Психологическая коррекция - Ассоциативная методика психической саморегуляции
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Ассоциативная методика психической саморегуляции
Это методика ПСР с использованием элементов эриксонианского гипноза и НЛП, что позволило расширить контингент обучаемых, за счет модификации семишаговой модели М.Эриксона, адаптированной для группового использования; создать более дифференцированные, приемлемые и оптимальные для каждого обучаемого ключей доступа за счет создания их самим пациентом в состоянии саморегуляции под руководством врача;решить некоторых частных проблем пациента с помощью достаточно простых психотехник, используемых в НЛП, на фоне достигнутого состояния саморегуляции (по другой терминологии "трансового состояния", "состояния аутогенного погружения").
Методика апробирована в клинике психиатрии Военно-медицинской академии. При сравнительном анализе, а также по заключениям лечащих врачей была выявлена ее высокая эффективность. Возможно применение методики как в качестве психотерапевтической (с целью лечения психических заболеваний), так и психокоррекционной (с целью коррекции различных предпатологических психических состояний у практически здоровых людей).
Описание методики
Ассоциативную методику психической саморегуляции (АПСР) оптимально проводить в закрытой группе из 10-12 человек. Цикл состоит из 10 ежедневных занятий в форме гетеротренинга под руководством врача продолжительностью около часа.
На первом занятии проводится подготовительная беседа, в задачи которой входят: знакомство с понятием транса (ИСС) "как особого состояния саморегуляции", его краткая характеристика (невербальность, состояние релаксации, отдыха и покоя); создание мотивации на освоение методики, которое включает формирование в ходе занятий установки на позитивные изменения, уверенности в своих силах и наличия необходимых для этого внутренних ресурсов.
Второе - четвертое занятия - обучение вхождению в особое состояние саморегуляции с помощью ведущего.
Пятое - седьмое занятия - формирование индивидуальных "ключей доступа" и обучение самостоятельному вхождению с их помощью в это состояние.
Восьмое - десятое занятия - закрепление навыков самостоятельного вхождения в состояние саморегуляции и обучение правильному формированию желаемой цели для достижения желаемых результатов. При этом десятое занятие является итоговым и проводится самостоятельно под контролем ведущего.
Каждое занятие, за исключением вводного, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части в доступной форме излагаются цели занятия, проводится инструктаж участников и даются ответы на вопросы; в основной
- обучение в соответствии с целью занятия; в третьей, заключительной - опрос с целью получения обратной связи, объяснения возникающих феноменов, даются ответы на вопросы. Продолжительность вводной части - 10 мин, основной - 35 мин, заключительной - 15 мин.
На вводном занятии необходимо решить следующие задачи:
1. Сформировать уверенность в своих силах, наличии внутренних ресурсов, необходимых для процессов самооздоровления. Приводятся примеры, при этом указывается, что каждый человек обладает внутренними резервами, механизмами саморегуляции и саногенеза (например, естественное, без лечения, заживление ран, естественный сон, регуляция внутренних функций организма и т.д.).
2. Ознакомить с понятием психической саморегуляции, которое определяется через способность входить в "особое состояние", характеризующееся возросшей управляемостью своим психоэмоциональным и физическим состоянием. Приводятся некоторые характеристики этого состояния - редукция внутреннего диалога, релаксация, приятное чувство отдыха и покоя. Подчеркивается, что в этом состоянии наше "Я" лишь наблюдает за происходящими изменениями и при этом не следует пытаться анализировать происходящие во время сеанса изменения и тем более вмешиваться в них, а "просто довериться мудрости своего организма, процессам саморегуляции, протекающим в нем".
3. Создать мотивацию (активную установку) на освоение методики. Разъяснить доступность и пользу освоения "особого состояния" ПСР с помощью предлагаемой методики с целью достижения в короткие сроки состояния релаксации, возможности полноценно отдохнуть, восстановить силы самостоятельно решить свои проблемы. Приводятся соответствующие примеры. Подчеркивается необходимость выполнения инструкций во время занятий и самостоятельной работы в дальнейшем.
4. Ответить на вопросы. Обучение вхождению в состояние ПСР под руководством ведущего (со 2-го по 4-е занятия). Состоит из двух частей.
1. Вводная часть. Вкратце повторяются основные идеи вводного занятия. Подчеркивается необходимость "активного сотрудничества", выражающаяся в направленности внимания во время проведения основной части на слова ведущего, музыку и возникающие ощущения. Разъясняется, что в этом состоянии могут возникать различные психические феномены (телесные ощущения, зрительные образы, звуки, отдельные непроизвольные движения и т.д.), необходимые для "позитивных, полезных, желаемых изменений". (Создается "неопределенная конструктивная установка", направленная на ожидание этих полезных изменений и активацию подсознательных процессов, нужных для них.)
2. Основная часть. В основу обучения вхождения в состояние саморегуляции методикой АПСР положена модификация семишаговой модели М.Эриксона наведения трансового состояния в такой последовательности: при инструктаже обучаемым предлагается принять удобную, "открытую" позу, примерно одинаковую для всех; сконцентрировать внимание на каком-либо объекте, уделяя особое внимание дыханию; организовать речь так, чтобы разделить подсознание и сознание обучаемых; сообщить обучаемым о наблюдаемых у них признаках транса; дать установку на "ничего-не-делание"; использовать транс для достижения цели; произвести возвращение из транса.
Адаптированные методики нейро-лингвистического программирования
Данные методики входят в рамки нейролингвистического программирования (НЛП) и адаптированы для военнослужащих. Их высокая эффективность у данной категории доказана сотрудниками клиники психиатрии ВМедА.
Техника интеграции якорей . Методика проста, обладает большой терапевтической широтой и позволяет значительно редуцировать невротическую симптоматику уже на начальных этапах работы. Ее применение особенно желательно при фиксации пациента на негативных аспектах своего жизненного опыта.
Схема проведения.
1. Определить негативное состояние (неприятные воспоминания, эмоции, мысли и т.д.).
2. Обеспечить "доступ" к этому состоянию. Иначе говоря, пациент должен пережить его в ассоциированном виде или актуализировать негативное состояние. Возможный вариант инструкции: "Вспомните это состояние (событие) так полно, насколько это возможно для Вас. Войдите внутрь себя настолько глубоко, насколько Вам нужно, чтобы вновь вспомнить и пережить это чувство. И чем более ясно и четко Вы вспоминаете, чем более полно Вы вновь ощущаете происходящее тогда и переживаете это состояние, тем быстрее и полнее Вы навсегда избавитесь от него в конце нашего сеанса. И как только Вы вновь начнете испытывать это неприятное состояние - кивните мне, поднимите указательный палец или подайте какой-либо другой знак".
3. Дождаться выраженного эмоционального реагирования, определяемого по изменению дыхания, цвета кожи, мимики и т.д.
4. Ввести добавочный стимул в момент наиболее интенсивной реакции или, говоря языком НЛП, "поставить якорь".
Общие принципы постановки якоря: наиболее действенным является использование кинестетических якорей; самое простое и распространенное - прикосновение к колену или руке пациента. Чем необычнее устанавливаемый якорь, тем он лучше запоминается и более эффективен; якорь Вы должны полностью воспроизвести в дальнейшем. Это касается не только места якорения, но и интенсивности, силы прикосновения; длительность якорения определяется индивидуально, однако в среднем от 10 с до 1 мин, в зависимости от интенсивности переживаемой реакции.
5. Выход из негативного состояния. Необходимо тщательно проконтролировать, чтобы пациент полностью вышел из негативного состояния. Это достигается несколькими приемами. Быстро убрав руку с места якорения, резко изменив интонацию, сказать: "Хорошо. Теперь вернитесь назад, сюда, в "здесь и теперь". После этого попросить сделать глубокие вдох и выдох, потянуться. Очень эффективным является любой неожиданный в данной ситуации вопрос или просьба сделать что-то неожиданное. Например: "Кстати, а Вы любите когда идет снег?" или попросить повращать глазами по и против часовой стрелки. Последнее задание кроме реакции удивления часто вызывает смех или замешательство, что способствует более полному выходу из негативного состояния.
6. Найти ресурсное позитивное состояние и обеспечить доступ к нему.
А. Попросить пациента отыскать на основании личного опыта какое-нибудь ресурсное позитивное состояние, в котором он чувствовал или чувствует себя уверенным, спокойным и свободным (подбор определений обуславливается конкретной ситуацией). Можно пояснить, что искомое состояние относится к негативному по принципу контрастности, как "плюс к минусу", "белое к черному" и т.д.. Желательно, чтобы ресурсное состояние находилось в полярных взаимоотношениях с негативным. Возможная инструкция: "И Вы можете вспомнить какую-то противоположную отрицательной ситуацию, в которой Вы вели себя наиболее адекватным и правильным образом. Состояние, в котором Вы были уверены и внутренне независимы. И это могла быть какая-то счастливая случайность или стрессовая ситуация, или тот случай, когда Вы обычно ведете себя наиболее устраивающим Вас образом. И не важно давно это было или недавно. Важно, чтобы Вы не спеша нашли такую ситуацию и дали мне знать об этом".
Б. Обеспечить доступ к ресурсному состоянию. Этот этап проводится по аналогии со вторым шагом.
7. Дождаться выраженного эмоционального реагирования, определяемого по изменению дыхания, цвета кожи, мимики и т.д.
8. Ввести добавочный стимул в момент наиболее интенсивной реакции. Здесь сохраняют силу те же положения, что и в отношении якорения негативной реакции. При этом необходимо учесть, что якорь ресурсного состояния (в дальнейшем "положительный якорь") ставится на противоположной, симметричной области другой рукой (ногой, если использовалось прикосновение стопы психотерапевта к стопе пациента). Например, при якорении отрицательной реакции левой рукой на правом колене ресурсное состояние якорится правой рукой на левом колене.
9. Выход из ресурсного состояния.
10. Сравнение между собой негативного и ресурсного состояний. Пациенту предлагается сравнить между собой оба состояния. Необходимо подчеркнуть, что сравнение происходит по "силе", "эмоциональному (энергетическому) заряду", а не по "приятности", "желательности" и т.д.
Для наглядности и упрощения задания можно применить ряд простых приемов. Например, пациентам с выраженным кинестетическим вектором можно предложить представить, что в одной руке находится негативное состояние, а в другой - ресурсное, и определить, какое из них перевешивает. Лицам с выраженным визуальным вектором можно предложить представить зрительно весы и "взвесить" на них обе реакции.
В результате сравнения возможны два варианта. При первом более сильным оказывается ресурсное состояние. В этом случае переходим к следующему шагу. При втором, негативное состояние "перетянуло" или обе реакции оказались приблизительно равны. Тогда необходимо вернуться на шестой шаг для поиска более сильного ресурса.
Однако возможны ситуации, когда пациент говорит, что не может найти подобного состояния в своем прошлом. В этом случае Вы можете попросить его вспомнить и заново пережить ряд различных позитивных состояний, до тех пор, пока они все вместе не "перевесят" отрицательное. Если пациент утверждает, что никогда в жизни не вел себя подобным образом, можно применить технику "генерации нового поведения" нейролингвистического программирования, описанную выше в методике ассоциативной саморегуляции.
Необязательна, но в ряде случаев очень полезна инструкция пациенту представить эти состояния, сравнивая их между собой в виде наглядных образов или локализуя в определенных областях тела. Такой простой прием часто предоставляет очень интересную информацию для дальнейшей работы. При вынужденном использовании нескольких позитивных состояний очень важно оказывается не только представить в виде конкретных образов, но и проинтегрировать их. Выполняется это так: "Сейчас просмотрите, пожалуйста, все найденные Вами позитивные ситуации и свое в них поведение с наиболее приемлемой для Вас скоростью. И после этого позвольте им слиться, наслоиться друг на друга, чтобы вместо них появилось интегрирующее их всех одно переживание. И при этом Вы сможете увидеть в какой-нибудь ситуации себя, ведущим каким-то новым, более полезным и эффективным образом... Хорошо. И теперь сделайте то же самое с найденными Вами символами Ваших ресурсных состояний. Представьте как они сливаются в какой-то новый интегрирующий их символ." Мы неоднократно убеждались, что такой несложный прием может, с одной стороны, и сам приводить к позитивным изменениям, а с другой, многократно усиливает интенсивность ресурсного состояния.
11. Интеграция якорей. Попросить пациента снова войти в негативное состояние, используя при этом отрицательный якорь, и практически сразу после наложения отрицательного поставить положительный якорь. Таким образом, эти противоположные якоря оказываются установленными одновременно, что приводит к "сшибке" обоих состояний и "аннигиляции" негативного. Происходящий процесс, как правило, хорошо заметен со стороны. Вначале можно наблюдать быструю смену или даже одновременное сосуществование обоих состояний, постепенно сменяющихся выражением спокойствия, легкой релаксации, а иногда
- смехом или удивлением. Дождавшись этого, можно убрать отрицательный якорь и оставить еще на какое-то время положительный для закрепления изменений.
12. Проверка достигнутого результата и синхронизация с будущим. Вначале при разговоре можно затронуть проблемную ситуацию, задействовав при этом негативный якорь. Смешанная реакция или отсутствие реакции свидетельствует о положительном результате. После этого следует попросить пациента вернуться в ранее проблемную для него ситуацию. Отсутствие отрицательной реакции также свидетельствует об успехе процедуры.
Если мы работали не с каким-то психотравмирующим воспоминанием, а с ситуацией, которая может повториться и в будущем, пациенту следует предложить представить наиболее ярко и полно, что он через какое-то время вновь попадет в нее. Если старый паттерн реагирования сменился положительным, то эту проблему можно считать успешно решенной.