Военное образование в России

Новости и учебные материалы

История гражданской авиации России: с возникновения воздухоплавания до 1945 года - Дуглас – DС-3

Дуглас – DС-3

На фоне этих событий и положения с самолетным парком гражданской авиации было оправданным решение правительства о покупке в США лицензии на производство новейшего пассажирского самолета фирмы Дуглас – DС-3. Следует отметить, что скоростные пассажирские самолеты-монопланы появились раньше всего в США, затем в СССР и Германии. Американцы сумели сохранить свое первенство и в последующие годы.

Наглядный пример тому – всемирно известный пассажирский самолет Дуглас DС-3, выпущенный в 1935 г. Это был 2-двигательный, цельнодюралевый моноплан со свободнонесущим низко расположенным крылом. Самолет был оснащен посадочной механизацией (щелевые закрылки), убираемым шасси, винтами изменяемого шага. Благодаря увеличению диаметра фюзеляжа появилась возможность установить в пассажирской кабине третий ряд кресел, и общее число мест достигло 21. Два двигателя мощностью по 850 л.с. обеспечивали максимальную скорость полета 340 км/ч.

Дуглас DС-3 поступил в эксплуатацию в 1936 г. Благодаря большому числу пассажиров и высокой рейсовой скорости он имел в 2 раза большую транспортную производительность, чем Форд «Тримотор», и в 2 раза меньшую себестоимость перевозок. Неоспоримы были его эксплуатационные преимущества и перед основным соперником – самолетом Боинг В-247, развивавшим скорость до 324 км/ч, но перевозившим только 10 пассажиров. К тому же DС-3 оказался простым в производстве и эксплуатации, высоконадежным и долговечным. Поэтому в 1938 г. на долю этого типа самолета приходилось 95 % объема воздушных перевозок в США. Очень важно отметить, что это был первый самолет, дававший доход авиакомпаниям. Благодаря применению на авиалиниях машин этого типа гражданская авиация стала самоокупаемой отраслью, не зависящей больше от государственных дотаций.

Покупка в 1936 г. лицензии на самолет Дуглас DС-3 оказала существенное влияние на развитие гражданской авиации в СССР. На наших заводах с 1939 г. было налажено его массовое производство. В СССР он изготавливался под названием ПС-84 (с 1942 г. – Ли-2). Самолет оснащался двумя отечественными двигателями мощностью 840 л.с. Длина 19,7 м, размах крыла 29 м, полетная масса около 11 т, максимальная скорость на высоте 320 км/ч (некоторые источники указывают, что крейсерская скорость составляла 220 км/ч), практический потолок 5600м, дальность 1100 – 2500 км, продолжительность полета 5 ч. Самолет вмещал 21 пассажира. С вводом его в эксплуатацию значительно улучшились показатели регулярности движения и коммерческой загрузки. К июню 1941 г. Аэрофлот имел в своем распоряжении 72 самолета ПС-84. Они эксплуатировались на важнейших магистралях страны.

Уже во время войны в сентябре 1942 г. самолет получил наименование
Ли-2 по фамилии главного инженера 84-го авиазавода Б. П. Лисунова, много сделавшего для успешного освоения серийного производства этого самолета. Ли-2 хорошо себя зарекомендовал в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Последний вылетавший ресурс Ли-2 был списан в Колымо-Индигирском авиаотряде в 1977 г.

Как бы то ни было, можно отметить, что самолетостроение в СССР в 30-е годы развивалось довольно высокими темпами. А вот создание отечественных авиационных моторов оказалось делом более сложным. До 1932 г. пассажирские самолеты имели в основном моторы иностранного производства. Правительством были приняты решительные меры для исправления сложившегося положения. Первые моторы отечественного производства гражданская авиация получила уже в конце 1931 г. Это были М-15 и М-26 воздушного охлаждения с мощностью, соответственно, 450 и 300 л.с. Позднее появился серийный мотор водяного охлаждения М-17 (по типу БМВ-6) мощностью 500 л.с. За ним последовал М-34 конструкции А. А. Микулина, обладавший мощностью 850 л.с. и ставший родоначальником большой семьи модификаций моторов с мощностью до 2000 л.с.

К 1941 г. советское авиамоторостроение стало крупной отраслью промышленности, имевшей мощную производственную базу, высококвалифицированные кадры конструкторов, производственников и ученых. Хорошо налаженное серийное производство двигателей позволяло уделять большое внимание созданию и совершенствованию опытных моторов как жидкостного, так и воздушного охлаждения.

You are here: Главная Литература Авиация История гражданской авиации России: с возникновения воздухоплавания до 1945 года