Военное образование в России

Новости и учебные материалы

История гражданской авиации России С 1945 года до начала XXI века - Вклад Аэрофлота в развитие отраслей народного хозяйства

Вклад Аэрофлота в развитие отраслей народного хозяйства

В 70-е годы непрерывно возрастала роль гражданской авиации в обслужи-вании народного хозяйства нашей страны. По применению авиации в народном хозяйстве Советский Союз прочно занял 1-е место в мире.

Важное значение придавалось увеличению объемов и совершенствованию работ сельскохозяйственной авиации. Для выполнения авиахимработ в лучшие агротехнические сроки и наиболее эффективного использования самолетов и вертолетов на местах создавались оперативные штабы, включавшие пред- ставителей гражданской авиации, сельскохозяйственных предприятий и других заинтересованных организаций. Эти штабы непосредственно руководили мане- врированием авиационными и наземными средствами, контролировали выпол- нение работ, оперативно оказывали помощь в их успешном проведении.

Широкое распространение в хозяйствах получило строительство опорных баз и аэродромов с твердым покрытием ВПП. Создаваемые в зонах интенсив- ного выполнения авиационно-химических работ базы представляли собой спе- циально оборудованные пункты для обеспечения производственной деятель- ности авиационных подразделений в отрыве от постоянного места базиро-вания. Таких аэродромов к концу 1980 г. в колхозах и совхозах страны насчи-тывалось около 1500 и более 200 находилось в стадии строительства.

В те годы был разработан и внедрен комплекс новых технологических приемов выполнения авиахимработ, в том числе сверхмалообъемное опрыски- вание ядохимикатами вредителей и сорняков, были усовершенствованы спосо- бы борьбы с сорной растительностью на рисовых плантациях, лугах и пастби- щах, методы десикации и дефолиации растений. Площадь сельскохозяйствен-ных и лесных угодий, обрабатываемых авиационно-химическим способом, воз- росла с 86 млн. га в 1971 г. до 100 млн. га в 1980 г.

Весомый вклад вносили авиаторы в строительство нефте- и газопроводов, линий электропередачи в Западной Сибири, Казахстане, Поволжье и на Урале. Этому в немалой степени способствовало и то, что новая авиационная техника в первую очередь направлялась на новостройки в отдаленные и труднодоступ- ные районы страны.

В частности, высокопроизводительные вертолеты нового поколения – Ми-10К, Ми-8 и Ми-2 – все более широко использовались наряду с вертолета-ми Ми-6 и Ми-4 на сооружении нефте- и газопроводов для транспортировки и укладки туб в траншеи, перевозки вахтовых бригад рабочих, буровых устано-вок и различного тяжелого оборудования. В условиях бездорожья и болотис-тых почв они подчас оказывались единственным транспортным средством.

В районах со слаборазвитой сетью наземных коммуникаций авиация находила самое разнообразное применение. Внедрение, например, в 1974 г. в 10 леспромхозах Тюменской области вахтового метода перевозки рабочих с помощью вертолетов позволило не только резко поднять производительность труда лесорубов, но и круглый год вести заготовку древесины в труднодоступ- ных лесных массивах, что давало большой экономический эффект.

Неослабное внимание уделялось бесперебойному авиационному обеспе- чению строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. При обслуживании изыскательских экспедиций, а затем строителей ежегодно перевозились десятки тысяч пассажиров и десятки тысяч тонн грузов. Были организованны регулярные полеты по расписанию как между узловыми пунктами по трассе БАМа, так и от них – в аэропорты магистральных воз- душных линий. Все заявки строителей БАМа на авиаобслуживание обеспечи- вались полностью.

Не только практика строительства, но и эксплуатация трубопроводов и ли- ний электропередачи в труднодоступных районах со всей очевидностью под- твердила высокую эффективность применения вертолетов в самых различных ситуациях. В 1978 г., например, произошел разрыв магистрального газо- провода, связывавшего месторождения Надыма и Уренгоя с центром страны. Экипажи вертолетов быстро доставили к месту аварии, находившемуся в тайге среди непроходимых болот, специалистов и оборудование. Газовая магистраль была восстановлена.

С каждым годом все более видное место в работе гражданской авиации занимали геологическая разведка и аэрофотосъемка. В условиях, когда отно- сительно легкодоступные месторождения полезных ископаемых в большин-стве своем были уже открыты, аэрофотосъемка, аэромагнитная и аэрогеофизи-ческая съемки, как никакие другие методы, способствовали непосредственному открытию новых залежей ценного сырья для промышленности, особенно в отдаленных районах.

С помощью снимков, сделанных с воздуха и из космоса, советские ученые создали научно обоснованные геологические карты территории нашей страны, давшие возможность определить основные черты геологического строения различных районов, выявить закономерности распространения полезных ископаемых, разработать планы наземных исследований.

Использование новых образцов бортового и наземного оборудования дало возможность применять наряду с традиционными видами воздушных съемок (визуальная, аэрофотосъемка, аэромагнитная, аэрогеофизическая) такие эф- фективные методы поиска полезных ископаемых как аэроэлектро- и аэрогра- виразведка.

Вместе с тем появление многослойных фотопленок позволило произво-дить съемки земной поверхности в условных тонах, выделяющих интересую-щие геологов объекты. Все более активно проводились и радиолокационные воздушные съемки. Особенно эффективным стал аэрогеохимический метод, основанный на выявлении газовых ореолов, образующихся в атмосфере над за-лежами рудных тел летучими металлоорганическими соединениями и мине-ральными аэрозолями.

Помощь оказывалась не только геологам. Аэрофотосьемочные экипажи вели разведку трасс будущих оросительных каналов, нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередачи, железных и шоссейных дорог. С помощью воздушных съемок осуществлялся контроль мелиративного состоя- ния огромных земельных массивов.

С внедрением специализированного аэрофотосъемочного самолета Ан-30 успешно решалась проблема высотной аэрофотосьемки, расширился диапазон масштабности воздушного фотографирования.

Высококачественно и в заданные сроки была выполнена воздушная съемка территории, прилегающей к полосе Байкало-Амурской магистрали, сельскохо-зяйственных угодий в Нечерноземной зоне Российской Федерации, лесных массивов в некоторых районах страны, пострадавших от пожаров. Только в 1971 – 1975 гг. с воздуха была сфотографирована площадь в 28 млн. кв. км.

Традиционно, как и в прежние годы, в 70-х годах авиаторы продолжали оказывать помощь ученым, морякам и полярникам в комплексном исследо- вании Арктики, освоении Северного морского пути. Полярные авиаторы надежно обеспечивали развертывание научно-исследовательских работ на дрейфующих полярных станциях «СП», устанавливали на льду автоматические метеостанции, вели планомерную ледовую разведку и проводку караванов судов, для чего широко использовали самолеты разных типов, а также вертолеты, базировавшиеся на борту морских судов.

В 1977 г. произошло знаменательное событие в истории освоения советскими людьми Арктики. Атомный ледокол «Арктика», преодолев ледовый покров Центрального полярного бассейна, достиг географической точки Северного полюса. В числе первооткрывателей были и авиаторы. Они вели ледовую разведку, передавали на борт ледокола карты ледовой обстановки, помогая морякам прокладывать курс к вершине земного шара.

Немало славных дел совершил в 70-е годы личный состав гражданской авиации и в Антарктиде, где работы проходили в исключительно сложных климатических условиях. Несмотря на то, что разреженный воздух высокогор- ного плато и крайне низкие температуры, доходившие порой до минус 80°С, сильно затрудняли работу экипажей, с помощью авиаторов в Антарктиде было создано 6 постоянных советских научных станций. Экипажи самолетов и вертолетов поддерживали постоянную связь между станциями, удаленными одна от другой более чем на 1000 км. Авиаторы перевозили научный персонал, различные грузы, вели ледовую разведку для определения наиболее безопасных путей прохода экспедиционных судов к пунктам разгрузки.

Во второй половине 70-х годов в Антарктиде с помощью самолетов Ил-14 и Ан-2 ученые наладили регулярные аэрометеорологические и геофизические наблюдения, выполнили обследования и аэрофотосъемку берега в районе стан- ции «Мирный». Была проведена аэрофотосъемка ледников и обширных участ- ков поверхности Антарктиды с целью создания ее географических и геофизи- ческих карт.

Морские суда, доставлявшие в Антарктиду научный персонал, продоволь-ствие, оборудование, горючее, осуществляли переход туда за полтора месяца. Ускорить перевозки могли только самолеты большой грузоподъемности и об-ладавшие значительной дальностью полета. Таким самолетом стал специально оборудованный Ил-18Д (дальний). В 1980 г. самолет выполнил рейс из Москвы в Антарктиду на научную станцию Молодежная по кратчайшему пути через Ближний Восток, Африку, Индийский океан. Расстояние почти в 16 тыс. км было преодолено за 26 летных часов. На практике была доказана возможность строительства в суровых антарктических условиях снежно-ледовых аэродро-мов, способных принимать тяжелые самолеты с колесным шасси. Появилась возможность быстро доставлять в Антарктиду специалистов, срочные грузы, различную аппаратуру, продовольствие, медикаменты.

You are here: Главная Литература Авиация История гражданской авиации России С 1945 года до начала XXI века