Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Итальянские, японские и французские танки времен второй мировой войны

ИТАЛЬЯНСКИЕ ТАНКИ ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

clip_image001

Легкий танк «Фиат» L.6/40

Созданный на базе британских танкеток «Карден-Пойд» легкий танк 1.6/АО был вооружен 20-мм пушкой и спаренным с ней 8-мм пулеметом, установленными в небольшой башне с ручным механизмом поворота.

В 30-х годах прошлого столетия фирма «Фиат-Ансальдо» построила экспортную версию танка на основе танкетки L.3, которая, в свою очередь, была создана на базе британской танкетки «Карден- Лойд» Mark VI. Первый прототип был вооружен двумя пулеметами в башне и 37-мм пушкой в спонсоне. Затем последовали модели с 37-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом в башне, а также с двумя 8-мм пулеметами в башне. Серийный образец, получивший обозначение легкий танк L.6/40, производился с 1939 года и был вооружен 20-мм пушкой «Бреда» модель 35 и 8-мм спаренным с ней пулеметом «Бреда» модель 38. Боезапас составлял 296 снарядов к пушке и 1560 патронов к пулемету. В то время L.6/40 являлся аналогом немецкого танка Т-И и стоял на вооружении разведывательных подразделений. Всего было построено 283 таких машины, многие из них участвовали в ходе Второй мировой войны в боевых действиях в Италии, Северной Африке и Советском Союзе. После войны танк оставался на вооружении военизированных формирований Италии до начала 50-х годов.

Конструкция

Танк L.6/40 имел клепаный корпус с толщиной брони 6-30 мм. Механик-водитель располагался справа в передней части корпуса, боевое отделение с башней - в центральной части броневого корпуса, а двигатель - в кормовой. Башня с ручным механизмом поворота могла вращаться на 360°, угол возвышения оружия составлял от -12 е до +20°. Командир танка являлся одновременно наводчиком и заряжающим, занять свое место он мог через люк на крыше башни или дверь в правой части корпуса. Ходовая часть включала по две тележки с двумя опорными катками с каждого борта, с ведущим колесом впереди, ленивцем сзади и тремя поддерживающими роликами.

Кроме того, существовала огнеметная версия танка L.6/40, на которой вместо 20-мм пушки был установлен огнемет с 200-л запасом горючей смеси. На командирской версии была установлена дополнительная аппаратура связи и башня с открытым верхом. Некоторое количество танков L.6/ 40s было переоборудовано в процессе сборки в самоходную противотанковую артиллерийскую установку Semovente L.40 da 47/32, у которой вместо башни слева от водителя была установлена 47-мм противотанковая пушка, имеющая угол наведения по вертикали от -12° до +20°, по горизонтали 27° и боезапас 70 снарядов. Было изготовлено около 300 таких самоходных установок, все они принимали участие в боевых действиях в Италии, Северной Африке и Советском Союзе. На этом же шасси была создана командирская версия, вооруженная 8-мм пулеметом «Бреда», замаскированным под пушку, чтобы противнику было трудно отличить эту машину от обычного танка.

clip_image002

Австралийские военнослужащие осматривают в пустыне подбитый легкий танк L.6/A0. Такие танки принимали участие в боевых действиях в Италии, Северной Африке и Советском Союзе.

clip_image003


Средние танки «Фиат» М. 11 /39 и М. 13/40

clip_image004

Вооруженный А7-мм орудием в спонсоне и спаренными 8-мм пулеметами в двухместной башне, танк М. 11/39 вскоре был снят с производства - в связи с появлением более совершенных танков союзников.

В 1937 году был создан прототип танка М.11/39, на котором использовалась модернизированная (шесть опорных катков по каждому борту) подвеска танкетки L.3. По компоновке он напоминал американский танк М3 «Ли», но был вооружен 37-мм пушкой, установленной в правом спонсоне, механик-водитель располагался в левой части корпуса, а башня с одним членом экипажа и двумя спаренными 8-мм пулеметами-в средней. В дальнейшем на танк установили восемь опорных катков по каждому борту, и это шасси стало базовым при разработке последующих моделей итальянских средних танков. Всего было построено 100 танков М.11/39. В 1940 году 70 таких машин были переправлены в Северную Африку, где большая часть из них была подбита или захвачена британскими войсками. Развитием этого проекта стал танк М.13/40, который имел аналогичное шасси и видоизмененный клепаный корпус с толщиной брони 6~42 мм. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева, а стрелок-радист - справа.

Танки М.11/39, вооруженные 47-мм орудием в спонсоне и спаренными 8-мм пулеметами в двухместной башне, значительно уступали танкам антигитлеровской коалиции. Башня с двумя членами экипажа была установлена в средней части корпуса. Справа располагался командир танка (он же наводчик), а слева - заряжающий. На крыше вращающейся башни имелись два люка. Основным вооружением танка была 47-мм пушка L/32, имевшая угол возвышения от -10° до +20°. С пушкой был спарен 8-мм пулемет «Бреда» модель 38, такой же пулемет был установлен на крыше башни для стрельбы по воздушным целям. Боезапас составлял 104 снаряда для пушки и 3048 патронов для пулеметов. Двигатель располагался в кормовой части корпуса, а трансмиссия - в носовой. Подвеска по каждому борту состояла из четырех соединенных попарно сочлененных двухколесных тележек с полуэллиптическими листовыми рессорами и трех поддерживающих катков, а направляющее колесо находилось сзади.

Танк М.13/40 производился фирмой «Ансальдо-Фоссати» с темпом 60-70 машин в месяц, всего было построено 779 единиц. М.13/40 применялся итальянской армией в Северной Африке, где показал себя ненадежной машиной, подверженной возгоранию при попадании противотанковых снарядов.

Захваченные танки

Большое количество таких танков, брошенных своими экипажами, было захвачено британскими войсками и в начале 1941 года передано в английский 6-й танковый полк и австралийский 6-й кавалерийский полк, которые в то время испытывали недостаток в танках. В австралийском полку было три батальона (условные наименования «Динго», «Рэббит» и «Вомбат») трофейных танков. Чтобы союзники не перепутали их с противником, на бортах и задней стенке башни были нанесены изображения кенгуру.

На базе танка М.13/40 была создана командно-штабная машина М.40. У нее отсутствовала башня и было установлено дополнительное связное оборудование. Дальнейшим развитием танка М.13/40 стали М.14/41 и М. 15/42, которые описываются отдельно.

clip_image005

На снимке командно-штабная машина М.40 в пустыне, 1941 год. Многие танки М. 13/40 были захвачены британскими войсками.

clip_image006


Средний танк «Фиат» М.15/42

clip_image007

Батальон танков М. 14/41 в Сиренаике в 1942 году. Таких танков, представлявших собой М. 13/40s в «тропическом» исполнении, было произведено более 1100 единиц.

Усовершенствованная версия танка М.13/40, оснащенная более мощным дизельным двигателем с воздушными фильтрами, специально разработанными для условий пустыни, получила обозначение М.14/41. Масса танка возросла до 14,5 т, а скорость - до 33 км/ч. Остальные характеристики практически не изменились. Было построено более 1100 таких танков. Следующая модификация, М.15/42, поступила в войска в 1943 году. Большая часть из 82 построенных машин находилась на вооружении дивизии «Ариэте», которая в сентябре 1943 года предприняла попытку освободить Рим от германских войск. Некоторое количество этих танков было захвачено немцами и в дальнейшем применялось ими в боевых действиях.

М.15/42 был немного длиннее М.14/41 и внешне отличался отсутствием дверцы на левом борту корпуса. Были увеличены мощность двигателя и скорость, а также усилена броневая защита. Кроме того, был устранен ряд небольших недостатков, выявленных в процессе эксплуатации. Танк М.15/42 имел клепаный корпус с броней толщиной 14~42 мм, а толщина лобовой брони башни составляла 45 мм. В передней части корпуса слева располагался механик-водитель, справа от него - стрелок-радист с двумя спаренными 8-мм пулеметами «Бреда» модель 38. Башня с 47-мм пушкой L/40 (угол возвышения от -10° до +20°) находилась в средней части корпуса и при помощи электрического механизма могла вращаться на 360°. С пушкой был спарен 8-мм пулемет «Бреда» модель 38, такой же пулемет был установлен на крыше башни для стрельбы по воздушным целям. Боезапас составлял 111 снарядов для пушки и 2640 патронов для пулеметов. Подвеска по каждому борту состояла из четырех соединенных попарно сочлененных двухколесных тележек с полуэллиптически- ми листовыми рессорами, трех поддерживающих катков, ведущего колеса впереди и направляющего сзади. Двигатель располагался в кормовой части корпуса, а механическая трансмиссия (восемь передач переднего хода и две заднего) - в носовой.

К тому времени, когда М.15/42 поступили на вооружение, они уже устарели, поэтому конструкторы в течение нескольких предшествующих лет разрабатывали проект нового танка. В1942 году был построен первый прототип тяжелого танка Р.40. Он был создан на базе танка М.15/42 и представлял собой значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими итальянскими танками. По компоновке он также напоминал М.15/42: механик-водитель располагался в передней части корпуса, башня - в средней, а двигатель - в кормовой. Броневая защита была значительно усилена, а стенки корпуса и башни были установлены под углом. Масса машины составила 26 тонн. 12-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 420 л. с. (313 кВт) позволял развивать максимальную скорость 40 км/ч. Вооружение включало в себя 75-мм пушку L/34 (боекомплект 75 снарядов) и спаренный с ней 8-мм пулемет «Бреда» модель 38 (600 патронов). Р.40 производился фирмой «Фиат» в Северной Италии, большинство произведенных танков были захвачены немецкой армией. В дальнейшем более 50 машин были произведены специально для вермахта.

clip_image008

Еще один М. 14/41, брошенный на поле боя после первой битвы при Эль-Аламейне. М. 15/42 (построено 82 машины) был похож на своего предшественника и отличался отсутствием боковой двери в корпусе.

clip_image009


ЯПОНСКИЕ ТАНКИ ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

clip_image010

Японские легкие танки

Одним из первых серийных японских танков был «тип 89», аналог британского «Виккерс» mk С, единственный образец которого Япония купила в 1927 году.

Первым японским легким танком был экспериментальный танк №2 «тип 89» массой 9800 кг и с экипажем из четырех человек. В башне, расположенной в передней части корпуса, были установлены 37-мм (по другим данным, 57-мм) пушка и два 6,5-мм пулемета. Прототип был построен в 1929 году, но вскоре стало ясно, что он больше подходит для решения задач, свойственных средним танкам. Первым серийным образцом стал легкий танк «тип 95». Его улучшенная версия «тип 98» (KE-NI) поступила на вооружение в 1942 году. Но к этому времени эпоха легких танков уже прошла. Единственным местом, где они могли еще себя проявить, был Китай Легкий танк «тип 2» (КЕ-ТО) был аналогичен танку «тип 98», вооружен 37-мм пушкой и только одним 7,7-мм пулеметом, а толщина брони составляла 6~1б мм. Начиная с 1944 года было построено несколько таких машин. На базе «тип 95» также были построены легкие танки «тип 3» (KE-RI) и «тип 4» (KE-NU)

На танке «тип 3» была установлена 57-мм пушка, а на «тип 4» - башня с пушкой от среднего танка «тип 97». «Тип 3» весил 7400 кг и показал себя непрактичным в связи с малым внутренним объемом башни, «тип 4» был очень громоздким и весил 8400 кг.

Легкий танк «тип 5» (КЕ-НО) был разработан в 1942 году и в ходе испытаний показал отличные результаты, но в серию пойти не успел. Это был танк с экипажем из четырех человек, весом 10 000 кг, толщиной брони 8-20 мм, вооруженный 47-мм пушкой и одним 7,7-мм пулеметом.

clip_image011

«Тип 95» был одним из лучших легких танков, разработанных японцами перед Второй мировой войной. Броневые листы корпуса крепились заклепками и болтами, а башня была клепано-сварной.

clip_image012

Легкий танк «тип 95»

clip_image013

Легкий танк «тип 95» был вооружен 37-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулеметами - в корпусе и задней части башни.

Легкий танк «тип 95» был разработан в начале 30-х годов XX века по заказу японской армии. Первые два прототипа построила компания «Мицубиси хэви индастриз» в 1934 году. После успешных испытаний в Китае и Японии они пошли в серию и получили производственное обозначение HA-GO и войсковое KE-GO. К моменту завершения производства в 1943 году было построено боле 1100 машин, хотя, по некоторым данным, производство продолжалось до 1945 года.

Конструкция

Корпус и башня были клепаные с толщиной брони от 6 до 14 мм. В передней части корпуса справа располагался механик-водитель, слева от него - стрелок 6,5-мм курсового пулемета «тип 91» (угол горизонтальной наводки 70°), который позднее был заменен на 7,7-мм «тип 97». В башне, расположенной в средней части корпуса с небольшим сдвигом влево, была установлена 37-мм пушка «тип 94», которая могла вести огонь бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Позднее ее заменили пушкой «тип 98» такого же калибра, но с большей начальной скоростью полета снаряда. В задней части башни справа был установлен еще один пулемет. Боекомплект пушки составлял 119 снарядов, пулеметов - 2970 патронов.

К недостаткам этого танка можно было отнести то, что командир танка одновременно являлся заряжающим и наводчиком (это было характерно для многих танков того периода). 6-цилиндровый дизельный двигатель воздушного охлаждения фирмы «Мицубиси» располагался в силовом отделении в задней части корпуса, а трансмиссия с механической коробкой передач - в передней (четыре передачи переднего хода и одна заднего). В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза, подвеска по каждому борту состояла из четырех сдвоенных опорных катков на резиновом ходу, ведущего колеса переднего расположения и двух поддерживающих роликов. Боевое отделение было обшито изнутри асбестовым полотном для защиты экипажа при движении по пересеченной местности, а также от высоких температур в тропиках и субтропиках. В 1943 году несколько танков «тип 95» были оснащены 57-мм пушками и получили обозначение KE-RI, однако эта версия не получила дальнейшего развития, так как внутри башни стало слишком тесно.

Легкий танк «тип 95» был вооружен 37-мм пушкой и двумя 7,7-мм пулеметами - в корпусе и задней части башни. Другой модификацией стал танк KE-NU с башней от среднего танка «тип 97» CHI-HA. «тип 98» KE-NI стал развитием танка «тип 95», однако к моменту прекращения производства в 1943 году было построено лишь около 200 таких машин. На базе танка «тип-95» был создан плавающий танк «тип 2» KA-MI, который широко применялся на ранних этапах Второй мировой войны в зоне Тихого океана наряду с танкетками («тип 92», «тип 94», «тип 97»). В ходе боевых действий в Китае и в начале мировой войны танки «тип 95» действовали достаточно эффективно, но первые бои с американскими танками и противотанковыми орудиями показали, что они безнадежно устарели.

clip_image014

Справа. Танки «тип 95» преодолевают рисовые поля на учениях. Они успешно боролись с пехотой противника, лишенной непосредственной огневой поддержки, пока не встретились с американской армией и морской пехотой в 1943 году.

clip_image015

Внизу. Танк «тип 95» в Маньчжурии. Успешному продвижению японских войск способствовало то, что никто из их противников на ранних этапах войны не обладал значительными танковым силами или противотанковыми средствами.

clip_image016


Средний танк «тип 97»

clip_image017

«Тип 97» являлся, возможно, лучшим японским массовым танком, однако при всех своих преимуществах имел существенный недостаток - слабое артиллерийское вооружение.

В середине 30-х годов были сформулированы требования к среднему танку нового поколения, который должен был сменить устаревший танк «тип 89Б». Фирмой «Мицубиси» был построен один прототип, а на заводе в г. Осака - другой, по заказу Генерального штаба. Прототип фирмы «Мицубиси», более тяжелый и с более мощным двигателем, был выбран за основу и получил обозначение «тип 97» (CHI-HA). До 1942 года было построено примерно 3000 таких танков. Корпус и башня танка были клепаными и имели толщину брони 8-25 мм. В передней части корпуса справа располагался механик-водитель, слева от него - стрелок с 7,7-мм пулеметом «тип 97». Вращающаяся башня была расположена в средней части корпуса с небольшим сдвигом вправо и имела ручной привод. В башне установили

57-мм пушку (угол возвышения от -9° до +11) и 7,7-мм пулемет (в задней части). Боекомплект составлял 120 снарядов для пушки (80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных) и 2350 патронов для пулеметов. 12-цилиндровый дизельный двигатель с воздушным охлаждением располагался в задней части корпуса, а трансмиссия с коробкой передач (четыре вперед и одна назад) - в передней. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы и тормоза, подвеска по каждому борту состояла из шести двойных об- резиненных опорных катков, ведущего колеса впереди, ленивца сзади и трех поддерживающих роликов. Четыре центральных опорных катка были соединены попарно и установлены на коленчатые рычаги с пружинными стальными амортизаторами.

Аналогичным образом крепились и крайние опорные катки. На момент поступления на вооружение танк «тип 97» соответствовал требованиям времени, за исключением пушки, имевшей малую начальную скорость полета снаряда. Общей чертой всех японских танков того периода был дизельный двигатель, который обеспечивал увеличенный запас хода и сокращал риск возгорания. В 1942 году был создан средний танк «тип 97» (SHINHOTO CHI-HA) с новой башней, оснащенной 47-мм пушкой «тип 97», которая обеспечивала более высокую начальную скорость полета и соответственно более высокие поражающие характери стики снаряда. Кроме того, снаряды от этой пушки подходили и к японским противотанковым орудиям. Ряд других боевых машин был построен с использованием шасси танка «тип 97»: машина разграждения с тралом, самоходные артиллерийские установки (в том числе «тип 38» HO-RO со 150-мм орудием), самоходные зенитные установки (с 20- и 75-мм орудиями), инженерный танк, БРЭМ и танковый мостоукладчик. Эти специальные машины выпускались небольшими сериями. На производственной линии танк «тип 97» сменили средние танки «тип 1» CHI-HE, а затем «Тип 3» CHI-NU (было построено 60 машин). Последними японскими средними танками периода Второй мировой войны стали «тип 4» и «тип 5», но несколько построенных образцов этих хорошо вооруженных машин не успели принять участие в боевых действиях.

clip_image018

Японские легкие и средние танки подходили для действий в условиях Азиатско- Тихоокеанском региона, пока они не столкнулись в 1942 году с более мощными по вооружению и броневой защите танками союзников.

clip_image019


ФРАНЦУЗСКИЕ ТАНКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

clip_image020

Легкий танк «Рено» R-35

Танк непосредственной поддержки пехоты R-35 был создан в традициях Первой мировой войны и исходя из ошибочных представлений, что танковая война мало изменилась с 1918 года.

В начале 30-х годов сухопутные войска Франции разработали требования к новому танку поддержки пехоты, который заменил бы стоявшие на вооружении еще со времен Первой мировой войны танки «Рено» FT-17. В результате в 1934 году был создан прототип, получивший обозначение ZM. Испытания начались в 1935 году, но, не дожидаясь их окончания, в связи с растущей угрозой со стороны фашистской Германии было принято решение запустить этот танк в производство. Машина получила обозначение легкий танк «Рено» R-35. Перед самым началом производства по предложению штаба сухопутных войск бронирование танка было усилено с 30 до 40 мм. К 1940 году было построено более 1600 машин, R-35 стал самым массовым французским танком поддержки пехоты. По своей компоновке он напоминал FT-17, то есть это был легкий танк с экипажем из двух человек. В конструкции широко применялась литая броня, а в качестве упругих элементов подвески использовались резиновые амортизаторы-рессоры. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, а в цельнолитой башне находился командир танка, который также вел огонь из 37-мм пушки L/21 (впоследствии замененной на L/33 того же калибра с более длинным стволом) и спаренного с ней 7,5-мм пулемета. Боекомплект составлял 100 снарядов для пушки и 2400 патронов к пулемету. Обзор из башни был явно недостаточным, а компоновка боевого отделения была такова, что большую часть времени в бою командиру приходилось проводить стоя на полу корпуса. Задняя часть башни была сконструирована как откидная крышка, на которой командир мог сидеть на марше.

Танк R-35 вполне соответствовал своей эпохе и был классическим представителем французского дизайна танков. В 1940 году была создана модификация АМХ R-40 с усовершенствованной подвеской, но до оккупации Франции немецкими войсками было построено только несколько таких машин. Небольшой R-35 не смог достойно сражаться с немецкими танками. Пушка танка R-35 оказалась малоэффективной даже против легких немецких танков, хотя 40-мм броня надежно защищала от снарядов противотанковых орудий немцев. Таким образом, R-35 не смогли оказать существенной поддержки своим войскам.

Большое количество танков R-35 попало к немцам практически неповрежденными. Небольшими группами они вошли в пехотные дивизии вермахта, дислоцированные во Франции, и получили обозначение PzKpfw 35-R(f). Впоследствии большинство из них были переданы в учебные танковые подразделения. После вторжения в СССР со многих R-35 были сняты башни для переоборудования в артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов Munitionpanzer 35-R(f). Башни были сняты также и с тех танков R-35, которые остались на территории Франции, после чего на их шасси было создано несколько типов самоходных артиллерийских установок, получивших обозначение 4.7-ст Pak(t) auf GW 35-R(f) Башни же использовались при сооружении оборонительной системы «Атлантический вал».

Таким образом, танки R-35 вошли в историю в большей степени на службе в германской армии, чем французской.

clip_image021

Созданный на базе неверной концепции тактического боя, танк R-35 оказался непригодным для ведения боевых действий. Колонна танков R-35 на марше, командиры расположились на откидных крышках в задней части башни.

clip_image022

Литая башня танка R-35 имела ручной механизм поворота и могла вращаться на 360°. Угол возвышения 37-мм пушки составлял - 18° - +18°.

clip_image023


Средний танк SOMUA S-35

clip_image024

Несмотря на то что командиру танка самому приходилось вести огонь из пушки, S-35 был прекрасным танком.

Когда в середине 1930-х годов началось перевооружение французской кавалерии танками, среди нескольких предприятий, принимавших участие в этом, была и фирма SOMUA (Societe d'Outillage Mecanique et d'Usinage d'Artillerie), филиал компании «Шнейдер». В 1935 году эта фирма разработала прототип танка, на который немедленно обратили внимание, а признанием достоинств конструкции стал подряд на его производство. Одна из лучших боевых бронированных машин того времени SOMUA S-35 официально называлась Auto-Mitrailleuse de Combat (АМС) modele 1935 SOMUA

Многие конструктивные решения, воплощенные в танке S-35, впоследствии стали классическими. Его корпус и башня были литыми, в то время как большинство танков того времени были склепаны из стальных бро- непластин. Литая броня не только имела выгодные с точки зрения сопротивления ударам снарядов обводы, но и была толще (от 20 до 55 мм), чем на других танках того времени. Кроме того, благодаря мощному двигателю и вместительным внутренним топливным бакам танк имел хорошие маневренность и запас хода. На нем была установлена радиостанция, что было новшеством для того времени. Помимо всего прочего, S-35 был неплохо вооружен - 47-мм пушкой SA 35, одной из лучших для своего времени, и спаренным с ней 7,5-мм пулеметом. Производство танков S-35 столкнулось с проблемами, которые были характерны для всей предвоенной оборонной промышленности Франции, - низкие темпы производства, трудовые конфликты и прочее. К началу вторжения Германии во Францию в мае 1940 года было произведено около 400 S-35, из них почти 250 были поставлены в строевые части. В боях проявился существенный конструктивный недостаток танка - верхняя и нижняя литые половины корпуса были соединены болтами, и в случае попадания снаряда в сочленение корпуса последний разлетался на части. Кроме того, выявился и другой просчет. Экипаж танка состоял из трех человек - командира (в башне), механика-водителя и радиста (оба в корпусе). Командиру, помимо выполнения своих прямых обязанностей, приходилось заряжать пушку и вести из нее огонь, что не позволяло ему полностью отслеживать обстановку на поле боя и эффективно руководить экипажем.

Как и другие танки, S-35 были собраны в небольшие группы, разбросанные по всему фронту, которые изредка сводились в «бронированный кулак» для нанесения контрударов по немецким танковым частям. После оккупации Франции все захваченные танки S-35 были переданы в немецкие части, дислоцированные на территории страны, и учебные подразделения. В вермахте они получили обозначение PzKpfw 35-S 739(f)

Некоторое количество было передано итальянцам, а оставшиеся в 1944 году приняли участие в боевых действиях против англо-американо-французских войск. Некоторые S-35 были захвачены союзниками и переданы французам, которые применяли их против осажденных немецких гарнизонов на Атлантическом побережье.

clip_image025

В 1940 году большое количество танков S-35 было повреждено и захвачено немцами, и через четыре года они приняли участие в боевых действиях против союзников.

clip_image026

Хорошо защищенные и маневренные, средние танки SOMUA были, без сомнения, лучшими танками у союзников. Они были оснащены радиостанциями, а их 47-мм пушки могли вести огонь бронебойными и осколочно-фугасными снарядами.

clip_image027


Легкие танки «Гочкис» Н-35, Н-38 и Н-39

clip_image028

Вооруженный 37-мм пушкой SA 38 L/33 танк Н-39 имел неплохие для 1930-х годов характеристики. Главным недостатком было то, что командиру приходилось самому вести огонь из пушки.

В связи с ухудшающейся политической ситуацией в начале 30-х годов прошлого столетия во Франции, как и во многих других европейских странах, было принято решение перевооружить танковые войска новой техникой. В то время во французской армии танки подразделялись на быстроходные (кавалерийские)и тихоходные (пехотные) танки. Одним из кавалерийских танков должен был стать прототип, получивший обозначение легкий танк «Гочкис» Н-35. Разработка этого танка, предназначавшегося для поддержки средних танков SOMUAS-35, началась в 1933 году. Прототип «Гочкис» образца 1934 года первоначально был отвергнут пехотным командованием, которое предпочло R-35 фирмы «Рено», но принят кавалерией под обозначением кавалерийский танк 35Н. Позднее и пехота все- таки приняла его на вооружение, и он стал одним из основных французских танков того времени. Экипаж танка Н-35 состоял из двух человек, вооружение включало 37-мм короткоствольную пушку и 7,5-мм пулемет, а толщина брони составляла от 12 до 34 мм. Бензиновый двигатель «Гочкис» мощностью 55,9 кВт (75 л. с.) разгонял танк массой 11 400 кг до максимальной скорости 28 км/ч.

С 1936 года было выпущено 400 машин, после чего, в дополнение к Н-35, началось производство усовершенствованных моделей Н-38, а затем и Н-39. Н-38 имел увеличенную до 40 мм броню и более мощный двигатель (89,5 кВт/120 л. е.), который, несмотря на возросшую до 12 000 кг массу танка, позволял ему развивать скорость 36 км/ч. У следующей модификации, Н-39, максимальная толщина брони достигла 45 мм, а короткоствольная пушка SA 18 L/21 заменена на SA 38 L/33 того же калибра, но с более длинным стволом, обеспечивавшим начальную скорость полета снаряда 701 м/с (у SA 18 L/21 - 388 м/с).

Всего было произведено 890 танков Н-38 и Н-39. Необходимо отметить, что производство танков во Франции велось низкими темпами, что было связано с недостатком производственных мощностей и постоянно возникавшими трудовыми конфликтами, и даже начало Второй мировой войны не улучшило ситуацию.

Танки Н-38 и Н-39 отличались от Н-35 не только усиленным бронированием,более мощными двигателем и пушкой (у Н-39). Задняя часть корпуса у них, в отличие от Н-35, не имела ярко выраженного скоса назад.

Вскоре французы убедились, что даже усовершенствованная пушка SA 38 оказалась малоэффективной против таких немецких танков, как T-III и T-IV.

Танки Н-35, Н-38 и Н-39 приняли участие в отражении немецкой агрессии в мае 1940 года и в целом показали себя с неплохой стороны, однако тактика их применения не позволила им достойно противостоять танковым частям и соединениям вермахта. Вместо массированного применения небольшие группы французских танков были приданы пехотным частям и разбросаны по всей линии фронта. Большая часть их была уничтожена или захвачена немцами, которые ис

пользовали уцелевшие танки под обозначением PzKpfw 35-Н 734(f) и PzKpfw 39-Н 735(f) в учебных и тыловых частях. Позднее на многих из них были сняты башни и установлены немецкие противотанковые орудия, а башни использовались при создании оборонительных укреплений «Атлантического вала».

Не все французские танки попали к немцам. Некоторое их количество находилось во французских владениях на Ближнем и Среднем Востоке, и они попали либо в части, поддержавшие движение «Свободная Франция», либо в формирования режима Виши (участвовали в 1941 году в боевых действиях в Сирии). Часть танков «Гочкис» даже попала в 1941 году на советско-германский фронт.

К 1945 году в строю осталось небольшое количество танков Н-35 и Н-39. Некоторые из них позднее попали в создававшиеся танковые войска Израиля и прослужили там до 1956 года.

clip_image029

Танки Н-35 на параде. Такими танками были оснащены многие механизированные кавалерийские части. Вооруженный 37-мм пушкой SA 18 L/21 танк мог эффективно решать разведывательные задачи, но вместо этого использовался для поддержки пехоты.

clip_image030


Тяжелый танк В1

clip_image031

Вверху. Около 400 танков В1 во французской армии в 1940 году представляли собой серьезную силу.

В конструкции танка  явно просматривается влияние эпохи «Великой войны». Его разработка началась сразу же после Первой мировой войны, когда была поставлена задача создать танк с 75-мм пушкой в амбразуре в корпусе машины. К 1930 году был построен прототип массой 25 т, а к 1935-му он был доведен до уровня серийного образца, получившего обозначение танк В1. Для своего времени танк В1 был достаточно мощным. Он был вооружен 47-мм пушкой в башне с боекомплектом 50 снарядов, 75-мм в передней части корпуса (74 снаряда) и двумя 7,5-мм пулеметами (5100 патронов). Ограничения по углу горизонтальной наводки пушки в корпусе частично снимались наличием сложной системы поворота, которая позволяла весьма быстро подруливать в нужном направлении. Несмотря на несколько устаревший вид, в танке В использовались такие новшества, как электростартер, самозатягивающиеся топливные баки, противопожарные переборки и другие. Однако танк был слишком сложен в управлении и обслуживании, а расположение членов экипажа затрудняло их взаимодействие. Чтобы полностью освоить танк, экипажам приходилось проходить длительную подготовку, и к 1940 году таких экипажей было подготовлено не много.

Следующей модификацией стал танк B1-bis, имевший усиленное бронирование (14~65 мм против 14 - 40 мм у В1), новую башню и более мощный двигатель. Позже на них стали ставить еще более мощные авиационные двигатели и увеличили емкость топливных баков. Производство танков В1 - bis началось в 1937 году, и к 1940-му в войска было поставлено около 400 танков серии В. К тому времени танки В1 и В1 - bis были наиболее многочисленными и мощными во французской армии. Ими были укомплектованы несколько танковых соединений.

Немцы первоначально с некоторой опаской относились к танку В1, так как его 75-мм пушка могла подбить даже T-IV, но в ходе боевых действий в мае-июне 1940 года выяснилось, что В1 был сложен в эксплуатации и обслуживании, многие сломались еще по пути к фронту и позднее были захвачены немцами. Кроме того, сказалась неграмотная тактика их боевого применения - французские танки вошли в состав мелких групп и выполняли задачи по непосредственной поддержке пехоты, вместо того чтобы в составе частей и соединений противостоять наступавшим танковым дивизиям противника.

В вермахте танк B1-bis получил обозначение PzKpfw Bl-bis 740(f) и использовался в разных целях. Некоторые поступили в гарнизоны на островах пролива Ла-Манш, другие служили для подготовки механиков-водителей или перевозки боеприпасов, на несколько машин установили огнеметы (PzKpfw Flamm(f)). В 1944 году небольшое количество этих танков опять перешли в руки французской армии.

clip_image032

Вверху. Танки серии В имели довольно мощное бронирование и другие хорошие характеристики, но для наведения установленной в корпусе пушки приходилось маневрировать всем танком.

clip_image033

Слева. Танк В1 мог противостоять любому немецкому танку того времени, но тактика их применения не позволила им реализовать свой потенциал.

clip_image034

You are here: Главная Энциклопедии Танки Итальянские, японские и французские танки времен второй мировой войны