Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 2

РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Состояние военно-психологических исследований в России после завершения Великой отечественной войны


В военно учебных заведениях СССР проявилось усиленное внимание к военной психологии после второй мировой войны. Это выразилось в организационном оформлении военной психологии, создании кафедр, лабораторий, исследовательских групп. Так, начала работать кафедра психологии в Хлебниковском военно-педагогическом институте (начальник кафедры Г.Г.Егоров), который готовил для Вооруженных сил преподавателей военных дисциплин. Военно-психологические исследования кафедры были направлены на: изучение навыков стрельбы из пистолета (П.П. Логинов) и навыков стрельбы из автомата на ходу (М.П.Коробейников); исследование навыков и умений читать топографические карты (М.В.Гамезо); проведение анализа формирования волевого развития (К.П.Жаров); обучение стрельбе из винтовки (Ф.Ф.Кудрейко); особенности военного дешифрирования аэрофотоснимков (В.Ф.Рубахин); разработка психологических основ стрельбы (Д.Б. Эльконин).

В 1946 г. создана кафедра военной педагогики и психологии в Высшем военно-педагогическом институте имени М.И.Калинина, на которой руководили адъюнктами А.Г.Ковалев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец. В качестве приоритетных научных направлений исследований на кафедре рассматривались психология боя и боевой подготовки (Г.Д.Луков), психологические основы политического воспитания воинов и сплочения воинского коллектива.

В 1950 г. в институте состоялась первая научная конференция по военной психологии, наметившая ориентиры развития этой науки. Так, М.И.Дьячков изложил основные результаты исследования вопросов в дореволюционной русской военной психологии, индивидуального подхода, деятельности командира подразделения, героического поступка воина. Н.Ф.Феденко выступил с критическим анализом зарубежной военной психологии. Г.Д.Луков, в русле исследования предмета военной психологии сформулировал методологические позиции психологической науки, разработал учебный план и программу по военной психологии в ВВУЗах, в апробации которого приняли участие Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев.

Первая плодотворная попытка создать структуру военной психологии была сделана Г.Д.Луковым в 1950 г. Курс лекций в Высшем военном институте имени М.И.Калинина содержал два раздела:

I. Теоретические вопросы психологии, которые были насыщенны примерами из военной практики.

II. Военную психологию, включающую темы: предмет современной военной психологии, ее задачи и методы; развитие военно-психологических знаний в дореволюционной России и в СССР; сознательность воинов Советской Армии; мотивы деятельности советских воинов; особенности управления советскими воинами своим поведением в условиях боя; психологические особенности решения боевых задач советскими воинами; особенности переживаний советских воинов в условиях боевой деятельности; психологические основы формирования высокой сознательности и дисциплинированности советских воинов в процессе боевой и политической подготовки; психологические основы формирования воинского коллектива; психологический анализ основных разделов обучения и воспитания в Советской армии; психологические особенности личности советского воина.

В 1956 году Г.Д.Луков подготовил учебник «Очерки по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов», в котором был обобщен опыт Великой отечественной войны, а также опыт боевой и политической подготовки после войны (Луков Г.Д., 1956). Автор дал подробную характеристику влияния особенностей боя на психику и поведение воина, выделил важнейшие качества личного состава, необходимые для боя, описаны пути их формирования с учетом индивидуальных особенностей.

С 1959 года начала работать кафедра военной педагогики и психологии, которую возглавил А.В.Барабанщиков и лаборатория при ней. Основными исследовательскими вопросами являлись четко определенное содержание, предмет и методы психологии, делается ряд принципиальных методологических обобщений, отрабатываются проблемы личности военнослужащего, воинского коллектива, дифференцируются военно-психологические знания по видам вооруженных сил, разрабатывается история военной психолого-педагогической науки, дается ее характеристика и состояние за рубежом, внедряются в практику рекомендации по изучению индивидуальных особенностей воинов, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины, повышению боеготовности, военно-профессиональному отбору, психологической подготовке и др.

В 60-70 годы психология выполняет роль интегрирующего звена в системе наук (общественных, технических, физико-математических), изучающих человека. Она превращается в экспериментальную науку. В 1968 г. психология выделяется как самостоятельная специализация, по которой осуществляется присуждение ученых степеней, в 1971 г. создан НИИ психологии АН СССР. В Московском и Ленинградском государственных университетах созданы факультеты психологии. Развивается социальная психология, психология труда, инженерная психология, космическая и медицинская психология, психология спорта, юридическая психология.

По инициативе генерал–лейтенанта Петрова в октябре 1960 г. создана научная лаборатория по разработке проблем педагогики и психологии в Вооруженных силах, в которой работали такие видные психологи как М.И.Дьяченко, М.П.Коробейников, Б.Ц.Бадмаев и др. По итогам исследований изданы монографии, брошюры, статьи: воспитание дисциплинированности у советских воинов; революция в военном деле и методы обучения советских воинов; новое оружие и дисциплина воина; индивидуальная работа с воинами; индивидуальный подход к воспитанию воинов; психология проступка; психологические причины нарушения порядка подчиненности; психологические условия укрепления воинской дисциплины; наглядность в обучении воинов и др.

В Вузах введены новые программы по военной психологии, в которых четко рассматривались: предмет и задачи военной психологии; психические процессы человека в условиях воинской деятельности; психология личности советского воина; психология воинской деятельности и воинского мастерства; психологическая подготовка к активным боевым действиям. Изданы учебники по основам военной педагогики и психологии в Вузах, военная психология для слушателей Военно-политической академии имени В.И.Ленина, психология высшей военной школы для слушателей педагогического факультета.

В 60–70 годы защищено более 100 кандидатских и 10 докторских диссертаций. На рубеже 60–70–х годов создаются кафедры военной педагогики и психологии в 11 высших военно-политических училищах. Руководство ими осуществляли: А.А.Алагулов, В.М.Гурин, А.М.Данченко, В.Ф.Давыдов, П.П.Давыдов, Ю.П.Зуев, Н.И.Киряшев, И.П.Киселев, А.А.Кобенко, Н.В.Корниенко, В.М.Ларкин, Н.Г.Малый, Н.Х.Мухтаров, М.Л.Новожилов, Г.М. Соколов, Л.А.Курилов, А.И. Александров.

Военная психология определяется с начала 70–х г. как отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологии воинского коллектива в условиях службы и боя с целью выработки практических рекомендаций и обобщений, помогающих офицеру в обучении, воспитании и руководстве подчиненными.

В Институте Военной истории группа сотрудников разрабатывала вопросы воинского воспитания и дисциплины, боеготовности, взаимоотношений в многонациональных воинских коллективах, морально-политической и психологической подготовке личного состава, личного примера офицера.

Значительным событием в развитии военной психологии было создание в 1989 году Центра военно-социологических, психологических и правовых проблем, исследования которого способствовали вычленению основных вопросов психологической службы, поднятию вопросов психодиагностики в войсках, проведению социально-психологической работы, развитию профессиональной психологии, профилактики психических расстройств, проведению психологической подготовки личного состава. Подняты вопросы психологии управления, обучения, конфликтов, комплектования Вооруженных сил по призыву на контрактной основе, личности и деятельности военного руководителя.

 


Характеристика основных направлений и школ в военной психологии с послевоенного периода и до настоящего времени

После Великой Отечественной войны развитие военной психологии шло по различным направлениям, основными из которых являлись:

I. Проблема личности советского воина:

а) закономерности проявления и становления личности, содержание духовного облика воина, основных его свойств и особенностей;

б) исследование закономерностей функционирования психологических процессов у военнослужащего в различных условиях учебной, служебной и боевой деятельности (внимания, мышления, речи);

в) проявление психологии чувств воина, их влияние на деятельность, особенности их протекания, эмоциональной устойчивости;

г) анализ воли и волевых качеств воина, особенностей волевого поступка, процесса волевой закалки.

II. Проблема воинского коллектива: раскрывается структура психологии воинского коллектива, специфика взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, обосновываются психологические основы авторитета в коллективе, пути влияния на общественное мнение и настроения, предупреждение отрицательных явлений.

III. Изучаются психологические аспекты боевой деятельности и психологической подготовки личного состава к современной войне:

а) изучалось влияние обстановки боя на психику и боевую деятельность воинов и воинских коллективов: сущность, содержание и пути психологической подготовки; пути поддержания высокой боеготовности, активизации боевой деятельности; пути предотвращения страха и паники;

б) изучались закономерности формирования боевого мастерства, пути укрепления воинской дисциплины, организации службы и др.;

в) резко активизировалась разработка проблем военно-инженерной психологии: осуществлены исследования психических функций воина-оператора, закономерностей функционирования боевой системы «человек-машина», ее надежности; деятельности воина-оператора в экстремальных условиях; обитаемости боевых постов и рабочих мест; требований к конструированию боевой техники и т.п.;

г) разрабатывается проблемы отбора: осуществлено профессиографическое описание требований к специалистам разных профилей; определялись профессионально значимые качества и их признаки; методы выявления и процедуры оценки перспектив на подготовку и последующую службу;

д) изучалось содержание, структура, мотивация и специфические особенности воинской деятельности в зависимости от вида Вооруженных сил, решаемых задач.

е) углубилось понимание сущности психологической подготовки, механизмов формирования психологической устойчивости и путей ее осуществления.

ж) исследовались психологические аспекты бдительности и боевой готовности;

з) изучались психологические проблемы обучения и воспитания советских воинов;

и) шел поиск психологических условий и путей совершенствования воспитательной работы, укрепление воинской дисциплины;

к) активно исследовались проблемы руководства воинским коллективом;

л) разрабатываются проблемы психологии высшей военной школы;

м) шло развитие психологии по видам вооруженных сил;

Таким образом, в послевоенный период военная психология получила дальнейшее развитие: продолжалось укрепление ее методологических и теоретических позиций; разработанные ею проблемы боевой деятельности, морально-политической и психологической подготовки, обучения и воспитания, физической тренировки, профессионального отбора и т.д., способствовали совершенствованию практики боевой подготовки, укреплению воинской дисциплины, повышению бдительности и боевой готовности войск.

 


РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В США

Теоретические и организационные основы развития военной психологии в США

Военная психология в США как научная дисциплина является продуктом развития психологической мысли в интересах военного дела. В основе военной психологии положены многие распростра­ненные на Западе концепции психологической науки. Первоначально приоритет принадлежал бихевиоризму, обоснованному для практического применения в обучении солдат и офицеров Микше, Файнаном и Маршал­лом, которые абсолютизировали поведенческие аспекты дея­тельности военнослужащих. Основной упор делался не на выработку сознательного отношения к трудно­стям в боевой обстановке, а на формирование целой системы стимулов, позволяющей достигать нужной результативности действий.

Необихевиористы попытались внести в схему «стимул-реакция» изме­нения, стали трактовать ее как «стимул-организм-реакция». Впоследствии Д.Миллер и Ю.Галантер сформулировали последнюю модификацию поведенческой модели индивида – «проба-операция-проба-результат», которая стала широко применяться в практике обуче­ния в армии США и других зарубежных государств. В рамках этого направления - модель и эффективность поведения определяется следующими факторами: способностями личности, спецификой ее субъективной культуры, социальными диспозициями, влиянием физической среды, социальной структурой общества и другими факторами. Такой подход включал более сложный анализ факторов, предъявляющих определенные требования к индивидуальным и социальным качествам военнослужащего. На основе этого подхо­да офицеры-практики сформулировали факторы, обуславливающие психологическую ус­тойчивость личного состава в бою: доверие к руководству, групповую интеграцию, определяющуюся сплоченностью личного состава, соблюдение уставных норм, нравственные ценности, обусловленную религиозностью, патриотизмом и другими характеристиками, морально-психологические качества личности, главными из которых являются смелость, го­товность к самопожертвованию, боевая надежность, стойкость, самостоятельность, спо­собность преодолевать трудности боевой обстановки.

Когнитивная психология в военной психологии наложила свой отпечаток в направлении решающей роли знаний, опыта в протекания психи­ческих процессов. С ее помощью сложился четкий взгляд на морально-психологическую подготовку как на иерархически организованную, многоплановую систему по отбору, хранению и использованию знаний военнослужащими в целях реагирования на факторы общевойскового боя. Она способствует решению проблемы повышения надежности военнослужащего как информационной системы, непрерывно заня­той приемом, видоизменением, хранением заложенных в нее знаний.

Экзистенциональный подход позволил акцентировать внимание должностных лиц на активное изучение внешних и внутренних психологических условий боевой деятельности, таких как экстремальные ситуации, специфика погоды и климата, своеобразие ТВД, шумовой фон поля боя. Данный подход способствует выявлению психолого-педагогических предпосылок активизации подготов­ки военнослужащих в интересах выполнения боевых задач и выработку рекоменда­ций для войск.

В целом теоретической основой военной психологии являются бихевиоризм и фрейдизм. Поэтому с самого начала развития военной психологии в США на первое место выдвигался профотбор. Человек – это автомат. Свойства человека неизменяемы и в определенных условиях они проявляются определенно. Что бы успешно действовать, нужно формировать соответствующие навыки по следующим направлениям: отбор и классификация; тренинг; мотивация (человеческий фактор).

6 апреля 1917г. группа выдающихся американских психологов собралась в Гарварде, с целью обсуждения вопросов о возможном использовании психологии в интересах войны, так как США вступили в состав воюющих сторон первой мировой войны. На то время психология в США существовала всего 25 лет. В Ассоциацию американских психологов входило 336 человек, во главе с президентом Робертом Йеркесом. Это была первая попытка применить психологию как науку для изучения человеческого фактора. В итоге из группы психологов военная психология США превратилась в полноправный структурный компонент военной системы государства.

В ходе Первой мировой войны, под руководством Р. Йеркеса была создана комиссия по методам психологической деятельности новобранцев. Их исследования охватывали более 4000 новобранцев в четырех базах СВ и ВМС (Торндайк, Тарстоун, Отис), стоимость проекта первого контракта по исследованиям и разработкам для военного ведомства составила 2500 долларов.

В 1919 г. через тест по проверке уровня интеллектуального развития прошли 1726966 новобранцев (Ухланер, 1977), то есть психология стала превращаться в прикладную науку, способную оперативно добиваться практических результатов.

Направления исследований в США

I мировая война

II мировая война

– психологическое обследование новобранцев;

– анализ содержания и действенности средств пропаганды, разработка информации;

– отбор и классификация специалистов;

– изучение и учет морального состояния;

– военные проблемы слуха;

– составление рекомендаций руководству спецслужбы;

– военные проблемы зрения;

– разработка тестов для подбора военных специалистов;

– психологические проблемы авиации;

– разработка методов и программ тренировок в соответствии с тестами боевой подготовки;

– психологические проблемы обучения и воинской деятельности;

– общение с эмоционально–неустойчивыми воинами;

– переучивание людей;

– вопросы морали и пропаганды;

Исследования в области отбора и классификации в годы I мировой войны были направлены на выявление умственных способностей военнослужащих. В 1917 году были разработаны тесты: альфа- вербальный и бета- невербальный (бумага и карандаш), для тех, кто не говорил по-английски. Комиссия по вопросам классификации личного состава, возглавляемая Уолтером Диллом Скоттом разработала: критерии рейтинга для выдвижения офицера; рабочие тесты для проверки классификации специалистов; ввела отделения по вопросам личного состава во все структуры 31 дивизии сухопутных войск. Бартт, в годы I мировой войны разработал тесты по отбору пилотов, по проверке летной квалификации. Е.Л.Торндайк разработал психомоторные тесты (кресло поднимается вверх), тест эмоциональных реакций. Джон Флейтон в 1939 г. провел исследования по отбору пилотов и экипажей.

В целом в период I мировой войны и после ее окончания, военная психология развивается как экспериментальная дисциплина, пытающаяся найти решение социальных проблем, внешне нейтральными, техническими процедурами. Проводятся многочисленные исследования, в том числе в боевой обстановке, делаются обобщения по личности солдата, в большей мере с точки зрения его двигательных проявлений, то есть бихевиористский подход S–R. В последующем военная психология все больше превращается из описательной науки в прикладную, помогающую разрабатывать системы по управлению процессами строительства армии, опираясь при этом на психологическую природу человека.

С началом II мировой войны в военной системе США были созданы военные институты с целью возрождения психологических служб. В 1939 г. при генерал-адъютанской службе СВ была сформирована секция проверки личного состава с целью массовой диагностики и классификации призывников в случае войны. В 1940 г. созданная при генерал-адъютансокой службе комиссия по вопросам классификации военнослужащих, во главе с Хантером разработала вместо «α» и «β» общий армейский классификационный тест (было продиагностировано 9 млн. новобранцев).

Национальный Совет по вопросам исследований сформировал Чрезвычайную комиссию по проблемам психологии, а в ней подкомиссию «по личному составу родов войск – отбор и тренинг». В 1943 г. она была реорганизована в Группу исследователей прикладной психологии. Под руководством Чарльза Брэя они подготовили и учредили 21 проект для армии и флота в годы войны. В 1943 г. для подбора экипажа нового линкора «Нью Джерси» (2600 чел) были разработаны вербальный, механический, логические тесты, а также религиозная мотивация, опыт и потребности. По итогам полученных данных новобранцы назначались на определенные должности. 1941 г. была разработана программа отбора и подготовки экипажей армейской авиации СВ, завершен проект «Американский солдат», а в итоге выпущен четырехтомник «Социально-психологические исследования Второй мировой войны». Из 4500 психологов, которые либо являлись членами Американской психологической ассоциации (АРА), около 1000 находились в Вооруженных Силах, из них – 33 человека – женщины. Среди психологов, работавших в Вооруженных Силах, 41% находился в армии, 27% в ВВС, 27% в военном флоте; 3% в морской пехоте, береговой охране, торговом флоте.

В ходе II мировой войны в 1943 г. почти половина «психологического бюллетеня» была посвящена вопросам военной психологии, а в 1943 по 1945 год четверть американских психологов работали в интересах военной психологии.

Военные психологи, или психологи, работавшие на военные учреждения, занимались: созданием и модификацией тестов; тестированием и отбором кадров; проведением интервью; разработкой обучающих программ; разработкой клинических и консультационных методов, их внедрением; анализом военных профессий; исследовали социальные установки, моральное состояние войск и психологические приемы ведения боевых действий; изучали влияние человеческого фактора на войну.

Следствием работы психологов в военное время были: новое осознание сложности психологического функционирования человека; возросшая осторожность в использовании людей в качестве испытуемых; накопление обширной эмпирической базы данных для исследования социальных установок; новые открытия в области динамики массовой коммуникации; возможность применения системного подхода к личностной детерминации; выдвижение на первый план системной концепции «человек-машина».

Основными направлениями военно-психологических исследований в США в годы II мировой войны являлись: профессиологическое (профотборческое), сенсорно-перцептивное, психологи­ческое обеспечение боевой подготовки и воспитания военнослужащих, патопсихологическое, кон­сультационное, инженерно-психологическое, психологических операций, реабилитационно-реадаптационное. Более подробно эти направления изложены в статье А.Г.Караяни «Психология в США в годы второй мировой войны» ( Караяни А.Г. 2002).

Работа, проведенная за военный период, дала толчок: развитию экспериментально направленной когнитивной социальной психологии, сосредоточившей свое внимание на изучении взаимодействия малых групп; привела к широкому использованию опросов, особенно при исследовании антисемитизма, авторитаризма, предрассудков; снабдила психологов теориями решения, обнаружения и информации.

Таким образом, в ходе II мировой войны военная психология, как самостоятельная область исследований заняла прочные позиции и стала зрелой, достигнуты успехи в анализе человеческого фактора при конструировании и эксплуатации техники и вооружения, в оценке профессиональных возможностей, тестирования, технологии тренинга, в изучении влияния стресса на показатели деятельности. Исследовательская работа принимает массовые масштабы.


Развитие военной психологии после второй мировой войны

Учитывая большой вклад науки в военное дело, в 1946 г. решением конгресса США был создан отдел по вопросам исследований ВМС, как первая федеральная организация, курирующая научные исследования. В 1946 г. в рамках Американской психологической ассоциации был сформирован отдел военной психологии, или отдел 19. После этого психология все больше интегрируется с военным ведомством, врастает в военные структуры.

В 1949 г. создан Центр исследований человеческих ресурсов по линии ВВС, который в 1954 г. получил название Исследовательского центра ВВС по отбору и подготовке личного состава, а в 1968 г. он был переименован в лабораторию ВВС США по вопросам исследований человеческих ресурсов.

После войны разрабатываются батареи тестов для проверки назначения на должность в структурах видов вооруженных сил. Ежегодно принимается приблизительно 800 тыс. новобранцев и половина из них тестируется.

В настоящее время в США существует широко разветвленная система организаций и учреждений, занимающихся военно-политическими исследова­ниями. Около 80 из них фактически находятся в структуре вооруженных сил. Кроме того, около 100 научно-исследовательских центров, десятки университетов, частных исследовательских институтов, специализированных больниц и лабораторий ведут разработки по контрактам, заключенным с Пентагоном. В составе вооруженных сил США насчитывается 8000 дипломированных психо­логов (5000 военных и 3000 гражданских). Ежегодно на службу поступает не менее 800 новых специалистов.

Основными направлениями развития теорети­ческих и экспериментальных проблем военной психологии в США являются:

- подготовка военнослужащих к ведению боевых действий (проблемы идеологической обработки и интенсификации обучения), формирование и сплочение подразделений;

- управление поведением состава в мирное и военное, время, управление техникой и оружием (эргономика, антропотехнология);

- социально-психологические средства воздействия на своих военнослужащих (население), союзников, а также на военнослужащих (население) вероятно­го противника;

- профессиональный, психологический отбор (изучение людских ресурсов, психологические испытания, системная классификация военнослужащих, пере­мещение кадров).

Рассматривая современные тенденции развития военной психологии в США, не следует забывать, что методологиче­скими основами возникновения и развития военной психологии в США изна­чально являлись постулаты философии прагматизма. Прагматизация сознания американцев и в настоящее время оказывает большое влияние на характер и на­правленность военно-психологических исследований. Если психотерапевтиче­ские проблемы и вопросы психологической реабилитации в вооруженных силах США во многом решаются за счет гражданских медицинских учреждений и психологических служб, подписавших контракты с Пентагоном, то приоритет­ные направления военно-психологических исследований – это, прежде всего, со­циальный заказ военного ведомства. Прагматизм этого социального заказа за­ключается в том, что финансируются лишь те исследовательские проекты, ко­торые в короткое время могут принести реальную финансовую отдачу. Все направления военно-психологических исследований и в настоящее время определяются ис­ключительно установками, связанными с интересами экономии средств и по­вышения эффективности военных структур при полном игнорировании интере­сов личности, ее духовных запросов.

Исследования и в дальнейшем будут направлены на улучшение индивиду­альных, организованных и семейных факторов, влияющих на принятие специа­листом, решения о продлении контракта. Для того чтобы повысить вероятность правильного назначения специалистов на должность, военное ведомство зани­мается разработкой систем исследования военнослужащего, при которых орга­нично сочетаются требования по отбору и классификации с необходимыми профессиональными показателями. Одной из основных исследовательских про­грамм последнего времени, предпринятой Армейским институтом исследова­ний, является Проект «А», который представляет собой попытку разработать ин­тегрированный набор личностных стандартов военнослужащих направленную на усовершенствование систем диагностики профессиональных показателей (познавательных, непознавательных и биографических изменений), разработку систем оценки эффективности военнослужащего и его тренинговых показателей.

В настоящее время военные психологи работают над совершенствованием системы тестирования одаренности, разработкой компьютерно-адаптивного тестирования, совершенствованием персональных квалификационных тестов. К проблематике текущих исследова­ний в области отбора и классификации можно отнести: совершенствование сис­темы тестирования одаренности в интересах оценки комплекса умений, компютерно-адаптивное тестирование, совершенствование системы тестирования и различных персональных классификационных тестов. Во всех видах вооруженных сил активно ведутся исследования в области тренинга. Тренинг базовых навыков останется при­оритетным направлением и в ХХI веке, поскольку военному ведомству уже в на­стоящее время приходится укомплектовывать части и подразделения в условиях дефицита квалифицированных кадров. Исследования ведутся также в области тренинга военных и специальных навыков, в области группового взаимодейст­вия, руководства, инструкторской деятельности, совершенствования тренинговых систем, создания новых типов тренажеров и т.д.

Особое место в исследовании занимает группа, так как многие сложные военные задачи решаются группой (слежение за подводной лодкой), группы более эффективны при выполнении сложных задач, команда способна эмоционально поддержать воина, чем обеспечить его мотивацию. В настоящее время особое внимание уделяется определению факторов эффективности функционирования группы, изучение оптимального состава группы, измерение показателей функционирования группы и лидера, моделирование команды и отряда, совершенствование системы тренинга, направленной на развитие групповых навыков, определение объема и стадий процесса группового обучения.

Человеческий фактор является также одним из приоритетных направлений во­енно-психологических исследований в США. В рамках этого направления ак­тивно ведутся исследования по проблеме лидерства, повышения эффективности системы человек-машина. Предприни­маются попытки сокращения интеллектуальной нагрузки оператора за счет вне­дрения новых технологий (таких как голосовое распознавание) и повышения уровня автоматизации управления оборудованием. В области человеческого фактора (мотивации) проводятся исследования по проблемам: человек как воин; человек как персонал; устранение факторов вредности для здоровья; взаимоотношения человека и системы оборудования; процесса принятия решения человеком; искусственный интеллект. Ведется поиск путей разде­ления функции человека и компьютера, осуществляется разработка и внедрение человекоподобных систем оборудования с применением систем искусственного интеллекта. Особое место уделяется проведению тренинга в интересах: обучения военнослужащих вопросам эксплуатации и ремонта новых видов техники и оружия; разработки тренажеров, технических средств обучения (инструкторское телевидение, слайдовые звуковые программы); изучения эффективности тренинговых процедур. В качестве проблемных задач выступают использование интерактивных видеодисков, искусственного разума, грамотных инструкций, стандартизация военного тренинга, выработка единых требований к разработке инструкторских систем по проведению тренинга.

Заслуживают внимания военно-психологические обзоры в журнале «Американский психолог». Практические установки диктуются военной теорией: о постоянстве и вечности войн; о неизбежности всеобщей ядерной войны; о разделении мира на агрессивные лагеря; о бескомпромиссности и крайней жестокости войн, с использованием всех имеющихся средств поражения. Исходя из этого внимание психологов сосредотачивается на проблемах психологизации понимания войны, оправдании права на агрессию, нахождения средств политической изоляции армии, воспитании личного состава в духе культивирования бессердечия и жестокости, а также на психологических проблемах боеспособности, моделировании и прогнозировании поведения масс в войне, расчетах потерь, путях идеологической обработки, отборе, подготовке к действиям на различных ТВД, ведении психологической войны.

Военная психология при этом участвует в отработке положений буржуазной идеологии, обслуживает политику господствующего класса, влияет на идеологическую обработку, боевую подготовку, отбор и организационное укрепление вооруженных сил, участвует в психологической войне, конструировании боевой техники и оружия. Военная психология разрабатывает главным образом способы совершенствования методов командования или укрепления связей между различными группами.

Военные психологи обеспечивают:

1) Подготовку личного состава (индоктринация, обучение специалистов, боевая, психологическая подготовка к ТВД, подготовка в видах ВС, различных категорий военнослужащих и т.д.).

2) Отбор (психотехнические испытания, классификация, назначение, перемещение).

3) Руководство людьми и подразделениями в службе и в бою (процесс руководства, его правила, качества руководителя, изучение подчиненных, побуждение и внушение).

4) Управление техникой и оружием в бою (навыки, утомление, работоспособность).

5) Конструирование боевой техники (с учетом возможности оператора).

Вооруженные силы служили полигоном для проверки и применения научных теорий. Военное ведомство США – это тот импульс, который способствует развитию исследований и обновлению в психологии. В целом многообразие проблематики современных военно-психологических исследований в США обусловлено узко прикладным характером военной пси­хологии и большим количеством конкретных заказов, поступающих от различ­ных учреждений военного ведомства.

 


РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГЕРМАНИИ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ СТРАНАХ МИРА

Анализ научно-теоретических особенностей развития военной психологии в Германии

Военная психология как научная дисциплина (наука) является продуктом развития военно-психологической мысли. Военная психология возникла в конце XIX и начале XX веков и прошла ряд этапов в своем развитии. На начальном этапе, предшествующем I мировой войне, военные психологи больше теоретизировали о моральном духе, о его природе и путях мобилизации в войне и в бою.

По мере социальной дифференциации общества, с появлением войн и армии возникла потребность и соответствующая ей функция описания боевой деятельности, требований боя к воину, необходимых бойцу качеств, его поведения в бою и др. Продуктом этой функции и были военно-психологические взгляды, военно-психологическая мысль, высшим этапом которой явилась – военная психология как наука.

В эпоху рабовладельческого общества военно-психологические взгляды развивались в виде: эмпирических впечатлений, приемов, применявшихся начальниками без попыток их систематизации, обобщения и передачи.

В Ассирии, Вавилоне, Египте, Шумера на памятниках сохранились изображения боевых предметов, столкновений, предбоевых ритуалов, что свидетельствует об учете уже в то время роли психологического состояния бойца, проведении мероприятий по подготовке воинов.

Усложнение военного дела приводит к новому этапу – появлению военно-технической мысли: появляются обобщения эмпирического опыта.

В трудах военачальников Древней Греции, Рима, Византии (Фронтин, Вегеций, Велизарий), историков (Ксенофонт, Фукидид), философов (Платон, Аристотель) военно-психологический элемент выделялся более отчетливо, обобщенно. В них содержится конкретные рекомендации по управлению моральным состоянием воинов в битве, сражении, некоторые актуальны и сейчас.

Военные теоретики (Макиавелли, Монтекуколли, Фридрих II, Наполеон и др.), вполне отчетливо вычленяли психологический фактор. Этому способствовало общее развитие наук, накопление военно-технических знаний, появление огнестрельного оружия, создание армий по наемному принципу, усложнение построения войск, приемов и способов вооруженной борьбы. Жамини, Лавалье, Клаузевиц, создают новые оригинальные системы знаний с учетом текущего опыта. Военно-психологическая мысль значительно обогатилась эмпирическим, обобщенным и систематизированным текущим и историческим материалом.

Военная психология в Германии сформировалась в начале XX века. В военных целях использовались исследования Вунда – по национальной психологии, Фрейда – по биологическим источникам агрессивности как причинам войны, Гельмгольца, Геринга, Мюллера – по психофизиологии, Меймана и Штерна – по поиску средств профессионального подбора новобранцев, Шнейдера – по определению качеств, обеспечивающих успех руководства, Николаи, Блаца – по организации психологической войны, Иенша – по психологии наций, Генника, Кунце – по психологическим реакциям и поведению в обстановке смертельной опасности. К.Юнг – в 30 – 40-х годах внес большой вклад в развитие психологического консультирования по вопросам государственной национальной политики.

В I период мировой войны К.Левин, анализируя восприятие поля боя солдатом, сделал вывод о существовании «гештальта» - внутренней схемы, управляющей выбором впечатлений и предшествующей опыту человека. В последствии эти положения легли в основу идеалистической генштальт-психологии.

С 1939 года существовало Главное бюро по вопросам психологии и расизма, расположенного в Берлине. Оно было подчинено начальнику управления кадров. Существовали также 17 психоиспытательных станций, подчиненных управлениям корпусных округов. Их главная задача была отбор в войска СС. Доктор Бруно Шульц, капитан, профессор создал шкалу (5 групп – из них комплектовались войска СС): чисто нордическая группа; преобладающе нордическая, или фаллическая, группа; группа, состоящая из гармонически смешанных людей обеих рас, с легкой примесью альпийской, динарской или средиземноморской крови; группа гибридов, где преобладает альпийская или восточная кровь; группа метисов неевропейского происхождения.

Создавались своего рода племенные заводы «источники жизни» («Лебенсборн»), где воспроизводилось потомство, без браков. Дети принадлежали государству и воспитывались в специальных школах. К концу войны было около 50000 детей. Но, умственно отсталых среди них было в 4-5 раз больше, чем в среднем, так как не было главного – любви матери.

Биологические эксперименты Гимлера проводились над эсесовцами. Утренний кофе был заменен завтраком древних германцев – молоко и каша, питье – минеральная вода. В казармах проводились опыты по гипнотерапии, опыты по массажу нервной системы. Широко использовалось такое психическое явление как конформизм, то есть давление группы. Итог, большинство людей теряло свое лицо, придерживалось поведения «толпы», меняя свой образ мысли и действий.

После II Мировой войны возрождается военная психология, исследуются: вопросы политической обработки личного состава; анализ боевой деятельности в условиях современной войны (Биглер); подготовка войск (Эбелинг); психологическое влияние факторов ядерного взрыва на психику и поведение солдат.

В конце 50-х годов обозначилась тенденция к унификации военно-психологической теории и приближению ее к американскому образцу. В рамках НАТО создается специальный координационный совет, регулярно проводятся симпозиумы военных психологов стран НАТО, проблемы военной психологии освещаются на страницах печатного органа НАТО «Военное обозрение».

С 1965 года была введена система тестового отбора для всех лиц, призываемых в Вооруженные силы: создан отдел военной психологии, который координировал работу исследовательского института и ряда специальных групп и лабораторий; регулярно выходил сборник «Военно-психологические сообщения»; издано специальное пособие для войскового командира «Психология для войск» - автор Шоенац. В нем были разделы:

а) анализ процесса руководства людьми;

б) качества руководителя и приемы его работы;

в) выдержки из книг полководцев, теоретиков и психологов по вопросам руководства и морально-психологического фактора.

В интересах эффективного использования человеческого фактора в бундесвере существует специальный род войск – войска «психологической обороны», которые морально-психологическое обеспечение осуществляют по трем направлениям: через интенсивную, целенаправленную морально-психологическую подготовку военнослужащих; через деятельность войск «психологической обороны»; через религиозную деятельность военно-церковной службы. Морально-психологическое обеспечение (МПО) решает двуединую задачу: воздействие на свои войска (отдельные категории военнослужащих, группы, подразделения, части) и население; воздействие на войска и население противника. МПО бундесвера регламентируется: боевым уставом СВ, ВВС и ВМФ ФРГ «Боевая подготовка войск» (НДv 102\10); уставом НД v 102\100 «Управление войсками в бою»; уставом НД v 102\200 «Принципы управления сухопутными силами» и соответствующими уставами ВВС и ВМФ; уставом ZDv 1\200 «Психологическая оборона»; директивой генерального института бундесвера «Указания по ведению психологической обороны».

Военно-церковная служба регламентируется: уставами 66\1, 66\2; специальной инструкцией генерального инспектора бундесвера «О совместной работе с военными священниками». Религиозность военнослужащих рассматривается как фактор обеспечения морально-психологической устойчивости. Доля верующих – от 60 до 80% личного состава. Около 300 священников (на 2000 –1500 военнослужащих 1 священник) по штату от бригады и выше во всех штабах бундесвера. Задачи службы: выявление и устранение «духовных конфликтов» - в мирное время; ликвидация противоречий, возникающих между религиозным сознанием солдат и характером задач, выполняемых войсками. Работа капелланов направлена на усиление чувствам долга, укрепление дисциплины, товарищества, взаимопомощи, поддержание высокой морально-психологической устойчивости у военнослужащих и населения, снятие психологических стрессов и реабилитацию пострадавших от боевых психических травм и т.д.

Состав психологической службы бундесвера: психолог – крупный штаб – от соединения и выше; психиатр – в санитарных батальонах и военных санаториях (3-6 человек в дивизии); офицеры органов воспитания – имеющих педагогическое образование; гражданские психологи – анализирующие зарубежный опыт, обучающие командный состав основам психологии и «психологической обороны».

Главным является морально-психологическая подготовка личного состава. Ее задача – обеспечение психологической готовности военнослужащих к ведению активных боевых действий в условиях, как мировой, так и ограниченной войны, в любых природно-климатических условиях, а также: преодоление страха и паники; укрепление групповой сплоченности; достижение непрерывного и твердого руководства; упрочнение взаимоотношений между военнослужащими в небольших группах (отделение, расчет, экипаж).

Вторая задача – осуществление психологической обороны – психологических операций. Проведение «консолидирующей» пропаганды на свои войска и население, и подрывной – на войска и население противника.

По данным печати в специальных частях бундесвера отрабатываются особые методы психологической подготовки (саморегуляция, медитация, экстрасенсорное восприятие и т.д.). Острыми вопросамы являются переподготовка личного состава к морально-нравственной и психологической перестройке.


Основные направления исследования достижений военной психологии за рубежом

Военная психология в Великобритании в годы первой и второй мировой войны развивалась по следующим направлениям:


I Мировая война

II Мировая война

- психологическая война;

- боевая деятельность солдат;

- психология летной деятельности;

- разработка тестов профпригодности.

- разработка методов отбора с использованием тестов;

- методы тренировки;

- решения проблемы работы органов чувств в бою;

- проблема боевого истощения;

- отбор летчиков, их утомляемость;

- предел работоспособности;

- отбор командных кадров – ролевые эксперименты;

- психологическая война.

Для повышения качества морально-психологической подготовки военнослужащих Великобритании в настоящее время командование считает необходимым: максимально приблизить боевую подготовку к условиям современной войны, осуществляя ее на грани физиологического и психологического истощения личного состава. В процессе обучения приоритет отдается формированию у военнослужащих морально боевых качеств в ночное время. Для этого отводится одна треть всего времени боевой подготовки на ночные занятия. Важным направлением считается стремление осуществлять привитие навыков, прежде всего в экстремальных условиях. Для этого рекомендуется проводить учения, как правило, на незнакомой местности, в условиях, изобилующих большими неожиданностями для офицеров и солдат. Для командиров всех степеней стоит задача, чтобы во всех видах подготовки (тактической, специальной, строевой, физической) процесс обучения содержал как можно больше элементов морально-психологической закалки. Поэтому занятия рекомендуется проводить обязательно с боевой стрельбой, с бомбометанием, обкаткой танками с имитацией ядерных взрывов, практиковать наступление за реальным артиллерийским валом, с созданием шумов, дымовых завес, с введением элементов риска и опасности.

В подготовке личного состава широко используется самовнушение и релаксация в интересах укрепления внутригрупповой сплоченности и «групповой интеграции». Психологическим механизмом этого процесса является мотив, чтобы в процессе преодоления трудностей военной службы, сохранить состав боевых подразделений и главное не опозориться в бою перед лицом товарища (моральная изоляция). Используется внимательное комплектование, избегание конфликтов и неуставных взаимоотношений, комплектование по национальному признаку (англичане или валлийцы или шотландцы), по принципу землячества. Это способствует формированию корпоративного духа, слаженности, взаимовыручки. Опираясь на национальные черты характера англичан, рекомендуется развивать привычку к строгому порядку, дисциплину и организованность, расчетливость и стойкость, хладнокровие и сдержанность, находчивость. Для привития навыков твердого и непрерывного управления используют в частях «сестер милосердия» - специально обученных и имеющих опыт педагогической работы женщин, которые вносят элементы спокойствия в действия мужчин.

В учебном процессе используются тесты для определения способностей быть лидером и пользоваться доверием подчиненных, обучают правилам поведения с сержантским составом, с солдатами, моделируются возможные конфликтные ситуации, курсантам даются знания о приемах обучения: как выслушать подчиненного, как проанализировать у него проблемы, у солдат формируется уверенность в своем оружии, уверенность в превосходстве «английского образа жизни». Психиатр и психолог введены в штат каждой дивизии.

Израиль. В Генеральном штабе имеется отдел социально-психологических исследований. Его сотрудники (психологи) закреплены за всеми соединениями ВС, которые изучают моральное состояние перед боем и после него, поставляют наиболее важную информацию командованию о морально-психологической атмосфере, политико-моральном состоянии и социальных процессах в войсках. На основе этой информации разрабатываются конкретные рекомендации.

В Израиле существует тщательно продуманная система отбора и обучения военнослужащих – всеобщая военизация общества для всех мужчин и женщин (мужчины – до 54 лет, женщины – до 38 лет или до вступления в брак) с обязательной 2-х месячной переподготовкой ежегодно.

Широко практикуются специальные мероприятия в ходе боевой подготовки: максимальное приближение психики солдата и офицера к восприятию реальных факторов современной войны; много уделяется внимания формированию групповой сплоченности (использование социально-психологических тренингов); быстрое вступление в боевые действия на территориях противника.

Метод воспитания – очень большой (жесткий) спрос за плохие оценки на итоговой проверке, налагаются взыскания за небрежность в хранении оружия, перевод в пехоту за низкую стрельбу из оружия, или в подразделения облуживания.

Франция. Заслуживает внимания концепция французских военных психологов, акценти­рующая внимание на вопросах, связанных с морально-психологическими возможностями, как солдата, так и подразделения в целом. Cуть концепции состоит в том, что будущая война будет стрессовой, поэтому уже заранее необходимо больше вни­мания уделять психологической подготовке и учитывать ее уровень при постановке задач подразделениям. Для определения степени психологической подготовленности личного состава были обоснованы шесть основ­ных психологических факторов (параметров), влияющих на боеспособность: уверенность в технике и вооружении, уверенность в командире, уверенность в себе, слаженность подразделения, моральные возможности, восприятие законности уверенных действий, личностная ситуация в бою.

В психологическом центре Вооруженных сил Франции был разработан и изображен в виде диа­граммы ряд тестов, позволяющих в абсолютных единицах измерения определить степень выраженности того или иного фактора. С помощью тестов удалось достаточно точно оп­ределить уровень морально- психологических возможностей подразделений. Для его выявления данные, полученные в одном подразделении, сравниваются с данными другого, имеющего лучшие результаты. Это позволяет наметить направления в работе по дальнейшему совершенствованию психологической подготовки личного состава, а так же конечный возможный результат. Путем сравнения результатов можно также прогнозировать возможности того или иного подразделения при выполнении поставленных задач.

Силы самообороны Японии. Есть офицеры специальных «органов воспитания», имеющие педагогическое или психологическое образование. Существует специальная система, способствующая быстрой адаптации военнослужащих к условиям военной деятельности: говорить только то, что положено военнослужащему (то есть отказ от прошлого образа жизни); основа армейской жизни – это абсолютное послушание (нет места протестам, критике). 50% занятий проводится в специально-оборудованных районах, где имитируется боевая обстановка.

 


ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИНОВ РФ

 

Духовные основы боевой деятельности военнослужащих

Само начало нашей государственности тесно связана с христианством. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией и приобщала славянские племена к письменности, которую Русь получила сразу же после крещения, обязана стремлению известных религиозных прос­ветителей - Кирилла и Мифодия - донести до славянских народов сущность христианства на их родном языке. Вместе с церковной литературой проникала на Русь и литература светская.

Деятели Церкви выступали как дипломаты, судьи, посредники. Возникновение большого количества монастырей сделало их форпостами культуры, своеобразными духовными академиями. Весь русский Север был колонизован монахами, которые искали себе уединение в лесной глуши для совершения своего молитвенного подвига. Высокий авторитет таких подвижников в народной среде того времени привлекал к ним людей разных положений и достатка, которые, в поисках «духовного кормления», селились рядом. Так возникали монастыри, возле них - селения, а затем - города. Типичный пример этого - Троице- Сергиева Лавра, основанная Сергием Радонежским в глухом медвежьем углу, ставшая ныне центром русского православия.

Ученики Сергия осваивали Север, благодаря монашеству обжиты Соловецкие острова, где было организовано уникальное хозяйство, позволявшее в условиях дикой северной природы выращивать такие сельскохозяйственные культуры, которые в обычных условиях там не могли произрастать.

Монастыри были средоточием «книжной мудрости», хранителями библиотек, академиями живописи и архитектуры, земледелия и огородничества, и даже - психологии. Они, зачастую, выступали как крупные научные и культурные центры, в которых накапливались большие запасы знаний и были люди не только владевшие пером, но и умевшие работать научно.

Такое же влияние оказало принятие христианства и на развитие ремесел. Техника резьбы по камню заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика впервые стала употребляться для украшения церковных зданий. То же надо сказать и о фресковой живописи. В художественной области влияние крещения выразилось особенно ярко. Сохранились поразительные по своей ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства.

Церковь была непосредственной участницей в деле ликвидации такого родового института, как кровная месть. Таким образом, с самого начала своего проникновения на Русь, христианство стало стержневой основой в процессе формирования русского национального характера.

Эпоха Петра явилась переломной в развитии русского общества. Этот перелом отразился и на отношении к Церкви и ее институтам. В смутное время Церковь вновь приобрела тот авторитет, который помогал возрождению го­сударственности. Этот процесс завершился при Петре I упразднением патриаршества и созданием синодальной системы, при которой Церковь ставилась в полное подчинение государственным чиновникам, не имевшим ни духовного авторитета, ни глубины понимания всей сложности внутренней человеческой природы, знанием которой отличались истинные подвижники православия. Такая обстановка вносила в церковную жизнь казенно-бюрократический дух, роняла авторитет священства в глазах народа. При Петре I был введен штраф за подачу милостыни (от 5 до 10 рублей) и телесные наказания с последующим вырезанием ноздрей и ссылкой на галеры «за разглашение видений и чудес». Церковная благотворительность ставится под жесткий контроль. Параллельно с ужесточением такого контроля, уничтожается приход как самостоятельное финансовое образование. В 1723 году выходит приказ не подстригать в монахи, так что к 1740 году русское монашество состояло из дряхлых стариков, а основатель старчества в России преподобный Паисий Величковский был вынужден эмигрировать в Молдавию. К тому же в монастырях был введен запрет на бумагу и чернила, чтобы лишить их значения традиционных центров книжности и учености. Тем самым было начато разрушение оснований народной духовности и тех хранилищ бесценной мудрости, которые обеспечивали нравственное и духовное формирование человека.

Эстафету святости подхватывают «святители» - то есть те, кто занимал достаточно высокое место в церковкой иерархии. Одним из первых в этой плеяде был Дмитрий Ростовский (1651 -1709). С него начинается собственно отеческая литература по вопросам «формирования личности».

Дмитрий Ростовский известен как весьма разносторонний человек - богослов, моралист, духовный наставник, учитель и просто писатель. Из его учения наибольший интерес для психолога представляет, пожалуй, учение о добродетельном совершенстве и о жизни трудолюбивой и созерцательной.

Письменные произведения Дмитрия Ростовского весьма разнообразны и многочисленны. По характеру их можно разделить на учительные (поучения, жития святых), апологетические («Розыск», то есть сведения о старообрядцах), исторические («Летописец»), богословские (отдельные трактаты).

В центр внимания православного учения Дмитрия Ростовского о личности ставится тема ответственности человека за самого себя и его способности изменяться к лучшему. Эта тема свободы человека в выборе пути добра и зла и возможности созидать свой характер, является, пожалуй, ведущей темой христианской психологии. Дмитрий Ростовский призывает к добродетели, к любви к Богу и ближнему, к самоотречению, смирению, благодушию и пр. – то есть проповедует то традиционно русское религиозное учение, которое оказало значительное влияние на формирование национального характера. В своих трудах он описывает идеальную личность, отличительной чертой которой должно быть добродетельное совершенство, и с позиции этой цели, создает свою типологию личности, характеризуя психические структуры человека.

Основанием для предполагаемой Дмитрием Ростовским личностной типологии служит степень добродетельного совершенства. К ним относятся:

1) вера в Бога;

2) вера в посмертное существование;

3) вера в неизбежность воздаяния за гробом (характер воздаяния прямо пропорционален степени соблюдения в жизни евангельских заповедей).

Достигается совершенство главным обра­зом, любовью. Любить нужно то, что Бог любит, и никогда не любить того, чего Бог не любит; делать то, что богу угодно и старательно избегать того, что не угодно Богу.

Вернемся к вопросу о типологии. Дмитрий Ростовский допускает существование разных степеней добродетельного совершенства в зависимости от побудительных причин. Это добродетель заинтересованная, добродетель рабская, добродетель сыновняя.

Добродетель заинтересованная принадлежит такому человеку, который имеет «положительную мотивацию» в выборе характера своих действий - возможность достичь «царствия небесного», то есть согласен исполнять заповеди Божии, в обмен на награду в виде «царствия небесного».

Второй тип добродетели (добродетель рабская) соответствует ситуации «отрицательной мотивации»: человек стремится избежать наказания в виде адских мучений, и потому старается исполнять заповеди Божии. Такой человек «состоит в чине раба», потому что он творит доброе - страшась наказания.

И, наконец, третий тип добродетели (добродетель сыновняя) присущая человеку, который исполняет заповеди ради самой любви к Богу - он ни воздаяния не ищет, ни мук не боится, ибо «совершенная любовь изгоняет страх вон; любит же Отца ради самой любви к Отцу и ни в чем не преступает его воли ...».

Центральной идеей личного совершенствования в православии является идея уподобления Богу. Божественное совершенство, присущее Богу, является примером и причиной человеческого совершенствования. С православной точки зрения, человек является тройственным существом, состоящим из тела, души и духа. По утверждению Дмитрия Ростовского, душа, будучи единой, обладает тройным свойством, по образу Святой Троицы – «Божественного (Естества в Трех Лицах)». В самой душе выделяют три стороны качества или проявления, а именно – память, разум и воля. Каждое из этих проявлений соответствует определенному лицу Троицы: память – Богу Отцу; разум - Богу и Сыну; проявление воли – Духу Святому.

Старчество, как духовное явление, существовало и до Паисия Величковского. Но как школа, имеющая твердое обоснование в святоотеческом подвижничестве и литературе было введено именно старцем Паисием Величковским. Он выделяет «большие или начальные добродетели», исполнение которых приводит к обретению и прочих. К таким добродетелям относятся: Bepa, любовь к Богу и людям, пост, воздержание, бдение, молитва Иисусова, смирение и смиренномудрие, безмолвие и молчание, не стяжательность, рассуждение.

Из этих десяти добродетелей самые основные: пост, бдение с изучением божественных писаний и молитва Иисусова. Этот список добродетелей является как бы категориальной сеткой, которая задает свойства или способности, которыми отличается, совершенная личность. Исходным пунктом считается страх Божий, то есть благоговение перед Богом и перед его заповедями, которые следует неукоснительно исполнять. «Страх Божий - начала духовной премудрости». «Страх Божий рождает веру, вера - надежду, надежда - любовь к Богу и людям, любовь - терпение и иные многие добродетели, терпение - послушание и всякую добродетель, послушание - упование, упование — пост, пост - чистоту и безмолвие, безмолвие же рождает воздержание, молитву, слезы, бдение, плач, бодрость, трезвение и иное многое, и отсекает всякое злоязычие; плач рождает не стяжание, не стяжание же рождает правду и отсекает всякий спор; молитва рождает рассуждение, трезвение ума, слезы, радость, смирение сердечное, кротость; смирение рождает смиренномудрие, отсекает гордость, тщеславие и растит плод духовный. От этих добродетелей уничтожаются все душевные и телесные страсти, и мало — помалу умножается благодать. Эти добродетели необходимы для здоровых телом и одержимых плотскими страстями».

Добродетелям в человеке противостоят страсти. Слово «страсть» означает страдание, мучение и относится к плохим сторонам нашей натуры, обрекающим нас на страдание. Это то неразумное и эгоистичное в нас, что, являясь лишь частью нашей природы, занимает не подобное место, подчиняя себе целое. Это то дурное, что стало привычкой и превратилось в составную часть характера - человек невольно, автоматически совершает дурное. Не человек владеет страстью, а страсть владеет им. Например, алкоголик не в состоянии справиться со своей пагубной привычкой она подчиняет себе всю его жизнь - и внутренняя иерархия ценностей искажается.

Паисий Величковский прослеживает и генезис страстей. Забвение, гнев и неведение являются тремя страстями, предшествующими всякому греху, так как «не совершит человек ни одного греха прежде, чем он предварительно не расположится ко всякому греху, ко всякому злу забвением, гневом или неведением. От них происходит душевное не чувствие. Прежде всего, рождается маловерие. Маловерие же порождает самолюбие - начало и конец всякого зла. Самолюбие порождает не милосердие и сребролюбие. От сих двух происходит во всяком месте всякое несчастие, и жесткие злодеяния, сребролюбие порождает гордость... гордость порождает славолюбие … славолюбие порождает сластолюбие… сластолюбие порождает памятозлобие … памятозлобие порождает мрачную и злобную хулу на своего брата. Хула порождает временную печаль, как ржавчина, съедающая человека. Печаль порождает безумную наглость. Наглость порождает тщеславие... тщеславие порождает невоздержанное многоречие. Многоречие порождает празднословие и уныние. Уныние порождает мрачный сон. Если кто эти страсти победит, тому и прочие покорятся, - каковы: страхования, ужас, зависть, ненависть, лицемерие, лесть, ропот, неверие, лихоимство (стремление нажиться на горе других), пристрастие, вещелюбие, малодушие, острожелчие, самомнение, любоначалие (любовь к властвованию над другими), человекоугодие, дерзость, смех, совершенное падение, невыразимый ров и погибель через отчаяние, в каком состоянии человек сам себя убивает».

Повседневная жизнь должна была неизбежно отвлекать монахов от размышления о Боге, от молитвы. И, в то же время, необходимым условием монашеского пути являлось требование достичь никогда не прерывающегося «богомыслия» и непрестанной молитвы. Как совместить эти требования? Метод перетолкования, предлагаемый Тихоном Задонским в его книге «Сокровище духовное от мира собираемое» и должен был обеспечить такое совмещение.

Суть этого метода в том, что все вещи и события, с которыми сталкивается монах или глубоко верующий мирянин, рассматривались как знаки или напоминания о других вещах — духовных. Допустим, мы обнаружили пятно на своей одежде, которое привело нас в расстройство. Увидев его, мы сразу должны подумать о том, как неприятно Богу, ангелам и святым видеть пятна греха на наших душах.

Другой пример, нас раздражает шум и беготня детей. Следует представить себе, какой шум и гам поднимается в душе, когда она - забывает о Боге.

Мы ощущаем приятный или неприятный запах. Можно перетолковать это так: всякая душа издает свой запах - добрая хороший, а страстная - дурной и т.д.

Эти примеры показывают, что нужно уметь постоянно устанавливать ряд ассоциаций между нашими обычными впечатлениями и восприятиями и тем содержанием сознания, которое мы хотим сохранять в своем уме. Чем-то такой прием напоминает искусство запоминания: «Вещи, с которыми мы сталкиваемся, являются чем-то вроде «узелков», человек может постоянно пребывать в состоянии размышления о необходимости следовать определенной тактике поведения, культивируя в себе требуемые добродетели».


Содержание духовной практики и ее значение для подготовки военнослужащих Вооруженных Сил к бою

В приветственном слове Патриарха Московского и всея руси Алексия II при откррытии первой всероссийсуой конференции «Православие и Российская армия» (Москва, 25-27 октября 1994 г.) подчеркнуто, что русское воинство всегда было народным, всегда жило едиными чаяниями с сыновьями и дочерьми нашего Отечества, с которыми каждый ратник - был связан кровными и духовными узами.

Со времен святого князя Владимира - крестителя Руси - русские дружины всегда шли на брань под стягом с изображением Спаса Нерукотворенного, исповедуя тем самым веру свою. Все помнят и о том, как преподобный Сергий Радонежский благословил благоверного князя Димитрия Донского на битву и дал ему в помощь богатырей-иноков Пересвета и Ослябю.

В Смутное время начала XVII века князь Дмитрий Пожарский, готовясь выступить против интервентов, обратился к замечательному подвижнику тех лет - святому Иринарху Ростовскому, прося о духовной помощи, и святой благословил его.

В более поздние времена армия, лучшие полководцы также обращались к Церкви. Глубоко религиозным человеком был Александр Васильевич Суворов. Он хорошо знал богослужение, пел в храме, всегда уповал на помощь Божию. «Помилуй Бог!» - было любимым выражением знаменитого военачальника. В предверии Бородинской битвы все войско во главе с Михаилом Илларионовичем Кутузовым молилось, преклонив колена, перед Смоленской иконой Божией Матери. В благоприятном для русских исходе сражении, заложившем основу будущей победы, современники видели несомненную помощь Божию. Верующим человеком был крупнейший современный военный деятель - маршал Георгий Константинович Жуков.

Вера есть важнейшая сила, внутренне преображающая и укрепляющая. Гораздо чаще, чем светские люди, ратник заглядывает в лицо смерти, и нередко он должен решиться на самопожертвование. А такая сознательная решимость возможна только тогда, когда человек глубоко понимает, что такое жизнь и что такое смерть, когда он не боится смерти. Но кто же не боится умереть? Конечно, только тот, кто верует в бессмертие, кто не сомневается, что жизнь вечна.

Сегодня Россия переживает глубочайший кризис. В этих условиях все сознательные силы озабочены поисками преодоления экономических, социальных, политических и духовных трудностей. Поразивший нас нравственный распад произошел после 70-летнего господства в стране государственного атеизма, который, как считают христиане, в первую очередь лишил людей четких моральных ориентиров, критериев добра и зла. Однако жизнь показала, что без твердых духовно-нравственных понятий, пригодных всем людям, без различий их положения, невозможно достичь устойчивых результатов ни в экономике, ни в политике, ни в каких-либо других областях жизни.

Эти духовно-нравственные основы есть, в первую очередь, понятия жертвы и подвига, о которых всегда учила Церковь и которые должны быть близки и понятны каждому воину. Для церковного человека служение Отчизне - это часть служения Богу. Недаром святой Иоанн Кронштадтский писал, что служба Отечеству есть образ главного, долженствующего, продлиться вечно, служения Царю Небесному, «приготовительная служба к служению на Небесах».

Как в отношениях страны с внешним миром, так и внутри ее армия должна стоять на страже законности, мира и порядка. Для этого российские воины должны обладать благородным мужеством и другими высшими духовно-нравственными качествами, искони отличавшими русского солдата и офицера. К сожалению, не секрет, что в настоящее время общественная нравственность у нас заметно снижается. Негативные явления, распространяющиеся среди молодежи, переходят и в армию. Военным руководителям, вероятно, лучше других понятна эта опасность. Деморализованные воины не боеспособны. Но чем поднять их духовный уровень, чем просветить их души?

Мы знаем, что начало возрождения общества, лежит, прежде всего, внутри отдельной личности. И мы обращаемся к каждому человеку с призывом рассмотреть самого себя, чтобы, при помощи церковного опыта, очиститься и измениться к лучшему.

Именно эта цель - очистить и изменить Душу человеческую, пробудив в ней лучшее, лежит в основе участия Церкви в жизни армии. Участие это сегодня многообразно. За время, прошедшее с момента падения государственного атеизма, стали уже привычными пастырские посещения военных гарнизонов и воинских частей, боевых судов, различных армейских учреждений. Помимо встреч и бесед с верующими воинами, пастыри, приходящие на военные объекты, совершают священнодействия, имеющие глубокий духовный смысл: освящение знамен, памятных знаков, военных кораблей, самолетов и так далее.

В ряде военных учебных заведений стало уже доброй традицией чтение лекций иерархами, клириками, богословами нашей Церкви. Было проведено несколько конференций, посвященных взаимодействию Церкви и армии, в которых участвовали военные и церковные ученые, и практические труженики. Все больше воинов приходит в православные храмы.

Церковь и армия всегда были с народом. Они помогали созидать российскую государственность, отстаивали жизнь и достоинство Отчизны, хранили ее достояние, ее культуру, ее духовное наследие. Армия и Церковь воплощали в своем служении дух, доблесть и гений народа. Подвигом своим они утверждали гражданский мир и согласие в обществе, объединяли народы России, сделав ее уникальным в своем многообразии и единстве связующим звеном между Востоком и Западом. Церковь и армия строили Россию в прошлом, им предстоит строить ее и в будущем.

Пришла пора воскресить исконные духовные традиции в армии и на флоте, вернуть из мрака забвения имена павших героев, провозгласив им в православных храмах вечную память, призвать помощь Божию на людей, исполняющих долг воинской чести и доблести, вдохнуть атмосферу благородства и уважения к человеческой личности в отношения между воинами, укрепить порядок и дисциплину в армии, и их главное сосредоточение - силу приказа, воссоздать в обществе исконное почтение к ратному труженику, призвать российскую молодежь с честью и достоинством совершать служение защитников Отечества.

Имея за собой тысячелетнюю духовную традицию и видя вновь открывшуюся духовную одаренность России, мы не можем более забывать об освященной веками взаимосвязи воинства и Церкви, верные чада которой - православные солдаты и офицеры - суть свидетельство и основа нашего нерасторжимого единства. Им и призваны сегодня посвятить свои труды православные пастыри и миряне, вступившие на поприще церковного служения людям в военной форме.

Настало время в полной мере Церкви Русской приложить все силы для того, чтобы Слово Божие и братская христианская забота дошли до каждого воина, ощущающего себя православным христианином. Настал час и для Российской Армии возвысить и одухотворить весь строй своей жизни, наполнив его священными и благородными духовными традициями нашего народа.

Залогом успеха в этих благих начинаниях - вся история Государства Российского, всемирно известные храмы - памятники воинской славы, имена святых полководцев. Залогом тому - наша вера в будущее России.

Вчитываясь в летописные источники нашей страны, внимательный исследователь обязательно обратит внимание на тот факт, что князья и военачальники призывали свои дружины встретить врага следующими словами: «Други и братья! Постоим за — Русь-матушку, за дом Пречистая Богородицы!» И напрасно было бы думать, что этот призыв принадлежит допетровской Руси - такими же словами, к примеру, звал своих, солдат на ратный подвиг великий русский полководец Суворов, о чем свидетельствует его знаменитая «Наука побеждать».

Этот лозунг «Постоим за Русь, за дом Пречистая Богородицы» глубок по смыслу. Он свидетельствует: наши предки относились к своей Родине не просто как к месту проживания или обладанию каким-то огороженным куском земли. В понятие «Родина» входило все ее национальное -многообразие - и земля, и история с ушедшими предками, и традиции, и культура, природа и весь окружающий мир, людская общность и, конечно же, отеческая вера в Бога. В «русского Бога», как называли его татаро-монголы, турки и другие завоеватели земли Русской. Православная вера на Руси была тем краеугольным камнем, на котором зиждилось само понятие Руси. Вера была основой и в то же время хранительницей обычаев предков, праздничных и будничных обрядов, всего уклада повседневной жизни. Даже само понятие «русский» поэтому носило не национальный, а религиозно-космологический характер. Принимающий Православие становился русским по духу, к какой бы нации он не принадлежал. И наоборот - слово «христопродавец» было серьезным обвинением, означавшим часто предательство Родины. Факт этот очевиден. История России есть история войн, история постоянных попыток ее завоевания. В этих условиях только глубокая и сильная идея, сильная вера, какой и было Православие, могла сплотить людей и сохранить самобытность народа и его государственность.

Вспомним такой момент: подготовка к битве заключала в себе не в последнюю очередь духовный элемент. Так, прежде чем выступить против польско-литовских интервентов, нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, наложило на себя трехдневный пост. Постились все - не давали пищу даже скотине. И это был не просто церковный обряд, невкушение пищи. Это был духовный обет, сильная духовная подготовка, после которой уверенным в своей правоте русским воинам не страшны были преграды.

Вообще, готовясь к сражениям, воины надевали чистое белье, воссылали молебствия Христу Богу и Пречистой Его Матери и по возможности исповедовались, просили друг у друга прощения и причащались. Ратники как бы сами себя готовили к погребению, чтобы чистыми предстать перед Всевышним и приобщиться к вечности. Преодолевался страх смерти и вслед за ап. Павлом они могли воскликнуть: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?».

Был ли во всем этом смысл? Несомненно. Об этом говорит следующий факт: 19 ноября 1853 года при Баш-Кадык-Ларе между Александрополем и Карсом 9 тысяч русских одержали победу над 36 тысячами турок. Как свидетельствовали участники сражения, в момент боя, уповавшим на помощь Божию русским солдатам, являлась Матерь Божия... Таких примеров, надо сказать, можно привести немало.

Со своей стороны, Православная Церковь как хранительница веры народа, понимала свою ответственность, в сохранении устоев государственности и самого существования России. Навсегда в памяти народной остались имена собирателя русских земель Сергия Радонежского и посланных им на Куликовскую битву иноков Пересвета и Осляби, прославленного полководца монаха Александра Невского, патриарха Гермогена, до последних дней своей жизни призывавшего сограждан подняться на борьбу с польскими захватчиками и многих, многих других епископов, священников и монахов. Церковь принимала самое активное участие в жизни государства и его вооруженных сил. Было время, когда она оставалась вообще единственной реальной силой, способной собрать вокруг себя народ и способствовавшей объединению разрозненных земель.

Однако спросим себя: имеют ли какое-нибудь значение все эти факты сейчас, в наши дни, когда, кажется, атеизм и нигилизм проникли во все сферы жизнедеятельности общества, когда как уж более 80 лет Армия обходится без Церкви, без религии? Но как это ни странно, массовое безверие с одной стороны и запрещение религии с другой породили множество проблем, причем, достаточно серьезных, закрывать глаза, на которые не только невозможно, но и не следовало бы во избежание существенных осложнений, нельзя не замечать религиозного фактора в жизни Вооруженных Сил. Беспокойство состоянием дел в этом отношении проявляют на самом высоком уровне.

В последние годы заметно снизился уровень духовности призывников. В армию приходит все больше молодых людей, не питающих должного уважения к чести, обычаям, традициям, истории других народов. Более того, часть из них уже имеет националистические взгляды и настроения". Такое признание обязывает. Действительно, безверие породило у молодого поколения не просто нигилизм. Юноши приходят служить в армию уже, бывает, плененные пагубной привычкой пьянства. Другие, как говорят в народе, не боятся «ни Бога, ни Диавола». Для таких святость присяги, долг, честь являются пустым звуком. Бывают и такие, что готовы не только технику и оружие, но и родину продать тем, кто готов заплатить хорошие деньги. Эти проблемы требуют к себе определенного внимания, и религия здесь, несомненно, может помочь в патриотическом и духовно-нравственном воспитании военнослужащих.

В настоящее время взаимоотношения между Церковью и Армией вновь налаживаются. Как и в какую сторону они будут развиваться - зависит от множества обстоятельств.

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 2