, бронеавтомобили превратились в средство огневой поддержки пехоты.

С началом 1915 года на бронеавтомобили возлагались задачи по патрулированию прифронтовой зоны. К 1918 году, когда немцы предприняли мощное и крупномасштабное наступление, в войсках оставалось немного таких бронеавтомобилей, которые к тому же не могли серьезно противостоять сильному противнику в огневом поединке. К этому времени в войска стали поступать танки FT 17, и интерес к бронеавтомобилям пропал.

Послевоенная служба

Когда закончилась Первая мировая война, на вооружении французской армии оставались 28 бронеавтомобилей «Пежо». Вскоре они были переданы полькой армии, где и оставались в эксплуатации на протяжении нескольких лет.

clip_image036

Французский бронеавтомобиль «Пежо», выполнявший в апреле 1918 года задачи по непосредственной поддержке английской пехоты. Из-за низкой проходимости такие машины могли передвигаться только по дорогам либо по ровной открытой местности.

clip_image037


Штурмовая машина A7V

clip_image038

Штурмовая машина A7Vотличалась массивностью и многочисленным экипажем (18 человек). Вооружение включало 57-мм пушку и шесть пулеметов. Машина отличалась низкой проходимостью, и высокий и узкий корпус был неустойчивым. Изготовлено лишь около 20 таких машин, многие из которых участвовали в боях в 1918 году.

Как ни удивительно, в Германии, которая всегда придавала особое значение передовым военным разработкам, первоначально не проявили интереса к танкам и другой бронетехнике, за исключением бронеавтомобилей. Несмотря на призывы многих дальновидных специалистов, германское танкостроение развивалось чрезвычайно медленно. Только после того как в сентябре 1916 года англичане применили на поле боя танки, в Германии пересмотрели свое отношение и был создан специальный комитет по разработке аналогичной техники. Уже в ноябре 1916-го им были сформулированы требования по созданию 30-тонной штурмовой машины. Как и многие другие модели, созданные в чрезвычайной спешке, предложенная конструкция изобиловала просчетами.

Штурмовая машина A7V была создана с использованием шасси широко распространенных в то время американских тракторов «Холт», однако конструктор Йозеф Волмер внес ряд изменений в подвеску, что позволило увеличить максимальную скорость. Впрочем, это достижение было сведено к минимуму после того, как на шасси установили массивный корпус, а численность экипажа определили в 18 человек. Высокий корпус, установленный на узкую базу, создавал предпосылки для опрокидывания, а клиренс всего в 40 мм крайне ограничивал проходимость машины по пересеченной местности. Вооружение включало установленную в лобовой части корпуса трофейную русскую пушку калибра 57 мм и шесть пулеметов, каждый из которых обслуживали два человека.

Единственным преимуществом перед английскими танками было усиленное бронирование - толщина стальных листов составляла от 10 до 30 мм. К началу производства A7V в Германии были разработаны бронебойные снаряды, которые повысили эффективность орудия.

Ограниченный выпуск

Прототип A7V появился в октябре 1917 года, а в декабре был размещен заказ на выпуск 100 таких машин. Производство было организовано в кооперации нескольких заводов, однако все они были перегружены ранее поступившими заказами, и поэтому выпуск новой техники шел крайне низкими темпами. К концу войны было выпущено лишь около 20 штурмовых машин A7V. Боевое крещение A7V состоялось в марте 1918 года. На ровной открытой местности эти машины показали себя неплохо, однако на пересеченной они тут же застревали и не просто отставали от пехоты, которую должны были поддерживать огнем, но превращались в неподвижные мишени. Поскольку бронирование было не очень мощным, артиллерии противника не стоило большого труда вывести их из строя или уничтожить.

Три A7V принимали участие в первом в истории танковом бою с тремя английскими танками Mk IV (одним артиллерийским и двумя пулеметными). Сначала бой складывался для них удачно - два английских пулеметных танка были подбиты, однако затем выстрелом из пушки артиллерийского Mk IV был уничтожен один A7V. В последующих боях эти штурмовые машины ничем особым не отличились, и германские войска стали предпочитать использовать трофейные английские танки. Несмотря на явно неудачную конструкцию, в Германии предпринимались попытки создать на базе A7V различные модификации.

Так, было выпущено несколько легкобронированных транспортеров, а в модели A7V/U использовали опоясывающие гусеничные ленты и спонсоны (идея явно была заимствована у англичан). Модификации A7V/U2 и A7V/U3 (последняя отличалась уменьшенными спонсонами и была вооружена только пулеметами) также оказались безуспешными. После окончания Первой мировой войны несколько машин A7V осталось на вооружении Германии, а остальные были переданы формируемой польской армии.

clip_image039

На снимке, сделанном из французской траншеи в июне 1918 года, запечатлены две атакующие штурмовые машины A7V. Видно, что машина окутана клубами поднятой гусеницами пыли и отработанными газами двигателей.

clip_image040


Бронеавтомобиль Эрхард обр. 1915/1917

clip_image041

Бронеавтомобиль «Эрхард» образца 1915 года стал одной из первых бронемашин, которые поступили на вооружение полиции и использовались до Второй мировой войны. Его масса составляла почти девять тонн, экипаж - 8-9 человек, вооружение - три пулемета.

Первые немецкие бронеавтомобили представляли собой обшитые стальными листами грузовые автомобили с установленными в кузове зенитными орудиями, предназначенными для борьбы с аэростатами противника. Машин таких было немного, попытки заинтересовать ими командование вермахта успеха не имели. Только после того как в 1914 году бельгийская армия, имевшая на вооружении бронеавтомобили «Минерва» и активно их применявшая для проведения стремительных рейдов (тактика «удар - отход»), нанесла немецкой пехоте и кавалерии существенные потери, в Германии решили принять на вооружение аналогичную технику. Поскольку опыта не было, немцы решили идти своим путем.

В 1915 году в Германии были созданы три опытных экземпляра бронеавтомобилей.Разработавшие их компании «Эрхард», «Даймлер» и «Бюссинг», словно сговорившись, не учли бельгийский опыт, в основе которого было использование шасси коммерческого грузового автомобиля. Все они представили массивные машины, самой большой из которых была модель фирмы «Бюссинг». Все три прототипа имели схожую компоновку - расположенный спереди двигатель, защищенный стальными листами, и кузов в виде бронированной коробки с башней сверху. Они отличались высоким силуэтом и большой массой, что делало затруднительным выполнение тактических задач, под которые они и создавались. Для уменьшения удельного давления на грунт и повышения проходимости на задней оси устанавливались сдвоенные колеса, экипаж машин составлял 8-9 человек, вооружение - три пулемета, толщина брони - 7 мм.

На службе сил безопасности

Представленные прототипы были включены в состав сводного экспериментального подразделения и отправлены сначала в Прибалтику, а затем на Западный фронт для проведения комплексных испытаний. Нельзя сказать, что результаты были блестящими, однако командование посчитало целесообразным заказать 20 бронеавтомобилей. Поскольку фирмы «Даймлер» и «Бюссинг» были полностью загружены заказами, он достался компании «Эрхард». В результате на базе модели 1915 года был разработан бронеавтомобиль образца 1917 года, облегченный на 1,72 т и имевший слегка наклонный лобовой броневой лист.

Вся партия была отправлена на Восточный фронт, где они использовались до конца 1917 года. Затем машины были переданы силам внутренней безопасности, которые высоко оценили их качества и заказали дополнительно 20 единиц. В полиции бронеавтомобили «Эрхард» оставались вплоть до начала Второй мировой войны. Таким образом, в Первой мировой войне в германских войсках отсутствовали бронеавтомобили в достаточном количестве, что порой вынуждало фронтовые части применять захваченные в боях трофейные машины (например, «Роллс-Ройс»). В целом бронеавтомобили сыграли незначительную роль в сражениях той войны.

clip_image042

You are here: Главная Энциклопедии Танки Бронированные машины в первой мировой войне