Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1 - Основные принципы, методы и задачи военной психологии

Основные принципы, методы и задачи военной психологии

В военной психологии специалистами психологами применяется многообразное количество методов исследования: общенаучных - наблюдение (выборочное, сплошное), эксперимент (формирующий, естественный, лабораторный); конкретно - научных (тесты, анализ результатов деятельности, опрос); метанаучных (математическое моделирование, статистический анализ. Широкое распространение в плане оказания психологической помощи в войсках получили методы описательной психологии (интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, интуиция, идентификация, диалог, биографический метод, интерпретация внутреннего мира другого, герменевтика), а также методы практической психологии, и в частности такие техники как гипноз, психоанализ, бихевиоральная терапия, гештальттерапия, клиент-центрированная терапия, рациональная терапия, логотерапия, транзактный анализ, Т-группы, психодрама, группы встреч, танцевальная терапия, арт-терапия, психосинтез и другие, которые используются в различных школах мировой и отечественной психологии. Но наиболее активно используются в войсковой практике такие методы как наблюдение, эксперимент и беседа.

Принципами военной психологии являются: принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, личностного подхода, единства внешних и внутренних условий, эклектизма.

Принцип детерминизма состоит в том, что психика военнослужащего определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Поведение детерминировано психикой, психика вторична, то есть всякое психическое явление имеет свою причину.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу, а деятельность оказывает формирующее воздействие на сознание.

Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности, то есть психические явления следует изучать в развитии, они формируются и развиваются в деятельности.

Принцип личностного подхода требует учитывать при работе опыт, цели, перспективы военнослужащего, относится к нему как к личности, с учетом его потребностей и интересов. Тесно с ним связан принцип единства внешних воздействий и внутренних условий, свидетельствующий о том, что внешние воздействия в процессе боевой подготовки, психологической работы должны осуществляться с учетом внутреннего состояния воина.

Принцип эклектизма означает, что при выработке ркомендаций по воздействию на военнослужащего должны учитываться теории и практики не какой-либо одной школы, а в зависимости от сложившихся условий и состояния проблемы командирами и воспитательными структурами применялись техники и методики наиболее подходящие именно для данного военнослужащего и ситуации. Кроме того, данный принцип позволяет в практической работе опираться на достижения всех школ и направлений как зарубежной, так и отечественной психологической науки.

Основной задачей военной психологии является исследование тех качеств, которые необходимы воину для достижения победы в бою, а также пути их формирования. К числу частных задач военной психологии относятся: оценка требований, предъявляемых обстановкой современного боя к психологическим качествам воина; раскрытие закономерностей, управляющих поведением и действиями воинов и воинских коллективов в обстановке боевой учебы, службы и особенно боевой деятельности; разработка рекомендаций по изучению индивидуальных особенностей воинов и воинских коллективов; нахождение путей повышения эффективности процессов руководства воинами и воинскими коллективами, их обучения и сплочения; изыскание средств надежной оценки возможностей воинов и воинских коллективов и их целесообразной расстановки по профилям подготовки и выполняемым задачам; разработка путей и средств осуществления психологической подготовки, психологической работы с личным составом подразделения, части, соединения к активным боевым действиям в условиях современной войны; определение средств предупреждения конфликтов, искоренения неуставных взаимоотношений и нарушений воинской дисциплины в подразделении, части; психологическое обеспечение мобилизации, активизации личного состава на успешное выполнение служебных и учебно-боевых задач; вооружение офицеров знаниями военной психологии и формирование психологического склада мышления.

В настоящее время все больше ученые и практики начинают обращаться к тем задачам, которые были поставлены перед военной психологией в 20-30 –е годы ХХ столетия Н.Н.Головиным, в частности: изучение проблем человеческого подсознания, разрешение вопроса поиска приемов связывания психологии действующих войск и психологии высших штабов, осуществление психологической экспертизы приказов и принимаемых решений.

Таким образом, военная психология - это отрасль психологической науки, составная часть военной науки, опирается на исследования других наук, по задачам изучения закономерностей поведения воина в бою и выработке рекомендаций для командиров является наукой фундаментальной и прикладной, обслуживает воинскую и боевую деятельность.

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1