Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1 - Разработка военно-психологических проблем личности бойца и командира

Разработка военно-психологических проблем личности бойца и командира

В самый разгар Великой Отечественной войны Н.Д.Левитов прочитал в Октябрьском зале Дома Союзов (г.Москва) лекцию «Воспитание воли и характера» (2 августа 1944г.), а в последующем написал в статью «Воля и характер бойца» (Левитов Н.Д., 1944). Воля определяется через описание отличительных от непроизвольного действия особенностей волевого акта, таких как мотивированность, сознательная направленность на достижение цели, готовность действовать, принятие обдуманного решения. К волевым качествам бойца он относит: ясность цели; сознание своей правоты; сознание воинского долга; решительность; смелость; инициативу; стойкость; мужество; выносливость; настойчивость; дисциплинированность; выдержку; умение сдерживать порыв; вера в победу.

Исходя из понимания воли и волевых качеств, автор рассматривает пути воспитания и самовоспитания воли: разъяснение; убеждение; воздействие словом; пример; закалку в преодолении трудностей; наказание; поощрение; влияние коллектива, воинской дружбы и товарищества.

Кроме того, П.П.Ферстер изучал воинскую дисциплину и находчивость, а также роль осязания в военном деле; О.А.Черникова посвятила свой поиск решительности; М.А.Коновалов - роли эмоций в боевой деятельности; З.В.Столица исследовал пути воспитания воинов в духе героизма; Е.С.Ситковский - воспитание бесстрашия и презрение к смерти.

Изучалась готовность пойти на таран. Показано, что это свойство, проявляющееся в нужную минуту, типично для советского летчика. Таран как прием воздушного боя сильно воздействовал на летный состав и вызывал боевое возбуждение, боевую активность, порыв и энтузиазм у летчиков, наглядный пример мужества и беззаветного служения Родине, становился средством воспитания высоких волевых качеств, готовности сражаться с врагом, не щадя жизни. Чтобы совершить таран необходимо высокое летное мастерство.

В целом в годы Великой отечественной войны поднимались различные проблемы военной психологии: роль психологии в побуждении командиров к смелым и отважным действиям; как преодолеть неустойчивость, страх бойца в бою; как укрепить дисциплину, боевой дух, мужество; вопрос маскировки (проблема военной хитрости); разведки; вопрос унификации и идентификации; вопрос ночного зрения, выработке глазомера; ускоренного обучения военных специалистов; проблема восстановления психологических функций (после ранения, контузий), посттравматического синдрома. Кроме того, в период Великой Отечественной войны обобщался боевой опыт усилиями участников боев, развивается эмпирическая база, которая не обеспечена теоретически, утверждался новый, личностный подход к солдату как носителю высокой ценностной ориентации, укрепляются гуманистические позиции военной психологии, разработан социально-психологический портрет советского воина, командира, политработника, специалистов других квалификаций, формировалась реальная картина боя, его многочисленных разновидностей, становилось понятным поведение солдата в бою.

В.Н.Мясищев и Д.А.Мидадзе провели анализ и теоретические обобщения пограничных состояний и эмоциональных реакций в боевой обстановке. Выпущена брошюра о работе политрука и в бою, в которой геройский поступок рассматривался как норма поведения в бою, а подготовка к нему – как цель воспитательной работы.

Активно развивалась в годы Великой отечественной войны авиационная психология, которая решала широкий круг исследовательских и практических проблем связанных с психологическим состоянием летчиков, их обучением и подготовкой, реабилитацией после запредельной боевой нагрузки, ранений и летных происшествий, формированием у летного состава высоких морально боевых качеств, разъяснением и распространением боевого опыта, пропагандой мужества, находчивости, стойкости, изучением глубинного и ночного зрения, утомляемостью летного состава в ходе боевых действий.

Наиболее яркие публикации в годы войны можно представить следующей таблице:

Таблица 2

К.Н.Корнилов

«Воспитание моральных качеств», (Красная звезда, 1941г.)

Н.Д.Левитов

«Презрение к смерти рождает героев, кует победу», (Красная звезда, 1941г.).

«Воля и характер бойца», (Военный вестник, 1944г.).

М.П.Феофанов

«Воспитание смелости и мужества» (Советская педагогика, 1941г., №10).

З.И.Ходжава

«Психологические основы боевой деятельности».

Л.Н.Мошава

«Стойкость бойца и психологические основы ее воспитания».

«Психология дисциплины бойца», (Тбилиси,1941г.)

Д.И.Рамишвили

«Психологическая сущность героического поступка и типологии героев», («Психология», т.2, 1943г., Тбилиси).

Р.Г.Натадзе

«Воля как фактор боевой деятельности», (Тбилиси, 1941г.).

Г.А.Фортунатов

«Страх и его преодоление».

А.К.Перова

«Психология смелости и страха в связи с проблемой характера», (Москва, 1945г.),

«Ум и полководца», (МГУ, 1945г.).

Б.М.Теплов

«Ум и воля военачальника», (Военная мысль, 1943г.) – положившая начало разработке психологической проблемы практического мышления.

А.С.Прингашвили

Изучал психологические аспекты паники и дал рекомендации по борьбе с нею (1942г.)

А.Д.Мидадзе

«Об эмоциональных реакциях в условиях боевой обстановки».

Д.Р.Лунца

«Авиационные аварии, связанные с психическими состоянием летчиков».

А.К.Ленца

«Психозы военного времени».

В.Н.Мясищев

«Пограничные состояния военного времени».

В годы войны активно велась разработка собственно военно-психологических проблем личности бойца и командира, в частности психологические аспекты руководства войсками, процесс решения боевых задач на фактическом, оперативном и стратегическом уровне, эмоциональные реакции и особенности состояний в различных условиях воинской деятельности, волевые проявления бойца.

В последующем, работа Б.М.Теплова «Ум полководца» положила начало разработке психологической проблемы практического мышления (теплов Б.М., 1960, с 250-272). На основе анализа индивидуальных особенностей и деятельности А.В.Суворова, Наполеона и др. военачальников была выявлена система качеств мышления полководца, включающая: быстроту и неторопливость; осторожность и смелость; гибкость и устойчивость; возможность охватить целое и детали; предвидеть изменения обстановки; целеустремленно решать задачи в условиях повышенной опасности.

Автор приходит к выводу, что в деятельности военачальника проявляется наглядно-действенное, то есть непосредственно включенное в деятельность образное и отвлеченное мышление.

Б.М.Теплов подчеркнул влияние личностных особенностей в целом, воли и чувств полководца на его интеллектуальные свойства, на продуктивность его мышления. Единство воли, ума и чувств, их гармоническое развитие, является психологической предпосылкой успешной деятельности полководцев. Военачальнику, кроме «выдающегося ума и сильной воли», необходима «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности», то есть эмоциональная устойчивость.

Кроме того, Б.М.Теплов раскрыл: психологическую природу решения боевой задачи; показал роль анализа и синтеза при оценке и принятия решения; важность знания противника, роль планирования; сущность гибкости планов на войне.

Особое внимание уделялось изучению индивидуального подхода к личности летчика с учетом его потенциальных возможностей и степени направленности на летную деятельность. Так, к полетам в индивидуальном порядке были допущены А.П.Маресьев без обеих конечностей ног, И.А.Маликов, с переломом правой ноги. За годы Великой отечественной войны допустили к полетам 60 одноглазых летчиков. То есть получила дальнейшее развитие проблема личностного подхода как общий принцип психологии.

Т.Г.Егоров разработал психологические особенности деятельности и качества командира среднего звена, Ф.И.Георгиев - психологию воинского коллектива, М.В.Венициан, А.Н.Соколова – психологию боя, особенности интеллектуальной деятельности и волевых качеств командира, С.Л.Рубинштейн - вопросы мотивации поведения воинов в бою, самоотверженного поступка.

В годы войны активно проводились исследования, направленные на борьбу с фашисткой идеологией. Ф.Н.Шемякин написал статью «Бандиты и человеконенавистники в роли ученных-психологов» (Шемякин Ф.Н., 1941). Б.М.Теплов в статье «Бунт звериного инстинкта против человеческого разума» критически проанализировал опусы «фюрера немецкой психологии» Иенша, который все содержание психологии свел к «психологическому учению о типах, где высший тип – принадлежит арийской расе». Он формируется не окружением, а проистекает из врожденных импульсов, из «мира крови». Их основная тенденция – это борьба против разума, интеллекта, научного познания, борьба совершенно убежденная и злонамеренная. Но разум человека есть самое могущественное, что создала до сих пор природа. Победа должна быть и будет на стороне разума. Человек победит зверя (Теплов Б.М., 1941).

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1