Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Современные гусеничные БМП и колесные БТР

Современные гусеничные боевые машины пехоты


clip_image001

Боевая машина пехоты АМХ- 10Р

Боевая машина пехоты АМХ- 10Р оснащена двухместной башней с электромеханическим приводом, 20-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Модификация АМХ- 10Р 25 вооружена более мощной 25-мм пушкой.

Боевая машина пехоты АМХ-10Р была создана в середине 1960-х годов компанией Atelier de Construction d'lssy-les Moulineaux для замены БМП AMX-VCI. С1972 года машины производились на заводе в г. Роан, где выпускались танки АМХ-30 и БРМ AMX-10RC. Последние, несмотря на то что были колесными, имели ряд общих узлов и агрегатов моторно- трансмиссионной группы с АМХ-10Р. С1973 по 1994 год было выпущено более 1800 БМП АМХ-10Р для сухопутных войск Греции, Индонезии, Ирака, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сингапура и Франции.

Сварной корпус АМХ-10Р выполнен из алюминиевого сплава и имеет традиционную компоновку, при которой отделение управления расположено в носовой части слева, моторно-трансмиссионное - справа, двухместная башня в средней, а десантное отделение - в кормовой части машины. Посадка в машину и спешивание восьми пехотинцев производятся через большую кормовую аппарель с электромеханическим приводом. В крыше десантного отделения размещены два больших люка. Для ведения огня десантом не выходя из машины используются эти люки и две амбразуры в кормовой аппарели. Во вращающейся башне с электромеханическим приводом установлены 20-мм пушка, которая может вести огонь осколочными и бронебойными снарядами, и спаренный с ней 7,62-мм пулемет.

В задней части крыши корпуса смонтированы два сдвоенных блока дымовых гранатометов. Углы наведения оружия в вертикальной плоскости составляют от -8° до +50°. Боекомплект составляет 800 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета. Машина плавающая, движение на плаву осуществляется с помощью двух водометов, размещенных в корме корпуса по бокам от аппарели. Для защиты от оружия массового поражения в машине установлена ФВУ. Рабочие места командира, наводчика и водителя оснащены приборами ночного видения. На базе АМХ-10Р выпускаются следующие модификации: санитарная, учебная, ремонтная машина АМХ-10 ЕСН с краном для замены двигателей, самоходный противотанковый комплекс с четырьмя готовыми к пуску ракетами НОТ на двух пусковых установках (АМХ-10 НОТ), командно- штабная машина АМХ-10 РС ( машины артиллерийской разведки (AMX-10P RATAC) и передовых артиллерийских наблюдателей (АМХ-10 VAO, SAT, SAO и SAF), тягач 120-мм миномета «Брандт» и 60 выстрелов к нему АМХ-10 TM, боевая машина морской пехоты АМХ-10 «Маринз» и боевая машина с тяжелым вооружением АМХ-10 РАС 90

Последняя принята на вооружение морской пехоты Индонезии и оснащена башней TS-90 компании GIAT с 90-мм пушкой (боекомплект 20 выстрелов) и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Дополнительно может устанавливаться различное вооружение и оборудование, включая зенитный пулемет и систему управления огнем. За счет увеличения объема боевого отделения в помещении для десанта оставлены только четыре индивидуальных сиденья для стрелков. Амфибийные возможности машины увеличены, так как она в большей степени предназначена для движения по морю при высадке с десантных кораблей, чем для преодоления рек и озер. Индонезия закупила также некоторое количество БМП модификации АМХ-10 «Маринз», у которой вместо штатной двухместной башни над десантным отделением установлена одноместная башня с вынесенной установкой 12,7-мм пулемета М2НВ.

clip_image002

АМХ-10Р, несмотря на возраст, является довольно эффективной боевой машиной пехоты, но ее эффективность значительно возрастает при оснащении одноместной башней с 25-мм пушкой, которая способна поражать современные легкие бронированные цели на большом расстоянии.

clip_image003

Французские пехотинцы покидают БМП АМХ- 10Р через кормовую аппарель. На базе АМХ- 10Р создано целое семейство машин, включающее командно-штабную, ремонтную и санитарную машины, самоходный ПТРК, тягач для миномета, машины артиллерийской разведки, передовых артиллерийских наблюдателей и с тяжелым вооружением.

clip_image004


Боевая машина пехоты Мардер

clip_image005

Вверху. Многие БМП «Мардер» в ходе модернизации были оснащены новыми приборами ночного видения пассивного типа и пусковыми установками для ПТУР «Милан». Также планировалось установить более мощную пушку для борьбы с современными легкими бронированными машинами, такими как российская БМП-2.

Когда в 1950-х годах в Германии возродились вооруженные силы, на вооружении сухопутных войск стояли боевые машины пехоты Shiitzenpan- zer 12-3 на базе швейцарского шасси, которые производились в Великобритании и Западной Германии. В это же время было принято решение о начале разработки целого семейства боевых машин на едином шасси. Первыми были созданы и поступили на вооружение Jagdpanzer Kanone с 90-мм пушкой и Jagdpanzer Rakete с противотанковыми управляемыми ракетами SS.12, которые позднее были заменены УР НОТ. По результатам интенсивных испытаний нескольких прототипов один из них был выбран для принятия на вооружение и получил название «Мардер» (Marder Shiitzenpanzer Neu М-1996) Основным подрядчиком была выбрана компания «Рейн- сталь», субподрядчиком - МаК (г. Киль). В настоящее время обе компании входят в состав концерна «Рейнметалл ландсистеМ3». Первые машины поступили в войска в конце 1970 года, а до окончания производства в 1975-м было построено 2136 машин. На экспорт они не поставлялись. На то время «Мардер» была самой эффективной боевой машиной пехоты на Западе, но и в настоящее время она остается на достаточно высоком уровне, если не считать высокую стоимость и сложность в обслуживании. «Мардер» имеет хорошую броневую защиту и высокую скорость движения по пересеченной местности, что позволяет этой БМП тесно взаимодействовать с танками «Леопард-1» и «Леопард-2» в общих боевых порядках.

В носовой части машины размещены рабочее место водителя (слева) и моторно-транс- миссионный отсек (справа). Позади водителя располагается один пехотинец. В центре машины расположена башня с электромеханическим приводом (в ней находятся командир и наводчик), а в кормовой части - десантное отделение, доступ в которое осуществляется через аппарель с гидравлическим приводом в кормовой части. По бортам десантного отделения имеются амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия не покидая машины, над которыми установлены перископы.

На двухместной вращающейся башне находится лафет с 20-мм автоматической пушкой МК20 Rh202 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом MG3. Углы наведения оружия в вертикальной плоскости составляют от -17° до +65°. В конце XX века велись дискуссии о необходимости модернизации БМП «Мардер», которая в том числе могла бы включать и замену пушки более мощной и современной. Однако в конце концов было принято решение разработать новую машину. На большей части машин была проведена небольшая модернизация, в результате которой, в частности, на лафете справа от пушки была установлена пусковая установка противотанковых управляемых ракет «Милан» для борьбы с танками на дальности до 2000 м. В кормовой части корпуса на поворотной установке с дистанционным управлением смонтирован еще один 7,62-мм пулемет. На базе БМП «Мардер» созданы самоходная пусковая установка зенитных управляемых ракет «Роланд» (две ракеты в пусковой установке и восемь запасных) и машина с РЛС обнаружения целей на мачте с гидравлическим управлением, что увеличивает дальность обнаружения.

В ходе эксплуатации машина несколько раз подвергалась модернизации. Базовая модель имела индекс «Мардер» 1А1, далее следуют модификации «Мардер» 1А2 с тепловизионными системами наблюдения и «Мардер» 1АЗ с усиленной броневой защитой. Кроме того, существует ряд промежуточных модификаций, различающихся в основном составом радиооборудования, а также «Мардер» 1А5, отличающаяся от «Мардер» 1АЗ усиленной защитой от воздействия поражающих факторов разрыва мин.

clip_image006

«Мардер» все еще остается достаточно эффективной машиной, несмотря на устаревшие конструкцию и технологию изготовления. Рост эксплуатационных расходов и снижение потребности в них привели к началу разработки новой, более легкой и дешевой БМП.

clip_image007

«Мардер»стала первой БМП стран западного мира. Она оснащена двухместной башней, на которой установлены 20-мм пушка и 7,62-мм пулемет. На экспорт эта машина не поставлялась.

clip_image008


Боевая машина пехоты Дардо

 

clip_image009

БМП «Дардо» может быть вооружена двумя однотрубными пусковыми установками противотанковых ракет TOW, устанавливаемых по бортам башни, что дает ей возможность поражать танки на удалении до 3430 м.

В 1985 году компании «Отобреда» и IVECO получили контракт от сухопутных войск Италии на создание трех прототипов боевой машины пехоты, способной эффективно действовать в условиях современного боя. К 1988 году машины, получившие обозначение VCC-80, были готовы к испытаниям. Они были оснащены двухместной башней с 25-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, а также системой управления огнем, аналогичной установленной на основном боевом танке «Ариете» и бронированной машине «Кентавр».

Тогда же было принято решение взять шасси VCC-80 за основу при создании новой БМП, обладающей большей огневой мощностью за счет установки на ней в дополнение к пушке и пулемету противотанкового ракетного комплекса TOW. В конце 1988 года консорциум IVECO- Oto получил заказ на 200 БМП «Дардо», в число которых входила базовая модель с двухместной башней (25-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет) и четыре специализированные версии машины (самоходные противотанковый ракетный комплекс и 120-мм миномет, командно-штабная и санитарная машины). Противотанковая версия имеет две однотрубные пусковые установки управляемых ракет TOW, расположенные побор- тно, и возможность установки системы управления огнем HITFIST компании «Галилео авионика» в качестве альтернативы комбинированному дневному и ночному прицелам фирмы «Коллсман», поставляемым в сухопутные войска Италии. Вариант с итальянской системой получил название «Дардо» HITFIST

Сварные корпус и башня «Дардо» выполнены из алюминиевой брони. Защита наиболее уязвимых мест корпуса и башни усилена стальными броневыми листами. В передней части корпуса слева расположено отделение управления, а справа - мо- торно-трансмиссионное отделение (дизельный двигатель IVECO мощностью 388 кВт/520 л. е.). Такой же двигатель установлен на бронированной машине «Кентавр». В средней части машины размещена башня ТС 25 компании «Отобреда» с электрическим приводом. Командир в ней размещается слева, а наводчик - справа, но при необходимости управлять башней сможет и один из них. Основным вооружением является 25-мм автоматическая пушка КВА швейцарской фирмы «Эрликон-Контравес», с которой спарен 7,62-мм пулемет MG 42/59. Углы наведения по вертикали стабилизированной в двух плоскостях пушки составляют от -10° до +60°. По бортам башни установлены две однотрубные пусковые установки противотанковых ракет TOW (углы наведения по вертикали от -7,5° до +30°) и два 80-мм четырехствольных дымовых гранатомета. В десантном отделении в кормовой части машины размещаются шесть пехотинцев. По два человека сидят вдоль бортов лицом вперед, еще двое - в середине отделения лицом к бортам. Доступ в отделение и спешивание осуществляются через кормовую аппарель со встроенной дверью. Для ведения огня из стрелкового оружия имеется пять амбразур со стеклоблоками. В крыше десантного отделения есть открывающийся назад люк, который используется также для заряжания пусковых установок TOW.

Торсионная подвеска машины с каждой стороны состоит из двойных опорных катков, трех поддерживающих катков, ведущего колеса впереди и направляющего сзади. Верхняя часть подвески прикрыта фальшбортом. В состав стандартного оборудования входят приборы ночного видения пассивного типа,системы кондиционирования воздуха, защиты от ОМП и пожаротушения, а также оборудование для преодолева- ния вброд водных преград глубиной до 1,5 м. На базе БМП «Дардо» может быть создано семейство машин различного назначения, включая самоходную зенитную установку, инженерную и командно-штабную машины. На БМП могут устанавливаться и другие башни, в частности двухместная Т 60/70А фирмы «Отобреда» с 60-мм пушкой, имеющей высокую начальную скорость полета снаряда, и башня HITFIST той же фирмы с 30-мм пушкой «Бушмастер-2».

clip_image010

Доступ пехотинцев в десантное отделение и их спешивание осуществляются через кормовую аппарель с электромеханическим приводом, в которой имеется небольшая дополнительная дверь.

clip_image011

Применение алюминиевых сплавов в конструкции «Дардо» позволило снизить боевой вес до минимума, но несколько уменьшило бронезащищенность машины. Для защиты наиболее уязвимых мест применяется навесная стальная броня.

clip_image012


Боевая машина пехоты ASCOD

 

clip_image013

Вверху. БМП ASCOD может поставляться в разных вариантах комплектации, включающих один из двух двигателей и один из нескольких вариантов вооружения. Стандартным для всех вариантов остается расположение вращающейся башни в средней части машины с небольшим сдвигом вправо. Углы вертикальной наводки оружия составляют от - 10° до +50

Боевая машина пехоты ASCOD, прототип которой был создан в 1990 году, стала результатом совместной разработки австрийской компании «Штайр-Даймлер-Пух» и испанской «Санта-Барбара». Первые поставки этой машины были осуществлены компанией «Санта-Барбара» для сухопутных войск Испании, где они получили название «Пизарро». Первая партия составила 144 машины, в том числе 123 БМП и 21 командно- штабная машина. Всего же Испанией было заказано 463 машины, включая командно- штабные, санитарные, радиосвязные, инженерные, ремонтно-эвакуационные машины, самоходные минометы (81- и 120-мм), противотанковые ракетные комплексы, машины передовых артиллерийских наводчиков и со 105-мм противотанковыми пушками.

В мае 1999 года министерство обороны Австрии заключило контракт с компанией «Штайр-Даймлер-Пух» на поставку в 2002-2004 годах 112 БМП «Улан» для замены части гусеничных БТР 4К 4FA. Контрактом не предусмотрена поставка других вариантов машины, кроме базовой модели, которая дополнит в составе австрийской армии колесные БТР «Пандур». В конце 1999 года Таиланд заказал для своей морской пехоты 15 легких танков ASCOD 105, одну командно-штабную и одну ремонтно-эвакуаци- онную машины. Корпус и башня БМП ASCOD сварены из стальных броневых листов, которые обеспечивают защиту от 7,62-мм бронебойных пуль по всему периметру, за исключением лобовых листов, где предусмотрена защита от 14,5-мм боеприпасов. Возможна также установка дополнительного бронирования на лоб и борта башни, переднюю наклонную броневую плиту и борта корпуса.

В носовой части машины размещены место водителя (слева) и моторно-трансмисси- онный отсек (справа). Силовой установкой является германский дизельный двигатель с жидкостным охлаждением MTU 8V 183 ТЕ22 V90 мощностью 447 кВт (600 л. е.). БМП «Улан» оснащена дизельным двигателем MTU 8V-199 мощностью 529 кВт (710 л. е.). Силовая установка может быть снята с машины за 15 минут. В центральной части корпуса со сдвигом вправо установлена двухместная башня SP-30 с электрическим приводом. Основным вооружением является 30-мм пушка «Маузер-F» (боекомплект 200 готовых к стрельбе выстрелов и 202 в боеукладке). Слева от нее установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет MG3 (готовый к стрельбе боекомплект 700 патронов и 2200 в боеукладке).

В десантном отделении на индивидуальных складывающихся сиденьях размещаются восемь полностью экипированных пехотинцев (пять слева и трое справа). Доступ в отделение осуществляется через большую дверь с электромеханическим приводом в корме машины. Над левой частью отделения расположена башенка с перископами и открывающимся назад люком.

Подвеска торсионного типа состоит по каждому борту из семи опорных и трех поддерживающих катков, ведущего колеса впереди и направляющего сзади. В состав стандартного оборудования входят система автоматического пожаротушения мотор- но-трансмиссионного отделения, климатическая система на основе фильтровентиляционной установки с кондиционированием и отоплением воздуха, а также приборы ночного видения пассивного типа для водителя.

clip_image014

Справа. Основным вооружением БМП ASCOD является 30-мм стабилизированная в двух плоскостях пушка «Маузер-F», наведение которой осуществляется с помощью комбинированного прицела фирмы «Коллсман» (оптический и И К прицелы), электронного баллистического вычислителя и лазерного дальномера.

clip_image015

Стандартная БМП ASCOD с 30-мм пушкой. На базе создан легкий танк со 105-мм пушкой в башне другого типа.

clip_image016

Боевая машина пехоты CV 90

clip_image017

Вверху. Боевая машина пехоты CV 9040, состоящая на вооружении шведской армии, представляет собой классическую БМП настоящего времени во всем, за исключением калибра основного вооружения, который превосходит аналогичную характеристику большинства других современных БМП. Эта 40-мм пушка компании «Бофорс» имеет углы вертикальной наводки от -8° до +35°. Боекомплект пушки составляет 238 выстрелов, а 7,62-мм спаренного с ней пулемета - 3000.

В течение многих лет основным бронетранспортером шведских сухопутных войск был Pbv 302 фирмы «Хегглунд унд Зонер», оснащенный одноместной башней с ручным приводом и 20-мм пушкой. Министерство обороны Швеции разработало требования к боевой машине пехоты, которая дополнила бы Pbv 302 в боевых порядках. Контракт на ее разработку был выдан небольшой фирме «НВ Утвек- линг», которая привлекла к работе в качестве субподрядчиков компании «Хегглундз викл» (ходовая часть) и «Бофорс» (башня и вооружение, окончательная сборка). После испытаний прототипов был заключен контракт на поставку этих машин шведской армии (первая поступила в 1993 году). К 2002 году было построено почти 700 машин разных модификаций. Базовая модификация CV 9040 оснащена двухместной башней с 40-мм пушкой 40/ 70В компании «Бофорс дифенс», которая заряжается с казенной части и имеет систему выброса пустых гильз через крышу.

Пушка 40/70В представляет собой модификацию знаменитой 40-мм зенитной пушки L/70 и может вести огонь различными типами боеприпасов, включая бронебойные подкалиберные оперенные снаряды с отделяющимся поддоном, трассирующие и фугасные. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет М/39. Цифровая система управления обеспечивает ведение огня в дневное и ночное время. Также на машине установлены французские гранатометы фирмы «Галикс», применяющие гранаты различных типов, в том числе дымовые. Экипаж состоит из водителя, командира и наводчика. В десантном отделении в кормовой части машины размещаются восемь полностью экипированных пехотинцев (по четыре человека вдоль бортов лицом внутрь). Доступ в отделение и спешивание осуществляются через кормовую аппарель. На вооружении шведской армии состоят машины, созданные на базе БМП CV 9040, в том числе командно-штабная CV 90 FCV, разведывательная CV 90 FOV и ремонтно- эвакуационная CV 90 ARV машины, а также самоходная зенитная установка TriAD с башней от CV 9040, на которой установлен обтекатель антенны РЛС «Тейлс».

В течение нескольких лет все состоящие на вооружении БМП прошли несколько этапов модернизации и получили обозначение CV 9040А или CV 9040В. В ходе последних этапов модернизации было усилено бронирование корпуса и башни. Большая работа была проведена также по усилению днища корпуса для защиты от воздействия взрывов противотанковых мин, что особенно было важно при проведении миротворческих операций на Балканах. В будущем шведская армия планирует приобрести еще одну версию CV 90, оснащенную башней с двумя спаренными 120-мм минометами (AMOS - Advanced MOrtar System), которая уже демонстрировалась на ряде других шасси, колесных и гусеничных.

По собственной инициативе компания «Хегглундз викл», которая в конце 2002 года стала называться «Элвис хегглундз», разработала БМП CV 9030 с использованием шасси CV 9040 и башни собственной разработки, вооруженной американской 30-мм пушкой компании «АТК ган систеМ3». Первым покупателем этой машины стала Норвегия, которая приобрела 104 CV 9030. Модифицированный CV 9030 с 30- или 40-мм пушкой Мк 44 компании «Боинг» был закуплен Финляндией (57 машин CV 9030FIN) и Швейцарией (186 CV 9030СН). «Элвис хегглундз» разработала также легкий танк CV 90120-Т для экспортных поставок. Он представляет собой значительно модернизированное шасси от CV 90 с трехместной башней, вооруженной 120-мм гладкоствольной пушкой с дульным тормозом швейцарской фирмы «RUAG лэнд систеМ3». Кроме того, на машине установлена цифровая система управления огнем, позволяющая наводить пушку на цели и поражать их в движении и в статическом положении. Пушка может вести огонь всеми танковыми 120-мм боеприпасами стандартов НАТО.

clip_image018

Справа. Спешивание пехотинцев с БМП CV 9030 в ходе учений. Оно производится через большую открывающуюся вправо дверь в корме машины.

clip_image019

Двухместная, вращающаяся на 360°, башня БМП CV 9030 имеет электрический привод. Машина оснащена также универсальной системой управления огнем компании «Цельсиус тек электронике», которая обеспечивает ведение огня как по наземным, так и по воздушным целям. Система стабилизации оружия отсутствует.

clip_image020


Боевая машина пехоты БМП-3

 

clip_image021

БМП-З хорошо вооружена. Только в башне установлены 100-мм орудие, 30-мм пушка и 7,62-мм пулемет. Боекомплект составляет 40 выстрелов (в том числе 22 - в конвейере механизма заряжания) и 8 противотанковых управляемых ракет к орудию, 500 снарядов к пушке и 6000 патронов для пулеметов.

БМП-3 была разработана и выпускается Курганским машиностроительным заводом, где строились также БМП-1 и БМП-2. Производство БМП-3 началось в 1989 году, а первое появление на публике произошло в 2000-м. По оценкам, с тех пор было построено около 1 000 таких машин. Планировалось, что они заменят все состоящие на вооружении Российской Армии БМП-2, но в связи с недостаточным финансированием их было поставлено только 200-300 единиц. БМП-3 поставляется также на экспорт. В последние годы она стала самой продаваемой российской БМП - почти 600 машин было продано Кипру, Кувейту, Объединенным Арабским Эмиратам и Южной Корее.

БМП-3 является самой мощной по вооружению боевой машиной пехоты в мире. Она оснащена двухместной башней, в которой установлены 100-мм орудие, а также спаренные с ним 30-мм пушка и 7,62-мм пулемет. Система управления огнем позволяет вести огонь в любое время суток, в движении и в статическом положении, и поражать цели с высоким процентом попадания с первого выстрела. Из 100-мм нарезного орудия огонь может вестись как обычными снарядами различных типов, так и управляемыми ракетами с лазерным наведением 9М117 (по натовской классификации АТ-10 Stabber) на дальность 5000 м и дальше.

Первоначально эти ракеты оснащались кумулятивной головной частью, которая, по заявлениям разработчиков, могла пробивать обычную стальную броню толщиной более 650 мм. Позднее их стали оснащать кумулятивной головной частью тандемного типа для поражения танков с динамической защитой. Место механика-водителя находится в середине носовой части корпуса, слева и справа от него размещены два места для стрелков, оснащенные 7,62-мм пулеметами. Остальной десант размещается между боевым и моторно- трансмиссионным отделениями - два сиденья находятся у бортов сразу за башней, еще пять - перед моторной перегородкой в один ряд. Выход из машины осуществляется через два прохода, устроенных над силовым блоком, и две кормовые двери.

В каждом борту имеется по две шаровые опоры, предназначенные для стрельбы из автоматов. Еще одна такая опора установлена в левой кормовой двери. Движение БМП-3 на плаву обеспечивают два водомета. Перед спуском в воду выдвигается водоотражающий щиток и включаются водооткачиваю- щие насосы. Для морской пехоты разработана специальная версия машины - БМП-ЗФ. В состав стандартного оборудования входят система защиты от ОМП и приборы ночного видения для командира, наводчика и водителя. Для повышения боевых возможностей может устанавливаться тепло- визионное оборудование. Защищенность машины может быть повышена путем установки динамической зашиты или комплекса активной защиты «Арена».

На базе БМП-3 разработано целое семейство машин различного назначения, хотя большинство из них в силу недостаточного финансирования созданы только в прототипах.

Произведено небольшое количество ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-Л, самоходных противотанковых ракетных комплексов «Корнет» и «Хризантема». Самоходный 120-мм миномет 2С31 «Вена» существует только в прототипе. Разведывательная машина БРМ-3 «Рысь» оснащена специализированным комплексом оптоэлектроники для ведения разведки в любое время суток при любых погодных условиях. Командно-штабная машина имеет обозначение БМП-ЗК. Для подготовки водителей используется специальная машина со снятой башней. Поступали предложения оснастить шасси БМП-3 западногерманской башней «Уайлдкэт», на которую могут устанавливаться в различной комбинации 30-мм зенитные пушки и зенитные управляемые ракеты.

clip_image022

На базе БМП-3 разработано целое семейство машин различного назначения, в том числе ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л, оснащенная бульдозерным отвалом, лебедкой, краном с телескопической стрелой, площадкой для перевозки грузов и другим различным специализированным оборудованием.

clip_image023


Боевая машина пехоты Уорриер

 

clip_image024

«Уорриер-2000» разрабатывалась для швейцарской армии, которая, в конечном счете, выбрала БМП CV 9030СН шведской компании «Хегглундз». Двухместная башня оснащена 30-мм пушкой «Бушмастер».

В конце 1960 - начале 1970-х годов вооруженные силы Великобритании провели ряд исследований, направленных на разработку концепции создания новой машины для замены БТР FV432. В конце 1970-х годов основным подрядчиком была выбрана фирма «GKN Сэнки» (в настоящее время «Элвис виклз») и ей поручили разработать новую машину, которая получила обозначение MCV-80 (Mechanised Combat Vehicle 80)

После интенсивных испытаний прототипов началось производство MCV-80, и до 1995 года было построено 789 машин.

Базовая модификация «Уор- риера» имеет индекс FV510 и оснащена двухместной башней компании «Виккерс дифенс систеМ3», вооруженной 30-мм пушкой «Рарден» и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Машина, экипаж которой состоит из трех человек (командир, наводчик и водитель), может перевозить семь полностью экипированных пехотинцев. Доступ десанта в машину, оснащенную системой защиты от ОМП, и спешивание производятся через широкую кормовую дверь. Базовая модификация БМП «Уорриер» послужила основой для создания командно- штабной (FV511), ремонтной (FV512) и эвакуационной (FV513) машин, самоходного противотанкового комплекса (FV516), а также машин артиллерийских наблюдателей (FV514) и подвижных артиллерийских командных пунктов (FV515) Испытания машины проводились в различных климатических условиях, однако только Кувейт в 1993 году заказал 254 БМП «Дезерт уорриер», которые отличались от поставленных в британскую армию более высокими стандартами исполнения и были оснащены двухместной башней американской компании «Делко ди- фенс» с 25-мм пушкой М242 компании «АТК ган систеМ3» и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. По бортам башни размещены пусковые установки противотанковых управляемых ракет TOW, управление которыми осуществляется с помощью системы, включающей дневной и тепловизион- ный прицелы.

Компанией «Элвис» разработан усовершенствованный вариант машины - «Уорриер- 2000», который предполагается поставлять на экспорт. Он оснащен новой двухместной башней с 30-мм пушкой, имеющей три режима стрельбы.

clip_image025

clip_image026


Бронетранспортер Стормер

clip_image027

С использованием шасси БТР «Стормер» созданы различные специализированные машины, в том числе этот подвижный командный пункт сухопутных войск Индонезии.

Свое начало бронетранспортер «Стормер» компании «Элвис виклз» берет в 1975 году, когда научно-исследовательский институт по раз работке и исследованию боевых машин (FVROE - Fighting Vehicle Research and Development Establishment) разработал прототип маши ны, получившей обозначение FV4333. При создании этой машины использовались элементы моторно-трансмисси- онной группы гусеничной бронированной разведывательной машины «Скорпион» компании «Элвис». Корпус бронированной машины «Стормер» был длиннее и шире, чем у «Скорпиона», и, соответственно, имел больший объем, поэтому «Стормер» можно было использовать для решения широкого круга задач.

Впоследствии машина и права на ее продажу были выкуплены компанией «Элвис виклз», которая на ее основе создала семейство легких бронированных гусеничных машин, от бронетранспортера до легкого танка. Крупнейшим пользователем машин этого семейства является британская армия. На ее вооружении находятся инженерная машина с американской системой постановки мин «Вулкан», самоходная пусковая установка управляемых ракет «Старстрик» и машина разведки наземных целей для этих ракет. Первые экспортные машины поступили в Малайзию, в том числе две модификации БТР (одна с 20-мм пушкой в одноместной башне, другая с пулеметами). Оман закупил командно-штабные машины «Стормер» для своих танковых полков с танками «Чел- ленджер-2». Индонезия приобрела большое количество различных вариантов «Стормера», в том числе бронетранспортеры, командно- штабные, санитарные и ремонтно-эвакуационные машины, а также мостоук- ладчики со складными мостами.

Совместно с компанией «Элайант текносистемз волкано» разработана новая машина-миноукладчик - «Шилдер»

clip_image028

«Стормер» может быть приспособлен к специфическим требованиям заказчика. Эта санитарная машина с увеличенной высотой корпуса состоит на вооружении сухопутных войск Индонезии.

clip_image029


Боевая машина М2 Брэдли

clip_image030

Весной 1972 года американская компания, которая сейчас называется «Юнайтед дифенс граунд систеМ3 дивижн», получила контракт на разработку новой боевой машины пехоты, удовлетворяющей требованиям министерства обороны США и призванной заменить бронетранспортеры серии М113.

В результате были созданы две машины - боевая машина пехоты М2 «Брэдли» и бронированная разведывательная машина М3 «Брэдли». БМП может перевозить семь полностью экипированных пехотинцев, а БРМ имеет меньшую вместимость и предназначена для ведения разведки и наблюдения. Обе машины могут транспортироваться по земле, воздуху и воде. М2 и М3 оснащены одной и той же двухместной башней компании «АТК ган систеМ3» со стабилизированной 25-мм пушкой М242 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. С левой стороны башни установлены две пусковые установки противотанковых ракет TOW компании «Рейтеон систеМ3». Машины оснащены современной комбинированной (дневная и ночная) системой управления огнем. С1981 по 1995 год было построено около 6800 «Брэдли».

К настоящему времени проведено три этапа модернизации «Брэдли» (до стандартов А1, А2 и A3), в ходе последней машина была оснащена динамической защитой, командирским тепловизион- ным прибором наблюдения, усовершенствованными двигателем и трансмиссией. Гусеничное шасси БМП стало основой при создании реактивной системы залпового огня MLRS. Наиболее специализированными вариантами машин семейства «Брэдли» являются бронированная машина огневой поддержки М7 FIST (Fire Support Team) и Мб «Брэдли лайнбейкер», оснащенная пусковой установкой (четыре направляющие) зенитных управляемых ракет «Стингер» вместо пусковой установки (две направляющие) противотанковых ракет TOW.

clip_image031

После операции «Буря в пустыне» началась модернизация М2 «Брэдли» до стандарта A3. На фотографии видны дополнительные броневые экраны и командирский прибор наблюдения справа сзади.

clip_image032


Бронетранспортер Фахд

 

clip_image033

«Фахд» представляет собой обыкновенный бронетранспортер с колесной формулой 4x4. Он имеет преимущество перед другими машинами такого же класса в том, что создан с использованием шасси хорошо зарекомендовавших себя гражданских грузовиков. Это значительно упрощает и удешевляет обслуживание и материально-техническое обеспечение машины.

Прототип этого бронетранспортера с колесной флрмулой 4x4 был разработан и построен для египетской армии немецкой компанией «Тиссен хеншель» (в настоящее время «Рейнметалл ландсистем») под обозначением ТН 390. Его производство началось в 1985 году на заводе в г. Кадер (Арабская промышленная организация), а уже на следующий год под названием «Фахд» он поступил на вооружение египетской армии для замены устаревших колесных бронетранспортеров национального производства «Валид» и советских БТР-40. По некоторым данным на начало 2001 года, более 1000 машин было поставлено как в Египет, так и в другие страны, такие как Алжир, Демократическая Республика Конго, Кувейт, Оман и Судан. «Фахд» создан с использованием шасси и некоторых других элементов моторно-трансмиссионной группы двухосного полноприводного грузовика «Мерседес-Бенц» LAP 1117/ 32. Бронированный корпус БТР сварной, выполнен из стальных листов и обеспечивает защиту от осколков снарядов и мин, а также от пуль стрелкового оружия калибром до 7,62-мм. В носовой части машины за двумя пуленепробиваемыми стеклами располагаются командир (справа) и водитель (слева). Стекла при необходимости прикрываются броневыми щитками. В передней части бортов установлены двери с пуленепробиваемыми стеклами и броневыми щитками для них, а над командирским местом смонтирован люк.

В задней части корпуса расположено десантное отделение, в котором размещаются 10 полностью экипированных пехотинцев (по пять человек лицом к борту вдоль центральной оси машины). Доступ в десантное отделение и спешивание осуществляются через дверь в кормовой части машины, состоящую из двух частей - верхняя открывается вверх-назад, а нижняя - вниз, образуя ступеньку. В крыше десантного отделения имеются два прямоугольных люка, открывающихся к центральной оси. Для ведения огня десантом не покидая машины в бортах и задней двери (по четыре и две соответственно) смонтированы амбразуры и стеклоблоки. Кроме того, на крыше можно установить до трех пулеметов.

Моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части корпуса. Шины обеспечивают продолжение движения при наличии прокола и имеют систему централизованного регулирования давления. Пожеланию заказчика могут устанавливаться системы вентиляции и защиты от ОМП, лебедка, приборы ночного видения пассивного типа, а также че- тырехствольные гранатометы постановки дымовых завес (по каждому борту). На крыше машины может устанавливаться одноместная башня с 12,7-мм пулеметом, или с одним-двумя 7,62-мм пулеметами, или с 20-мм пушкой. На заводе в г. Кадер разработаны также различные специализированные варианты машины для вооруженных сил и органов правопорядка. В производство пошли только два из них - БТР «Фахд- 240» и БМП «Фахд-240/ 30». Первый был создан в 1996 году и отличается от базовой модели применением шасси грузовика « Мерседес - Бенц» LAP 1424/32, а второй оснащен башней от советской БМП-2 с 30-мм пушкой.

clip_image034

Небольшое количество боевых машин пехоты «Фахд-240/30» состоит на вооружении только сухопутных войск Египта. Его вооружение значительно усилено за счет установки двухместной башни от БМП-2 с 30-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом.

clip_image035


Боевая бронированная машина Кентавр

clip_image036

ББМ «Кентавр» во время испытаний 105-мм пушки. Хорошо видны общая компоновка машины и башня с низким силуэтом и большим турнюром.

ББМ «Кентавр» с колесной формулой 8x8 разработана фирмами «Фиат» и «ОТО Мелара» (в настоящее время называются IVECO и «Отобреда» соответственно). Она является представителем нового поколения итальянской бронетехники, разработанной в 1980-х годах для итальянской армии. Помимо нее это основной боевой танк «Ариете», боевая машина пехоты «Дардо» и бронемашины «Пума» с колесной формулой 4 х 4 и 6 х 6. Фирмой «Фиат» разработаны корпус, ходовая часть и двигатель, а «ОТО Мелара» - системы вооружения. В соответствии с требованиями итальянской армии от 1984 года необходимо было создать боевую бронированную машину, основным предназначением которой была бы борьба с танками и которая была бы вооружена 105-мм нарезной пушкой, способной вести огонь всеми типами натовских танковых боеприпасов данного калибра, оснащена современной системой управления огнем, имела хорошую проходимость, высокую скорость и большой запас хода.

Прототип машины был построен в 1987 году, а с 1991 по 1996 год итальянской армии было поставлено около 400 таких машин. В другие страны они продавались. Корпус «Кентавра» сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны, а водительское место - с левой. Над ним смонтирован люк, на который могут устанавливаться приборы ночного видения. Носовая часть машины отделена от остальной по- жароустойчивой перегородкой.

В задней части находится боевое отделение с башней. Командир располагается в башне слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего. Командир располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом и четырьмя перископическими смотровыми приборами. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Башня вооружена 105-мм пушкой фирмы «Отобреда».

Боезапас к пушке - 40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет (с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни для ведения огня по воздушным целям. Боекомплект к пулеметам 4000 патронов. Для постановки дымовых завес по бортам башни смонтированы четырехствольные гранатометы. Система управления огнем TURMS такая же, как и на танке «Ариете». В состав стандартного оборудования включены системы защиты от ОМП, централизованной подкачки шин и автоматического пожаротушения.

Кроме того, имеется возможность установки навесных бронелистов.

На базе ББМ «Кентавр» разработаны несколько вариантов машины, из которых построены вариант с четырьмя местами для пехотинцев и дверью в корме машины, вариант с увеличенным корпусом и 60-мм пушкой фирмы «Отобреда», прототип 155- мм самоходной гаубицы и бронетранспортер «Кентавр» VBC с 25-мм пушкой в башне.

clip_image037

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до 4-15°.

clip_image038


СОВРЕМЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ

clip_image039

Бронетранспортер «Пума»

Носовая часть БТР «Пума» имеет оптимальные углы наклона броневых листов.

Бронетранспортер «Пума», разработанный фирмами «Фиат» и «ОТО Мелара» (в настоящее время называются IVECO и «Отобреда» соответственно), является самым маленьким представителем нового поколения итальянской бронетехники, разработанной в 1980-х годах для итальянской армии (кроме него это еще основной боевой танк «Ариете», боевая машина пехоты «Дар- до» и боевая бронированная машина «Кентавр»). Свое начало «Пума» берет в начале 1980-х годов, когда фирма «Фиат» разработала легкую бронемашину с колесной формулой 4x4, как прототип для дальнейшей разработки колесных БТР (4x4и 6x6). В 1988 году был создан первый из пяти прототипов. Кроме того, по заказу итальянской армии на базе «Пумы» были созданы шесть специализированных вариантов машины, в том числе самоходные пусковые установки противотанковых управляемых ракет TOW и «Милан», зенитная управляемая ракета «Мистраль», самоходный 81-мм миномет (все с экипажем четыре человека), санитарная (два человека и двое носилок) и командно-штабная (пять-шесть человек) машины.

Разработка БТР серии «Пума» с колесной формулой 4 х 4 и 6x6 была завершена в 1999 году, и консорциум IVECO- Oto получил заказ на 580 машин (330 двухосных и 250 трехосных), которые будут поставлены до 2004 года. БТР с колесной формулой 4x4 поступают в пять разведывательных полков для действий совместно с ББМ «Кентавр», а 6 х 6 - в полки легкой и горной пехоты, парашютно- десантные и морской пехоты. «Пума» 4x4 может перевозить шесть пехотинцев (в том числе две группы по два разведчика), а «Пума» 6x6 - девять (водитель и восемь пехотинцев).

Корпус машины сварен из броневых стальных листов и обеспечивает защиту от пуль легкого стрелкового оружия, а также осколков снарядов и мин. В носовой части машины расположено моторно- трансмиссионное отделение, за ним находится водитель, над рабочим местом которого имеется люк, а в кормовой части - десантное отделение. Водитель ведет наблюдение с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен прибор ночного видения пассивного типа. Доступ в десантное отделение и спешивание осуществляются через две открывающиеся изнутри боковые и одну открывающуюся снаружи кормовую дверь. Каждая из трех дверей снабжена амбразурой для ведения огня не выходя из машины и наблюдательным блоком.

Над десантным отделением установлена командирская башенка с круглым люком и пятью смотровыми перископическими приборами, на которой можно установить один 12,7- или 7,62-мм пулемет. По бортам корпуса, в задней части, смонтированы трехствольные гранатометы для постановки дымовых завес. В состав стандартного оборудования входят системы защиты от ОМП, автоматического пожаротушения и кондиционирования воздуха, а также лебедка в задней части корпуса. Шины обеспечивают продолжение движения при наличии прокола, а дизельный двигатель IVECO 8141.47 мощностью 93 кВт (125 л. с.) с механической коробкой передач позднее был заменен более мощным двигателем и автоматической трансмиссией. В 1990 году были продемонстрированы первые прототипы БТР «Пума» 6x6. БТР вооружен установленным на крыше машины 12,7-мм пулеметом и оснащен трехствольными гранатометами для постановки дымовых завес по бортам командирской башни.

clip_image040

Благодаря своим габаритам БТР «Пума» 4x4 может транспортироваться самолетами и вертолетами.

clip_image041


Бронетранспортер БТР-80

clip_image042

Вверху. БТР-80А демонстрирует свои способности по преодолению пересеченной местности. Система централизованной подкачки колес позволяет регулировать давление на грунт.

В течение многих лет на вооружении Советской, а позднее и Российской Армии стояли как колесные, так и гусеничные БТР и БМП. У каждого типа машин были свои преимущества: колесные машины были более мобильные, а гусеничные имели лучше проходимость и могли быть вооружены более мощным вооружением.

Первым бронетранспортером с колесной формулой 8 х 8 в Советской Армии был БТР-60. Его сменил БТР-70, на смену которому пришел БТР-80. Все они были разработаны на Горьковском автозаводе, а строились на ГАЗе и Арзамасском машиностроительном заводе. Разработка БТР-80 началась в конце 1970-х годов, а производство и поставка в войска - в начале 1980-х.

Компоновка всех эти бронетранспортеров одинакова - командир и водитель впереди, сразу за ними башня на крыше корпуса, десантное отделение в средней, а моторно-трансмисси- онное - в кормовой части корпуса. По сравнению с БТР «Пирана» (колесная формула 8x8) швейцарской фирмы MOWAG компоновка БТР-80 имеет существенные недостатки, связанные с расположением двигателя в корме. Спешивание десанта осуществляется через люки в крыше и двери в бортах между второй и третьей осями. Верхняя часть боковой двери открывается вперед, а нижняя - вниз, образуя ступеньку.

Одноместная башня с ручным приводом вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКВТ. На задней стенке башни смонтированы шесть 81-мм гранатометов для постановки дымовых завес. Для ведения огня десантом в бортах предусмотрены бойницы с шаровыми опорами. БТР-80, так же как БТР-60 и БТР-70, является плавающим. Движение на плаву осуществляется с помощью двух водометов, размещенных в корме корпуса. Перед спуском в воду выдвигается водоотражающий щиток и включаются водооткачиваю- щие насосы.

В состав стандартного оборудования входят система защиты от ОМП и приборы ночного видения для командира, наводчика и водителя.

Колеса двух передних осей являются поворотными. Рулевое управление с гидроусилителем. Система централизованной подкачки колес регулирует давление на грунт. Установленная в носовой части машины лебедка позволяет вытаскивать другие машины и саму себя при преодолении препятствий. Некоторые БТР-80 были оснащены динамической защитой для предотвращения поражения кумулятивными боеприпасами. На базе БТР-80 созданы командирский БТР-80К, самоходное 120-мм орудие БТР-80 2С23, машина РЭБ БТР-80 СПР-2, бронированные медицинские машины серии БММ и ремонтно- эвакуационная машина БРЭМ-К

clip_image043

Справа. БТР-80А вооружен 30-мм пушкой 2А72, такой же как и у БМП-3. Дальность стрельбы этой пушки бронебойно-трасси- рующим снарядом составляет 4000 м.

clip_image044

Внизу. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К создана на базе БТР-80. Она оснащена А-образной кран-балкой и жесткой сцепкой для буксировки.

clip_image045

Кроме того, предлагалось использовать шасси БТР-80 для создания машин гражданского назначения, в том числе для противопожарной службы. На этот вариант вместо башни предполагалось установить 22-ствольную установку для отстрела огнегасящих зарядов.

Дальнейшим развитием БТР-80 стал БТР-80А, оснащенный одноместной башней с лафетом на крыше, на котором установлены 30-мм пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Прорабатывается также возможность установки на машину и других вариантов вооружения, в том числе башни «Кливер» с четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами «Корнет» и 30-мм пушкой. Эта башня предлагалась для установки на российские БМП-1 и БМП-2, а также на бронированные машины западного производства. Возможна установка на БТР-80 и дизельного двигателя фирмы «Камминс».

clip_image046

Наиболее крупный парк БТР-80 имеется у Венгрии, Казахстана, России, Туркмении, Турции, Узбекистана и Украины.


Многоцелевая бронированная машина ARTEC MRAV

clip_image047

Компьютерное изображение бронемашины MRAV. При ее разработке учитывается необходимость переброски машины по воздуху и используются элементы технологии «стелс». Поставки должны состояться в период с июня 2006 по март 2009 года.

Программа создания многоцелевой бронированной машины ARTEC MRAV (Multi-Role Armoured Vehicle), как, впрочем, и многих других европейских бронированных машин, имеет весьма интересную историю. Разрабатывать БМ начинали три страны - Франция, Германия и Великобритания. Первая позднее вышла из проекта и пошла собственным путем, начав разрабатывать новую БМП VBCI (Vehicule Blinde de Combat d'lnfanterie), которая к концу первого десятилетия XXI века должна сменить состоящую на вооружении французской армии гусеничную БМП АМХ-10Р. Германии и Великобритании БМП была не нужна. Им требовалась многоцелевая машина, которая могла бы решать различные задачи, в том числе бронетранспортера и командно-штабной машины. В Великобритании эта машина получила название MRAV, а в Германии - GTK (Gepanzertes Transport Kraftfahrzeug). В 1999 году обе страны заключили контракт на разработку MRAV с вновь образованным концерном ARTEC (ARmoured TEChnology) со штаб-квартирой в Мюнхене. В его состав вошли германские компании «Краусс-Маффей-Вегманн», «Рейнметалл ландсистем» и британская «Элвис виккерс». По условиям контракта предполагалось построить по четыре прототипа для каждой страны.

Позднее к проекту присоединились Нидерланды, для которых также должно быть построено четыре прототипа. Предполагается, что каждая страна закажет для своих вооруженных сил по 200 машин. Процесс разработки прототипов, как это часто бывает, затянулся, и к 2002 году ни один из них еще не был готов. Существует мнение, что MRAV слишком велик и тяжел для решения потенциально возлагаемых на него задач и что большее внимание следовало бы уделить машине для сил быстрого реагирования. В настоящее время боевой технике, способной перебрасываться по воздуху с помощью тактических транспортных самолетов, таких как С-130 «Геркулес» американской компании «Локхид-Мартин», уделяется особое внимание. Предполагается, что производство различных подсистем для сборки MRAV будет организовано во всех трех странах. Некоторые системы, в частности аппаратуру связи и вооружение, каждая страна будет выбирать для себя сама.

Компоновка MRAV весьма необычна. Машина как бы состоит из двух частей: шасси с моторно-трансмиссионным отсеком и отделением управления, и специализированным модулем в кормовой части, который при необходимости можно отстыковывать.

Характерной особенностью MRAV является высокая степень защиты от пуль стрелкового оружия, осколков снарядов и мин, а также от противотанковых мин. Машина оснащена также систе- мой защиты от ОМП. В конструкции корпуса применены элементы технологии «стелс», в том числе снижающие тепловую и акустическую сигнатуры.

Для сокращения расходов на производство и обслуживание при создании MRAV в максимальной степени используются проверенные и находящиеся в производстве узлы и агрегаты, в том числе двигатель, трансмиссия и другие компоненты моторно- трансмиссионной группы. Базовая модификация машины имеет экипаж из трех человек (командир, наводчик и водитель) и сможет перевозить восемь полностью экипированных пехотинцев, а также запасы материальных средств на 1~2 суток. Спешивание десанта будет производиться через кормовую аппарель. Предполагается, что машина будет вооружена 40-мм автоматическим гранатометом и 12,7- или 7,62-мм пулеметом, установленными в башне или на лафете с дистанционным управлением. Установка вооружения на лафет позволит снизить высоту и массу машины, а также освободит дополнительное пространство внутри корпуса для размещения дополнительного личного состава или имущества.

MRAV будет оснащена также приборами ночного видения различного типа, системой централизованной подкачки шин, гидроусилителем рулевого управления и антиблокировочной системой торможения.

Уже разрабатывается несколько специализированных модулей для машины. В частности, Великобритания и Нидерланды заказали бронированную медицинскую машину для оказания первой помощи раненным на поле боя и эвакуации их в тыл. Этот модуль будет иметь более высокую крышу для увеличения полезного объема и удобства работы медперсонала. Кроме того, разрабатываются подвижные узел связи и машина РЭБ, транспортер для перевозки грузов, разведывательная, командно- штабная и ремонтно-эвакуа- ционная машины, а также самоходные минометы (81 и 120 мм) и противотанковые ракетные комплексы.

clip_image048


Бронетранспортер Пандур

clip_image049

«Пандур» может быть оснащен различными системами наблюдения и вооружения. На рисунке показан вариант с пулеметом и двумя пусковыми установками противотанковых ракет НОТ, а также приборами обнаружения на вьщвигающейся мачте. С помощью компьютерного моделирования корпусу машины была придана форма с наименьшей площадью эффективного рассеивания, снижающая радиолокационную заметность.

В 1979 году австрийская фирма «Штайр-Даймлер-Пух» в инициативном порядке начала разработку бронетранспортера «Пандур» с колесной формулой 6x6, широко используя при этом узлы и агрегаты гражданских автомобилей. В 1985 году начались испытания двух прототипов, рассчитанных на экипаж из двух человек и восемь мест для пехотинцев, а в 1986-м была построена пробная партия из шести машин.

Машины семейства «Пандур» производятся в Австрии фирмой «Штайр-Даймлер-Пух» и в США фирмой «АВ текно- лоджи интернейшнл» (подразделение компании «Дженерал Дайнемикс»). Они состоят на вооружении сухопутных войск Австрии (68 единиц с 1996 года), Кувейта (70), Бельгии (60) и Словении (70). Армия США также заключила контракт на поставку 50 машин с навесным бронированием.

Существует две разновидности базовой модификации «Пандур» - с увеличенной средней частью («А») и с плоской крышей («В»). На их базе созданы бронетранспортеры с башенками и башнями (в том числе AV-30 и боевая машина поддержки морской пехоты США) и вооруженные пулеметами, боевые машины пехоты с более мощным вооружением, разведывательные машины с 25-, 30- или 35-мм пушками, боевые машины с 90-мм пушкой и различные самоходные минометы, а также машины обеспечения (командно-штабные, медицинские, инженерные, тылового обеспечения и другие). В сентябре 2001 года фирма «Штайр-Даймлер-Пух» начала испытания бронетранспортера «Пандур-2», который имел увеличенную колесную базу, модернизированный корпус и более мощный дизельный двигатель «Камминс» ISC 350 (265 кВт/ 355 л. е.). Было создано два варианта этой машины - с колесной формулой 6 х 6 и 8x8. Первым прототипом машины 8x8 стала БМП с 30-мм пушкой и системой централизованной подкачки шин.

Варианты машины для разведки и огневой поддержки оснащены вращающейся башней LCTS фирмы «Коке- рил» с электромеханическим приводом, 90-мм пушкой Мк 8 (углы вертикальной наводки от -9° до +20°) и двумя 7,62-мм пулеметами (один спарен с пушкой, другой установлен на командирской башенке). По бортам башни смонтированы два четырех- ствольных гранатомета для постановки дымовых завес. Место наводчика оснащено комбинированным (дневной и ночной) прицелом со стабилизированным визиром и лазерным дальномером. Командир имеет на своем месте панорамный дневной прицел со стабилизированным визиром и монитор с информацией по тепловому каналу от прицела наводчика. БТР вооружен 12,7-мм пулеметом М2НВ со щитком на вращающемся на 360° лафете и 7,62-мм пулеметом MG3. Для наблюдения за местностью водительское место оснащено тремя приборами наблюдения, а командирская башенка - пятью.

По бортам башни смонтированы по шесть гранатометов для постановки дымовых завес. Плавающий вариант БТР «Пандур» имеет удлиненную выхлопную трубу и два водомета. Корпус, сваренный из броневых листов, обеспечивает защиту спереди (в секторе 60°) от 12,7-мм пуль, а с остальных направлений - от 7,62-мм. Предусмотрены меры по снижению шумности двигателя и выхлопа, а также инфракрасной заметности (на поверхность корпуса нанесена специальная краска).

clip_image050

Плавающий БТР «Пандур» с колесной формулой 6x6 завершает преодоление водной преграды. В кормовой части машины виден водомет. Спешивание десанта осуществляется через две открывающиеся наружу двери в корме и три люка в крыше.

clip_image051


Бронетранспортер ХА-200

clip_image052

Многоцелевой бронетранспортер ХА-200 разработан и производится в Финляндии. Он может быть оснащен башнями различного типа.

Бронетранспортер ХА-200 с колесной формулой 6 х 6 является новейшей машиной семейства ХА финской фирмы «Патрия виклз» (ранее называлась «Сису виклз»), насчитывающего более 700 единиц. К 2004 году финской армии должно быть поставлено 100 БТР ХА-200, шведской армии поставлено 104 ХА-202 (86 БТР XA-203S и 18 командно- штабных машин XA-202S) и еще 64 должно быть передано к 2004 году. Норвегия заказала 32 таких БТР. Кроме базовой модели, созданной на основе БТР ХА185, разработаны также ко- мандно-штабная и ремонтно- эвакуационная машины, самоходные противотанковый и зенитный ракетные комплексы, медико-санитарная машина, мобильные узел связи и РЯС со складывающейся мачтой, миноукладчик, самоходный миномет и машина радиационной и химической разведки. БТР имеет экипаж три человека и может перевозить восемь полностью экипированных пехотинцев. Доступ в десантное отделение и спешивание осуществляются через две двери в корме машины и два люка в крыше. Корпус машины сварен из стальных броневых листов повышенной прочности, что обеспечивает защиту от стрелкового и крупнокалиберного (до 14,5 мм) оружия, а также осколков снарядов и мин. Силовая установка представлена дизельным двигателем и автоматической трансмиссией с электронным управлением MD 3560PR «Эллисон».

На корпус машины могут устанавливаться башни различного типа, в зависимости от требований заказчика, и с различным вооружением, от 7,62-мм пулемета до 30-мм пушки. Кроме того, ХА-200 может оснащаться пусковыми установками зенитных и противотанковых управляемых ракет, прицелами ночного видения, системами кондиционирования воздуха и защиты от ОМП. Командно-штабная машина ХА-202, созданная базе ХА- 200, разделена внутри на четыре отсека - управления, моторно-трансмиссионный, командный и вспомогательный, в котором установлен вспомогательный дизель мощностью 10 кВт для обеспечения электричеством оборудования командного отсека. Имеется также турельная установка для 12,7-мм пулемета над командирским местом, четыре гнезда для УКВ-антенн, а также дополнительное навесное бронирование, обеспечивающее защиту от 12,7-мм пуль.

ХА-202 может быть оснащен 24-м выдвижной мачтой с гидравлическим приводом. В финской армии проходил испытания ХА-200 с башней AMOS (Advanced MOrtar System - усовершенствованная минометная система), разработанной компанией «Патрия хегглундз» (совместное предприятие финской фирмы «Патрия виклз» и шведской «Элвис хегглундз АБ») и вооруженной двумя 120-мм минометами, заряжающимися с казенной части. Угол горизонтальной наводки этой системы составляет 360°, огонь может вестись прямой наводкой или под управлением цифровой системы различными типами боеприпасов, включая высокоточные боеприпасы «Стрикс» фирмы «Сааб Бофорс». Эти боеприпасы с помощью инфракрасной головки самонаведения наводятся на такие цели, как бронированные машины, на расстоянии до 5000 м.

clip_image053

clip_image054

В случае опасности лобовое и боковые окна отделения управления БТР ХА-200 прикрываются броневыми щитками со смотровыми щелями.

clip_image055


Боевая машина пехоты VBCI

clip_image056

VBCI представляет собой колесную (8 х 8) боевую бронированную машину в вариантах БМП и командно-штабной машины. Она призвана заменить устаревший БТР АМХ- 10Р.

После выхода из совместной с Германией и Великобританией программы MRAV (Multi-Role Armoured Vehicle - многоцелевой бронетранспортер) Франция стала разрабатывать свою собственную машину для замены гусеничного БТР АМХ-10Р, состоящего на вооружении ее сухопутных войск. Предусматривалось построить от 700 до 1000 машин, в том числе не менее 550 БМП и 150 командно-штабных машин. В 2000 году, после проведения конкурса, фирма «Сатори милитари виклз» (совместное предприятие компаний GIAT и «Рено») получила контракт на разработку, производство и полное материально-техническое обеспечение машины, которая теперь известна как VBCI (Vehicule Blinde de Combat d'lnfanterie - боевая бронированная машина пехоты). Контрактом предусматривается создание и проведение испытаний четырех прототипов. Первая серийная машина должна быть построена в 2005 году, а первый батальон этих машин сформ1› рован к 2006-му. Концепция создания VBCI отражает стремление к снижению финансовых затрат как при разработке машины, так и при ее дальнейшем обслуживании и обеспечении. Это стало одной из причин того, что была выбрана колесная схема машины, в которой широко используются узлы и агрегаты гражданских автомобилей.

VBCI имеет колесную формулу 8x8, управляемые четыре передних колеса и систему централизованной подкачки шин. Компоновка машины стандартная - в носовой части водитель (слева) и моторно-транс- миссионное отделение (справа), за ними командир, в средней части башня, а в кормовой - десантное отделение. Оно вмещает восемь полностью экипированных пехотинцев, доступ которых в машину и спешивание осуществляются через кормовую аппарель с дверью. Для ведения огня десантом не покидая машины в бортах и корме имеются амбразуры и смотровые блоки. В варианте БМП VBCI оснащена одноместной башней «Драгар» компании GIAT с 25-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом (боекомплект 620 и 1400 боеприпасов соответственно). На базе VBCI разработаны также самоходные противотанковые комплексы «Эрике» и «Милан». Командно-штабная машина будет весить чуть более 23 т, иметь экипаж из двух человек, штабное отделение на пять человек и вооружена 12,7-мм пулеметом на дистанционно управляемом лафете.

clip_image057


Бронетранспортер VAB

clip_image058

VAB представляет собой обычный колесный БТР, который обладает большей мобильностью, чем гусеничная машина. Его корпус обеспечивает защиту экипажа от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.

По заданию министерства обороны Франции фирмы «Панар» и «Савьем»/«Рено» разработали прототипы БТР с колесной формулой 4 х 4 и 6 х 6, получившие обозначение VAB (Vehicle de I'Avant Blinde - фронтовая бронированная машина). В 1974 году выбор был сделан в пользу прототипа фирмы «Рено». Первый серийный образец поступил в сухопутные войска Франции в 1976-м, а всего для них было заказано около 4000 машин. Темпы производства составляли 50 единиц в месяц. БТР VAB принимали активное участие в операции «Буря в пустыне», а также в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, Камбодже, Ливане, Руанде, Сомали и Хорватии. VAB имела большой успех и на внешнем рынке. Более 1000 машин было продано за рубеж, в том числе Аргентине, Брунею, Индонезии, Катару, Кот-д'Ивуару, Кувейту, Ливану, Маврикию, Марокко, Норвегии, Оману, Объединенным Арабским Эмиратам и Цент рально-Африканской Республике. Крупнейшим покупателем VAB стало Марокко (более 400), которое потеряло часть машин в столкновениях регулярной армии с партизанами движения ПОЛИСАРИО. VAB имеет сварной корпус из стальной брони, в носовой части которого располагаются водитель и командир, который также ведет огонь из установленного на крыше 7,62-мм пулемета. За ними находится моторно-транс- миссионное отделение, а в корме - десантное, соединенное проходом с отделением управления. Доступ пехотинцев в машину и спешивание осуществляются через две двери в корме машины. В десантном отделении они располагаются вдоль бортов по пять человек лицом друг к другу. VAB является плавающей машиной. Движение в воде осуществляется без всякой подготовки за счет вращения колес или при помощи водометов (устанавливаются по отдельному заказу). Все БТР VAB оснащены приборами ночного видения и системой защиты от ОМП.

На базе VAB создано большое семейство машин различного назначения. С 1976 года было произведено более 30 вариантов машины. В это число входят медико-санитарная, командно-штабная, ремонтная и полицейская машины, самоходный 81-мм миномет, транспортер для 120-мм миномета, машина радиационной и химической разведки, самоходные зенитные (со спаренными 20-мм пушками или управляемыми ракетами) и противотанковые комплексы. Последние вооружены противотанковыми управляемыми ракетами НОТ, установленными в башне одного из двух типов, UTM 800 или «Мефисто». Стандартные БТР VAB французской армии оснащены башенкой с 7,62-мм пулеметом. Имеется возможность установки башен с другим вооружением, в том числе 12,7-мм пулеметом, а также 20- или 25-мм пушкой. В ходе эксплуатации БТР VAB французской армией в течение почти 30 лет в различных регионах, в том числе в Джибути, Ираке, Французской Гвиане и Чаде, машина неоднократно подвергалась модернизации. Используя наработанный опыт, фирмы «Рено» и «Меканик Крезо- Луар» разработали модернизированный вариант машины - VAB NG (New Generation - новое поколение). Все подготовительные работы по этой программе завершены, и машина готова к производству.

clip_image059

Вверху. Бронетранспортер VAB 1 -го разведывательного полка Иностранного легиона Франции на песчаном холме в Джибути. Эта машина оснащена башней «Мефисто» с четырьмя пусковыми установками противотанковых управляемых ракет НОТ. Внутри машины хранится еще восемь таких ракет.

clip_image060

Справа. Трехосный VAB в экспериментальной городской/зимней окраске. Имеется возможность переоборудования двухосных БТР в этот вариант, так как корпуса обеих машин имеют одинаковые габариты.

clip_image061


Бронетранспортер Пирана

clip_image062

В зависимости от решаемых задач «Пирана» может быть оснащена различным вооружением, начиная от башни с одним пулеметом и заканчивая 105-мм пушкой в дистанционно управляемой башне.

Семейство бронетранспортеров «Пирана» с колесной формулой 4x4, 6х6и8х8 было разработано швейцарской фирмой MOWAG (в настоящее время принадлежит американской компании «Дженерал Дайнемикс лэнд систеМ3») в конце 1960-х годов, а первый прототип был построен в 1972-м. Сварной стальной корпус машины обеспечивает защиту от пуль стрелкового оружия. Все машины семейства «Пирана» плавающие (движение в воде осуществляется при помощи двух винтов). На них предусмотрена установка приборов ночного видения, а также систем кондиционирования воздуха и защиты от ОМП. В 1977 году Канада приняла решение закупить лицензию на производство трехосного варианта БТР «Пирана». С 1979 по 1982 год отделением «Дизель дивижн» компании «Дженерал моторз Канада» была построена 491 машина для вооруженных сил Канады.

Первоначально производились три версии: боевая машина с тяжелым вооружением «Кугар» с 76-мм пушкой, БТР «Гризли» с 12,7- и 7,62-мм пулеметами и ре- монтно-эвакуационная машина «Хаски». После рассмотрения и оценки целого ряда машин, как колесных, так и гусеничных, США выбрали четырехосный вариант БТР «Пирана» в качестве легкой бронированной машины LAV (Light Armored Vehicle) для своей морской пехоты. Первая машина поступила на вооружение в конце 1983 года. Бронетранспортер LAV-25 оснащен двухместной башней с 25-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. На базе этой машины созданы транспортная, командирская и ремонтная машины, самоходные миномет, противотанковая и зенитная ракетные установки, а также машина РЭБ.

LAV принимали активное участие в войне в зоне Персидского залива, а также были первыми американскими боевыми машинами, которые прибыли в Афганистан на передовую базу морской пехоты в районе Кандагара. В1983 году швейцарская армия испытала, а в конце 1980-х приняла на вооружение трехосный самоходный противотанковый комплекс TOW. Одна из последних модификаций, «Пирана-3» отличается от своих предшественников новым, облегченным корпусом, увеличенным боекомплектом, улучшенной гидропневматической подвеской и трансмиссией, а также хорошо защищена от воздействия мин. Она выпускается в вариантах колесной формулы 6x6, 8x8 и 10x10. При создании машины учтен опыт ее эксплуатации в ходе многочисленных миротворческих операций по всему миру.

Сухопутные войска США в 1984 году вышли из программы LAV, но опыт их участия в операциях последних лет, в том числе миротворческих, показал необходимость наличия на вооружении аэротранспортабельных машин, обладающих хорошими показателями по критерию «стоимость - эффективность». Во время конфликта в Косово оперативной группе «Хок» потребовалось несколько недель для переброски в Албанию. В 1999 году началась разработка перспективной боевой машины FCS (future combat system) для сухопутных войск США, но она поступит на вооружение не ранее 2010 года. Поэтому было принято решение оснастить семь бригад уже находящимися в производстве машинами. В ноябре 2000 года сухопутные войска США заказали 2131 БТР «Пирана-3», а к концу 2001 года первая из бригад была оснащена этими машинами. Помимо самого БТР были заказаны командно- штабная, разведывательная, инженерная и санитарная машины, самоходные 105-мм артиллерийская установка, противотанковый ракетный комплекс и миномет, а также машины передовых артиллерийских наблюдателей и радиационной и химической разведки.

Новейшим представителем семейства «Пирана» является четырехосная машина «Пи- рана-4». Она имеет усиленное бронирование и защиту от мин, оснащена модернизированной силовой установкой MTU мощностью 406 кВт (544 л. е.), гидропневматической подвеской,антиблокировочной системой торможения и системой регулирования тягового усилия. Боевая масса выросла до 24 т, а полезная нагрузка увеличилась до 10 т. «Пира- на-4» может перебрасываться по воздуху самолетом С- 130 «Геркулес». Еще она известна как LAV III и должна поступить на вооружение сухопутных войск Канады, частично заменив ранние модификации машины. Кроме Канады, США и Швейцарии, машины семейства «Пирана» имеются (или еще только заказаны) в Австралии, Гане, Дании, Ирландии, Либерии, Новой Зеландии, Нигерии, Омане, Саудовской Аравии, Сьерра-Леоне, Чили (лицензионное производство) и Швеции. Канада является крупнейшим лицензионным производителем. Лицензия имеется также у британских фирм «Виккерс дифенс систеМ3» и «Элвис виклз».

clip_image063

«Пирана-4» имеет усиленное бронирование и оснащена модернизированной силовой установкой MTU мощностью 406 кВт (544 л. е.), гидропневматической подвеской, антиблокировочной системой торможения и системой регулирования тягового усилия.

clip_image064

clip_image065

You are here: Главная Энциклопедии Танки Современные гусеничные БМП и колесные БТР