Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1 - Основные направления познания предмета военной психологии

РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В КОНЦЕ Х1Х-го - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

Основные направления познания предмета военной психологии

Период начала и середина XIX века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Это позволило не только обобщить, но и разработать военно-психологические системы, которые получают своё развитие в трудах Н.Д.Бутовского, И.Маслова, М.И.Драгомирова и особенно Л.Н.Толстого. Отметим, что только за неполные 70 лет средины XIX века Россия участвовала в 4-х крупных войнах и 3-х военных компаниях, общая продолжительность которых составила 11 лет 3 месяца.

Условиями формирования военной психологии как самостоятельной науки выступали: социально-экономические – становление и развитие государственности; идеологические – формирование и закрепление господствующей идеологии (религиозность, монорхизм, народность); военные – создание и укрепление регулярной армии (обучение, воспитание, заблаговременная подготовка войск); научно-теоретические – развитие науки о человеке (философия, педагогика, медицина, физиология, психиатрия, психология).

Этап научного развития военной психологии характеризуется, во-первых, переходом к исследованию сущности психических явлений, их материальной основы и механизма (психика выступает как сложная структура, как совокупность процессов, состояний и свойств); во-вторых, на данном этапе военная психология формируется как самостоятельная отрасль психологической науки.

Основными направлениями в понимании предмета военной психологии являются: психология личности воинов (индивидуальная психология); психология группы, социально-психологические явления в армии; психология воинской деятельности мирного времени; психология боя и войны.

Разработка проблемы личности воина во второй половине XIX века обусловлена военными реформами 1860 – 1870 гг., которые сильно изменили облик армии: произошла демократизация общественного сознания, сокращен срок службы с 25 лет до 6 лет в сухопутных войсках, до 7 лет в ВМФ; поступили на вооружение новые образцы оружия; активно совершенствовались способы ведения войны; изменилось социальное и материальное положение военнослужащих. Другими словами, появились гуманистические традиции морально-этической основы изучения личности воина, возникла потребность в создании системы воинского воспитания, основанная на научных представлениях о психологии воина, был вполне обеспечен вполне достаточен уровень развития общей психологии, позволяющий изучать психологию воина.

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 1