Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1 - Превращение военной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки

Превращение военной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки

Со средины XIX века произошло становление военной психологии, как самостоятельной отрасли психологических знаний. Область исследования военной психологии – это явления связанные с боем, личностью военнослужащего, групповой воинской деятельностью. Это выражено в том, что: складывается понимание предмета; осуществляется разработка методов военно-психологических исследований; четко выделяются направления исследований; происходит образование системы военно-психологических знаний.

Превращение военной психологии в самостоятельную отрасль определялось вычленением и определением своего предмета, методов и задач, воплощением раскрытых закономерностей в практике военного дела. Это выразилось: в появлении первых программ построения военной психологии (Н.А.Корф, А.П.Нечаев, Г.Е.Шумков); в создании самостоятельных психологических НИИ: экспериментальной лаборатории в ВМА, экспериментальной психологической лаборатории на педагогических курсах управления ВУЗов, лабораторий в кадетских корпусах; в образовании Отдела военной психологии в обществе ревнителей военных знаний; во введении разделов военной психологии в журналах «Военный сборник», «Педагогический сборник», газетах «Русский инвалид», «Разведчик», появлении статей о военной психологии в «Военно-медицинском журнале», «Психиатрической газете»; в преподавании психологии на педагогических курсах при педагогическом музее ВУЗов как учебной дисциплины, основ знаний военной психологии в военных училищах и академиях, в курсе тактики, военной администрации и военной гигиены; в росте публикаций посвященных военной психологии

К 1917 году сложилось прочное основание для дальнейшего роста военной психологии. Созданы и функционируют экспериментальные лаборатории в основных психологических центрах: Москве, Петербурге, Тарту (Юрьеве), Казани, Харькове.

Благодаря прошедшим психологическим съездам отечественная психологическая школа заявила о себе в Европе (1906г., 1909г., 1910г., 1913г., 1916г.). В психологии активно работали философы, биологи, физиологи, педагоги, психологи и др. Активно начал работу I-й в России московский психологический институт.

Кроме этого, о превращении военной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки говорит и рассматриваемые ею содержательные проблемы. Это, прежде всего психологическая подготовка людей посредством создания напряженных ситуаций, знакомством с видом боя (петровские военные игры, военные «походы», «сквозные атаки», «сквозные атаки с конницей», стрельба с боевыми патронами); проблемы страха и паники, роль человека в войне и на поле боя (Драгомиров, Головин); структура психики солдата; поведение солдата в бою; психология толпы; подбор и воспитание офицеров; воинская дисциплина; место и роль армии в обществе, государстве; психология войны.

Таким образом, военная психология в России во второй половине XIX - начале XX веков выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, имеющую свой предмет, принципы, метод и структуру знаний. С самого начала истории военной психологии личность воина стала предметом военной психологии. В области социальной психологии военным психологам удалась формулировка классификация групп, психологических явлений, удалось вскрыть механизмы социально-психологических явлений в армии. Боевая деятельность изучалась как специфический вид деятельности, совершаемый во время боя и связанный с риском для жизни.

 

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1