Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Немецкие танки времен второй мировой войны - Тяжелый танк T-VI

Тяжелый танк T-VI «Тигр»

В конце 1942 года, когда состоялось боевое крещение, танк «Тигр» являлся самым мощным в мире. Он не отличался высокой подвижностью, но, несомненно, доминировал на поле боя. Танки союзников не могли противостоять его 88-мм пушке, их снаряды не пробивали броню «Тигра», и он до конца войны оставался вне конкуренции.

1 пушка KwK L/56 калибра 88 мм

2 спаренный пулемет MG 43 калибра 7,92 мм

3 курсовой пулемет MG 43 калибра 7,92 мм

4 подсумки с патронами к пулеметам MG43

5 дымовые гранатометы

6 аварийный люк

7 сиденье командира

8 командирская рукоятка наведения орудия по азимуту

9 бойница для стрельбы из пистолета командира

10 механизм управления поворотом башни

11 защитный экран казенной части орудия

12 рукоятка горизонтального наведения орудия

13 рукоятка вертикального наведения пушки

14 сиденье наводчика

15 педаль управления спусковым механизмом спаренного пулемета

16 оптические приборы

17 воздухоочистительная установка

18 12-цилиндровый бензиновый двигатель с жидкостным охлаждением HL 210 Р 45 фирмы «Майбах»

19 радиостанция Gu G5

20 укладка боекомплекта 88-мм пушм

21 привод механизма поворота башни

22 исполнительный механизм гидропривода

23 дисковый тормоз

24 трансмиссия

25 рулевая колонка

26 коробка передач

27 сиденье механика-водителя

28 стояночный тормоз

29 педаль акселератора

30 педаль тормоза

31 педаль сцепления

32 амортизатор

33 торсион подвески

34 опорный каток

35 командирская башенка

36 рукоятка включения системы очистки воздуха

37 рукоятка регулировки подачи воздуха (управление воздушными заслонками двигателя)

38 топливный бак

39 заправочная горловина

40 запасной ящик с патронами к курсовому пулемету

Подвеска

Благодаря расставленным в шахматном порядке опорным каткам и широким гусеницам масса танка распределялась равномерно и удельное давление на грунт было относительно невелико, а торсионная подвеска обеспечивала мягкость хода. Однако в случае подрыва на мине и повреждения внутреннего катка его замена в полевых условиях представляла собой большую проблему. Грязь, смерзшаяся за ночь между катками в сильные морозы, также могла обездвижить танк.

Гусеничная лента

Ширина траков гусеничной ленты составляла 72 см, что обеспечивало небольшое удельное давление на грунт. Однако для перевозки танка на железнодорожной платформе необходимо было снимать наружные опорные катки и заменять ленту на более узкую, с траками шириной 52 см. Это был чрезвычайно трудоемкий процесс, отнимавший много времени и сил.

Башня

В башне большинства немецких танков размещались три члена экипажа, что после Второй мировой войны стало общим правилом для танкостроителей разных стран в течение четырех десятилетий. Место командира находилось слева от казенной части пушки и чуть выше. В таком положении командир мог контролировать действия членов экипажа, имел лучший обзор и мог руководить движением танка и выбирать цели. Наводчик располагался впереди и ниже командира, а заряжающий - справа от казенника орудия. В задачу последнего входило обеспечение своевременного заряжания пушки требуемым типом боеприпаса.

Силовая установка

Силовая установка стала одним из немногих слабых мест в конструкции «Тигра». Двигатель требовал тщательного ухода и постоянного обслуживания. Первые 250 серийных танков «Тигр» комплектовались 12-цилиндровыми двигателями HL 210 Р 45 «Майбах». Они развивали максимальную мощность 485 кВт (650 л. е.), что было явно недостаточно для танка массой 55 тонн. С мая 1943 года на «Тигры» стали устанавливать двигатели «Майбах» HL 230 Р 45 мощностью 522 кВт (700 л. е.), но и этого не хватало для заметного повышения мобильности. Звук запускаемого двигателя танка «Тигр» был хорошо слышен на большом расстоянии, и этот характерный звук вызывал у немецких танкистов уважение, а у их противников - беспокойство.

Броня

Главными достоинствами «Тигра» были его отличная пушка и мощная броневая защита, надежно укрывавшая экипаж. Броневые листы расположены не наклонно, как в «Пантере» или Т-34, а вертикально, поэтому было необходимо увеличить толщину брони. В результате толщина брони корпуса танка модели Ausf Н колебалась от 25 до 100 мм, башни - от 80 до 100 мм (у модели Ausf Е - до 110 мм).

clip_image042

«Тигры» 2-й танковой дивизии СС «Рейх» в русском лесу. Тяжелые танки T-VI поступали прежде всего на вооружение войск СС, где в сочетании с фанатизмом танкистов они превращались в сокрушительную ударную силу.

clip_image043

Внизу. Экипаж танка «Тигр» в минуты затишья между боями на Восточном фронте. Такие танки применялись и на Западном фронте, наводя ужас на войска союзников.

clip_image044

Вверху. Танки «Тигр», поднимая тучи пыли, выдвигаются в степи незадолго до Курской битвы (1943 год). Башни развернуты в сторону вероятного появления противника.

clip_image045

You are here: Главная Энциклопедии Танки Немецкие танки времен второй мировой войны