Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Влияние зимних условий на организацию и технику разведки зимой - Ограниченность количества дорог

Ограниченность количества дорог и трудность передвижения войск вне дорог

Глубокий снежный покров, заносы и метели затрудняют передвижение пехоты без лыж, обоза и артиллерии - без специальных санных установок, а также механизированного транспорта - без специальных приспособлений. Для расчистки существующих дорог от снега или для прокладки новых требуется большая затрата времени и труда. В прошлые зимы, как показал опыт войны, действия немецко-фашистской армии были в основном привязаны к дорогам. Эту особенность умело использовали разведчики Красной Армии, смело проникая на лыжах в тыл немецких частей и подразделений и успешно выполняя боевые задачи по разведке.

Зимой сеть дорог резко меняется. Часть летних дорог и тропы заносятся снегом и не используются местным населением и войсками. Иногда вместо старых дорог прокладывают новые, которые на картах не обозначены. Поэтому зимой войска должны организовывать разведку дорог заблаговременно. Разведывательные органы, получив такую задачу, движутся на лыжах по дорогам и параллельно им. Какая бы задача ни ставилась командиру разведывательного органа, он обязан попутно разведывать маршрут и по возможности собирать сведения о состоянии проезжей части близлежащих дорог. Вот почему при постановке командиру разведывательного органа боевой задачи штаб должен постоянно указывать порядок охраны дорог противником. Эти сведения помогут командиру разведывательного органа наметить места наиболее выгодного перехода через дороги, встречающиеся по пути движения разведчиков.
Дороги, занесённые снегом, не только отрицательно влияют на передвижение разведчиков, но затрудняют им ориентирование на местности, поэтому разведчик должен пользоваться для ориентировки и другими местными предметами.
Пехота движется без лыж по накатанным снежным дорогам со скоростью 3-4 км в час. Скорость движения пехоты вне дорог зависит от глубины и состояния снежного покрова. При глубине снега 30-50 см колонна пехоты может развить скорость до 2 км в час, при глубине снега 50-75 см - не более 1 км в час. Если глубина снега свыше 75 см, то для передвижения колонн пехоты потребуется строительство колонного пути. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы в зимнее время пехота и в первую очередь разведывательные подразделения всегда действовали на лыжах.

Краткость светлого времени

Вследствие того, что зимние дни коротки, войска зачастую вынуждены действовать ночью. Естественно, что наши войсковики-разведчики также не всегда сумеют подготовиться к своим действиям в светлое время, поэтому часть задач, связанных с подготовкой разведывательной операции, следует разрешать в тёмное время суток.
При полнолунии в зимние ночи разведчики должны действовать по принципу действий в условиях ограниченной видимости. Если разведывательная операция проводится днём, но в снегопад или в метель, разведчики действуют, как ночью. Продолжительность тёмного времени зимой ограничивает работу авиации и мотомехвойск, особенно действия разведывательной авиации, так как даже в лунные ночи наблюдение с воздуха затруднено. Частые же метели, бураны и снегопады затрудняют полёты в дневное время, поэтому войсковую разведку в зимнее время следует планировать более тщательно, чтобы её можно было вести интенсивно и непрерывно, с глубоким прониканием в тыл врага. Лишь таким образом можно будет компенсировать ограниченность действий авиационной разведки.

Трудность ориентирования

Трудность ориентирования на местности в зимнее время вызывается следующими причинами:

  • белый снежный покров делает местность однообразной;
  • особенности рельефа сглаживаются снегом, часть летних дорог, имеющихся на картах, вследствие заносов не используется;
  • небольшие реки, ручьи, озёра заносятся снегом и русла их и берега трудно наблюдаемы даже с близлежащей местности;
  • количество светлого времени ограничено;
  • в условиях снегопада и метелей ориентироваться по небесным светилам нельзя.

Всё это заставляет разведчиков уметь хорошо ориентироваться при помощи компаса, двигаться по азимуту, уметь в процессе движения определять пройденную дистанцию промером шагов, а при ходьбе на лыжах измерять расстояние по времени (в часах).
Движение требует особой тренировки и умения ориентироваться ночью по звёздам и компасу, днём - по компасу, часам, солнцу, камням и деревьям.

Увеличение дальности наблюдения

В ясную зимнюю погоду дальность наблюдения увеличивается, особенно за целями, которые хорошо проектируются на снегу (бойцы в обычном обмундировании). Зимой более вероятны ошибки при определении дистанции до обнаруженных целей. В солнечные дни снег обильно отражает лучи света, поэтому вести наблюдение без специально затемнённых (горных) очков против солнца трудно.
При отсутствии специальных очков приходится чаще сменять наблюдателей, чтобы не утомлялось их зрение и не притуплялась бдительность.

Увеличение слышимости

В ясные морозные зимние ночи слышимость увеличивается, поэтому разведчики должны соблюдать осторожность и тишину. В то же время опытный разведчик должен уметь использовать в своих интересах особенность тихих морозных ночей; по хрусту снега легко обнаружить движение часового, поста, наличие секрета, засады, вообще присутствие противника.

Маскировка препятствий

Снег часто скрывает искусственные препятствия и заграждения, установленные противником. Дерево-земляные сооружения, брустверы окопов и огневых точек, занесённые снегом, сливаются с окружающей местностью. Если снег покрывает искусственные и естественные ямы, а также канавы и всевозможные ловушка, устроенные противником, то их трудно отличить от окружающей местности даже на близком расстоянии. Эти особенности должны быть учтены разведчиками. Они обязаны тщательно и заблаговременно изучить по карте маршрут движения и в момент самого движения к объекту вести дополнительную разведку.

You are here: Главная Литература Войсковая разведка Влияние зимних условий на организацию и технику разведки зимой