Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Специализированные бронированные машины второй мировой войны - Транспортер боеприпасов Карл T-IV AUSF F

Транспортер боеприпасов «Карл» T-IV AUSF F

clip_image028

Вверху. Транспортер боеприпасов IVAusf F с краном в походном положении. С помощью крана снаряды извлекались из контейнера и подавались на лоток заряжания самоходной гаубицы «Карл».

Когда немецкие конструкторы приступили к разработке тяжелой самоходной гаубицы «Карл», они уделили много внимания созданию шасси, способного транспортировать, пусть и с небольшой скоростью, громоздкую и тяжелую конструкцию. Однако они упустили из виду вопрос подвоза боеприпасов. Между тем орудие имело калибр 540 мм и применяло боеприпасы массой 1250 кг, а последующая модификация имела калибр 600 мм и использовало бетонобойные снаряды массой 2170 кг. Для транспортировки таких боеприпасов на огневую позицию потребовалось создать специальную гусеничную машину.

Конструкция

В качестве шасси для транспортера боеприпасов к СГ «Карл» было решено использовать базу танка T-IV Ausf F. Башню демонтировали, в передней части корпуса установили кран грузоподъемностью до 3000 кг (в походном положении стрела откидывалась назад), а на центральной части - контейнер, вмещавший два-три снаряда и такое же количество зарядов. Сверху контейнер оставался открытым, а по бокам имел металлические стенки. Самоходные гаубицы «Карл» обычно перебрасывались с одного участка фронта на другой по железной дороге в разобранном виде, в состав эшелона входили и два транспортера боеприпасов. Кроме того, этим же эшелоном перебрасывались несколько грузовых автомобилей для перевозки расчета и имущества, два тягача и 12-тонные полуприцепы.

В выбранном районе боевого применения артиллерийскую систему собирали, после чего она своим ходом двигалась на огневую позицию. Боеприпасы перегружались из вагонов на транспортеры и доставлялись туда же, заряжание орудия осуществлялось краном транспортера, поэтому это были по сути транспортно- заряжающие машины. В том случае, если в районе оперативного предназначения отсутствовала железная дорога, орудия разбирали и доставляли на трейлерах и тяжелых полуприцепах. Поскольку транспортеры боеприпасов были очень тихоходными, их также перевозили на полуприцепах тяжелыми тягачами. Весь процесс был чрезвычайно трудоемким (особенно сборка артиллерийской части в полевых условиях) и отнимал много времени. Самоходные гаубицы «Карл» являлись артиллерией особой мощности и редко применялись на фронте. Предназначенные для разрушения долговременных оборонительных сооружений, эти короткоствольные осадные орудия использовались лишь в нескольких операциях. Так, они применялись в ходе осады Севастополя, а также в 1944 году в битве за Варшаву против польской Армии Крайовой.

clip_image029

Вверху. Транспортер боеприпасов IV Ausf F с краном в походном положении зимой. В передней части корпуса перед краном с развернутой стрелой виден ложемент для подъема снаряда. В транспортный контейнер помещались три снаряда калибра 600 мм.

clip_image030

Слева. Кран транспортера Ausf F в рабочем положении с поднятой стрелой. Машина не имела вооружения и предназначалась для транспортировки и заряжания 600-мм снарядов СГ «Карл». Кран мог вращаться на 360°.

clip_image031

Внизу. Транспортер боеприпасов Ausf F был предназначен для выполнения в прямом смысле слова тяжелой работы. Недаром он был смонтирован на базе боевого танка T-IV.

clip_image032

You are here: Главная Энциклопедии Танки Специализированные бронированные машины второй мировой войны