Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 2 - Характеристика основных направлений и школ в военной психологии с послевоенного периода и до настоящего времени

Характеристика основных направлений и школ в военной психологии с послевоенного периода и до настоящего времени

После Великой Отечественной войны развитие военной психологии шло по различным направлениям, основными из которых являлись:

I. Проблема личности советского воина:

а) закономерности проявления и становления личности, содержание духовного облика воина, основных его свойств и особенностей;

б) исследование закономерностей функционирования психологических процессов у военнослужащего в различных условиях учебной, служебной и боевой деятельности (внимания, мышления, речи);

в) проявление психологии чувств воина, их влияние на деятельность, особенности их протекания, эмоциональной устойчивости;

г) анализ воли и волевых качеств воина, особенностей волевого поступка, процесса волевой закалки.

II. Проблема воинского коллектива: раскрывается структура психологии воинского коллектива, специфика взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, обосновываются психологические основы авторитета в коллективе, пути влияния на общественное мнение и настроения, предупреждение отрицательных явлений.

III. Изучаются психологические аспекты боевой деятельности и психологической подготовки личного состава к современной войне:

а) изучалось влияние обстановки боя на психику и боевую деятельность воинов и воинских коллективов: сущность, содержание и пути психологической подготовки; пути поддержания высокой боеготовности, активизации боевой деятельности; пути предотвращения страха и паники;

б) изучались закономерности формирования боевого мастерства, пути укрепления воинской дисциплины, организации службы и др.;

в) резко активизировалась разработка проблем военно-инженерной психологии: осуществлены исследования психических функций воина-оператора, закономерностей функционирования боевой системы «человек-машина», ее надежности; деятельности воина-оператора в экстремальных условиях; обитаемости боевых постов и рабочих мест; требований к конструированию боевой техники и т.п.;

г) разрабатывается проблемы отбора: осуществлено профессиографическое описание требований к специалистам разных профилей; определялись профессионально значимые качества и их признаки; методы выявления и процедуры оценки перспектив на подготовку и последующую службу;

д) изучалось содержание, структура, мотивация и специфические особенности воинской деятельности в зависимости от вида Вооруженных сил, решаемых задач.

е) углубилось понимание сущности психологической подготовки, механизмов формирования психологической устойчивости и путей ее осуществления.

ж) исследовались психологические аспекты бдительности и боевой готовности;

з) изучались психологические проблемы обучения и воспитания советских воинов;

и) шел поиск психологических условий и путей совершенствования воспитательной работы, укрепление воинской дисциплины;

к) активно исследовались проблемы руководства воинским коллективом;

л) разрабатываются проблемы психологии высшей военной школы;

м) шло развитие психологии по видам вооруженных сил;

Таким образом, в послевоенный период военная психология получила дальнейшее развитие: продолжалось укрепление ее методологических и теоретических позиций; разработанные ею проблемы боевой деятельности, морально-политической и психологической подготовки, обучения и воспитания, физической тренировки, профессионального отбора и т.д., способствовали совершенствованию практики боевой подготовки, укреплению воинской дисциплины, повышению бдительности и боевой готовности войск.

 

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 2