Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 2 - Содержание духовной практики и ее значение для подготовки военнослужащих Вооруженных Сил к бою

Содержание духовной практики и ее значение для подготовки военнослужащих Вооруженных Сил к бою

В приветственном слове Патриарха Московского и всея руси Алексия II при откррытии первой всероссийсуой конференции «Православие и Российская армия» (Москва, 25-27 октября 1994 г.) подчеркнуто, что русское воинство всегда было народным, всегда жило едиными чаяниями с сыновьями и дочерьми нашего Отечества, с которыми каждый ратник - был связан кровными и духовными узами.

Со времен святого князя Владимира - крестителя Руси - русские дружины всегда шли на брань под стягом с изображением Спаса Нерукотворенного, исповедуя тем самым веру свою. Все помнят и о том, как преподобный Сергий Радонежский благословил благоверного князя Димитрия Донского на битву и дал ему в помощь богатырей-иноков Пересвета и Ослябю.

В Смутное время начала XVII века князь Дмитрий Пожарский, готовясь выступить против интервентов, обратился к замечательному подвижнику тех лет - святому Иринарху Ростовскому, прося о духовной помощи, и святой благословил его.

В более поздние времена армия, лучшие полководцы также обращались к Церкви. Глубоко религиозным человеком был Александр Васильевич Суворов. Он хорошо знал богослужение, пел в храме, всегда уповал на помощь Божию. «Помилуй Бог!» - было любимым выражением знаменитого военачальника. В предверии Бородинской битвы все войско во главе с Михаилом Илларионовичем Кутузовым молилось, преклонив колена, перед Смоленской иконой Божией Матери. В благоприятном для русских исходе сражении, заложившем основу будущей победы, современники видели несомненную помощь Божию. Верующим человеком был крупнейший современный военный деятель - маршал Георгий Константинович Жуков.

Вера есть важнейшая сила, внутренне преображающая и укрепляющая. Гораздо чаще, чем светские люди, ратник заглядывает в лицо смерти, и нередко он должен решиться на самопожертвование. А такая сознательная решимость возможна только тогда, когда человек глубоко понимает, что такое жизнь и что такое смерть, когда он не боится смерти. Но кто же не боится умереть? Конечно, только тот, кто верует в бессмертие, кто не сомневается, что жизнь вечна.

Сегодня Россия переживает глубочайший кризис. В этих условиях все сознательные силы озабочены поисками преодоления экономических, социальных, политических и духовных трудностей. Поразивший нас нравственный распад произошел после 70-летнего господства в стране государственного атеизма, который, как считают христиане, в первую очередь лишил людей четких моральных ориентиров, критериев добра и зла. Однако жизнь показала, что без твердых духовно-нравственных понятий, пригодных всем людям, без различий их положения, невозможно достичь устойчивых результатов ни в экономике, ни в политике, ни в каких-либо других областях жизни.

Эти духовно-нравственные основы есть, в первую очередь, понятия жертвы и подвига, о которых всегда учила Церковь и которые должны быть близки и понятны каждому воину. Для церковного человека служение Отчизне - это часть служения Богу. Недаром святой Иоанн Кронштадтский писал, что служба Отечеству есть образ главного, долженствующего, продлиться вечно, служения Царю Небесному, «приготовительная служба к служению на Небесах».

Как в отношениях страны с внешним миром, так и внутри ее армия должна стоять на страже законности, мира и порядка. Для этого российские воины должны обладать благородным мужеством и другими высшими духовно-нравственными качествами, искони отличавшими русского солдата и офицера. К сожалению, не секрет, что в настоящее время общественная нравственность у нас заметно снижается. Негативные явления, распространяющиеся среди молодежи, переходят и в армию. Военным руководителям, вероятно, лучше других понятна эта опасность. Деморализованные воины не боеспособны. Но чем поднять их духовный уровень, чем просветить их души?

Мы знаем, что начало возрождения общества, лежит, прежде всего, внутри отдельной личности. И мы обращаемся к каждому человеку с призывом рассмотреть самого себя, чтобы, при помощи церковного опыта, очиститься и измениться к лучшему.

Именно эта цель - очистить и изменить Душу человеческую, пробудив в ней лучшее, лежит в основе участия Церкви в жизни армии. Участие это сегодня многообразно. За время, прошедшее с момента падения государственного атеизма, стали уже привычными пастырские посещения военных гарнизонов и воинских частей, боевых судов, различных армейских учреждений. Помимо встреч и бесед с верующими воинами, пастыри, приходящие на военные объекты, совершают священнодействия, имеющие глубокий духовный смысл: освящение знамен, памятных знаков, военных кораблей, самолетов и так далее.

В ряде военных учебных заведений стало уже доброй традицией чтение лекций иерархами, клириками, богословами нашей Церкви. Было проведено несколько конференций, посвященных взаимодействию Церкви и армии, в которых участвовали военные и церковные ученые, и практические труженики. Все больше воинов приходит в православные храмы.

Церковь и армия всегда были с народом. Они помогали созидать российскую государственность, отстаивали жизнь и достоинство Отчизны, хранили ее достояние, ее культуру, ее духовное наследие. Армия и Церковь воплощали в своем служении дух, доблесть и гений народа. Подвигом своим они утверждали гражданский мир и согласие в обществе, объединяли народы России, сделав ее уникальным в своем многообразии и единстве связующим звеном между Востоком и Западом. Церковь и армия строили Россию в прошлом, им предстоит строить ее и в будущем.

Пришла пора воскресить исконные духовные традиции в армии и на флоте, вернуть из мрака забвения имена павших героев, провозгласив им в православных храмах вечную память, призвать помощь Божию на людей, исполняющих долг воинской чести и доблести, вдохнуть атмосферу благородства и уважения к человеческой личности в отношения между воинами, укрепить порядок и дисциплину в армии, и их главное сосредоточение - силу приказа, воссоздать в обществе исконное почтение к ратному труженику, призвать российскую молодежь с честью и достоинством совершать служение защитников Отечества.

Имея за собой тысячелетнюю духовную традицию и видя вновь открывшуюся духовную одаренность России, мы не можем более забывать об освященной веками взаимосвязи воинства и Церкви, верные чада которой - православные солдаты и офицеры - суть свидетельство и основа нашего нерасторжимого единства. Им и призваны сегодня посвятить свои труды православные пастыри и миряне, вступившие на поприще церковного служения людям в военной форме.

Настало время в полной мере Церкви Русской приложить все силы для того, чтобы Слово Божие и братская христианская забота дошли до каждого воина, ощущающего себя православным христианином. Настал час и для Российской Армии возвысить и одухотворить весь строй своей жизни, наполнив его священными и благородными духовными традициями нашего народа.

Залогом успеха в этих благих начинаниях - вся история Государства Российского, всемирно известные храмы - памятники воинской славы, имена святых полководцев. Залогом тому - наша вера в будущее России.

Вчитываясь в летописные источники нашей страны, внимательный исследователь обязательно обратит внимание на тот факт, что князья и военачальники призывали свои дружины встретить врага следующими словами: «Други и братья! Постоим за — Русь-матушку, за дом Пречистая Богородицы!» И напрасно было бы думать, что этот призыв принадлежит допетровской Руси - такими же словами, к примеру, звал своих, солдат на ратный подвиг великий русский полководец Суворов, о чем свидетельствует его знаменитая «Наука побеждать».

Этот лозунг «Постоим за Русь, за дом Пречистая Богородицы» глубок по смыслу. Он свидетельствует: наши предки относились к своей Родине не просто как к месту проживания или обладанию каким-то огороженным куском земли. В понятие «Родина» входило все ее национальное -многообразие - и земля, и история с ушедшими предками, и традиции, и культура, природа и весь окружающий мир, людская общность и, конечно же, отеческая вера в Бога. В «русского Бога», как называли его татаро-монголы, турки и другие завоеватели земли Русской. Православная вера на Руси была тем краеугольным камнем, на котором зиждилось само понятие Руси. Вера была основой и в то же время хранительницей обычаев предков, праздничных и будничных обрядов, всего уклада повседневной жизни. Даже само понятие «русский» поэтому носило не национальный, а религиозно-космологический характер. Принимающий Православие становился русским по духу, к какой бы нации он не принадлежал. И наоборот - слово «христопродавец» было серьезным обвинением, означавшим часто предательство Родины. Факт этот очевиден. История России есть история войн, история постоянных попыток ее завоевания. В этих условиях только глубокая и сильная идея, сильная вера, какой и было Православие, могла сплотить людей и сохранить самобытность народа и его государственность.

Вспомним такой момент: подготовка к битве заключала в себе не в последнюю очередь духовный элемент. Так, прежде чем выступить против польско-литовских интервентов, нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, наложило на себя трехдневный пост. Постились все - не давали пищу даже скотине. И это был не просто церковный обряд, невкушение пищи. Это был духовный обет, сильная духовная подготовка, после которой уверенным в своей правоте русским воинам не страшны были преграды.

Вообще, готовясь к сражениям, воины надевали чистое белье, воссылали молебствия Христу Богу и Пречистой Его Матери и по возможности исповедовались, просили друг у друга прощения и причащались. Ратники как бы сами себя готовили к погребению, чтобы чистыми предстать перед Всевышним и приобщиться к вечности. Преодолевался страх смерти и вслед за ап. Павлом они могли воскликнуть: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?».

Был ли во всем этом смысл? Несомненно. Об этом говорит следующий факт: 19 ноября 1853 года при Баш-Кадык-Ларе между Александрополем и Карсом 9 тысяч русских одержали победу над 36 тысячами турок. Как свидетельствовали участники сражения, в момент боя, уповавшим на помощь Божию русским солдатам, являлась Матерь Божия... Таких примеров, надо сказать, можно привести немало.

Со своей стороны, Православная Церковь как хранительница веры народа, понимала свою ответственность, в сохранении устоев государственности и самого существования России. Навсегда в памяти народной остались имена собирателя русских земель Сергия Радонежского и посланных им на Куликовскую битву иноков Пересвета и Осляби, прославленного полководца монаха Александра Невского, патриарха Гермогена, до последних дней своей жизни призывавшего сограждан подняться на борьбу с польскими захватчиками и многих, многих других епископов, священников и монахов. Церковь принимала самое активное участие в жизни государства и его вооруженных сил. Было время, когда она оставалась вообще единственной реальной силой, способной собрать вокруг себя народ и способствовавшей объединению разрозненных земель.

Однако спросим себя: имеют ли какое-нибудь значение все эти факты сейчас, в наши дни, когда, кажется, атеизм и нигилизм проникли во все сферы жизнедеятельности общества, когда как уж более 80 лет Армия обходится без Церкви, без религии? Но как это ни странно, массовое безверие с одной стороны и запрещение религии с другой породили множество проблем, причем, достаточно серьезных, закрывать глаза, на которые не только невозможно, но и не следовало бы во избежание существенных осложнений, нельзя не замечать религиозного фактора в жизни Вооруженных Сил. Беспокойство состоянием дел в этом отношении проявляют на самом высоком уровне.

В последние годы заметно снизился уровень духовности призывников. В армию приходит все больше молодых людей, не питающих должного уважения к чести, обычаям, традициям, истории других народов. Более того, часть из них уже имеет националистические взгляды и настроения". Такое признание обязывает. Действительно, безверие породило у молодого поколения не просто нигилизм. Юноши приходят служить в армию уже, бывает, плененные пагубной привычкой пьянства. Другие, как говорят в народе, не боятся «ни Бога, ни Диавола». Для таких святость присяги, долг, честь являются пустым звуком. Бывают и такие, что готовы не только технику и оружие, но и родину продать тем, кто готов заплатить хорошие деньги. Эти проблемы требуют к себе определенного внимания, и религия здесь, несомненно, может помочь в патриотическом и духовно-нравственном воспитании военнослужащих.

В настоящее время взаимоотношения между Церковью и Армией вновь налаживаются. Как и в какую сторону они будут развиваться - зависит от множества обстоятельств.

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 2