Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 3

ПСИХОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

Понятие ответственности в психологии.


Ответственность — важнейшее свойство личности. Термин «ответственность» имеет прямое отношение к различным областям психологии. Содержание этого понятия анализируется в связи с изучением личности, когнитивных процессов, психологии управления, нравственного воспитания. В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности: «Ответственность — это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения».

В психологическом словаре ответственность понимается как осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъект ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и т.п.) и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга).

Слово «ответственность» было введено в научный обиход А. Бейном в книге «Эмоции и воля» (1865 г.). Ответственность связывают с вопросом наказуемости, так как любой вопрос, возникающий при обсуждении этого термина, является вопросом обвинения, осуждения и наказания. Дж.Ст.Милль (XIX век) так же, как и А.Бейн, связывают ответственность с наказанием.

В психологической литературе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с определением параметров ответственного поведения, путей и средств воспитания ответственного отношения к общественно полезной деятельности, выявление механизмов формирования ответственности. Так, отечественный исследователь проблемы психологии ответственности К.Муздыбаев отмечает, что этимологически слово ответственность происходит от глагола «вещать» и относится к старославянскому понятию вече, означавшему совет, уговор, согласие.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, то есть пределы долга. Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей. В качестве субъекта ответственности могут выступать: отдельная личность; группа как определенная общность людей; государство как некая макроструктура. Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:

1) общественно значимое лицо (например, президент, король, руководитель компании и т.п.);

2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.

Существуют различные виды ответственности. Например, выделяют политическую, юридическую, моральную, профессиональную, социальную и др. В качестве одного из критериев социальной ответствен­ности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обусловливающие их.

Осознание личностью своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Субъект, прежде всего, отвечает за свои действия перед самим собой, а не перед внешней инстанцией. Наличие инстанции как таковой является важным фактором, регулирующим не только индивидуальную, но и общественную жизнь. Количество инстанций, перед которыми человек несет ответственность, достаточно велико.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, то есть сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества. Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я». Здесь как раз и возникает проблема «быть или не быть» или «быть или казаться». Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.

Человеку свойственно приписывать ответственность либо внешним силам (случаю, судьбе и т.п.), либо собственным способностям, стремлениям. В зависимости от этого формируются определенные стратегии поведения человека, которые укладываются в рамки понятия «локус контроля».


Четыре направления в исследовании ответственности

В отечественной психологии выделяются четыре направления в исследовании ответственности:

1. В рамках первого направления, которое освещает проблему воспитания ответственности на разных возрастных этапах, занимались: К.А.Климова (1968), Т.В.Морозкина (1984), В.М.Пискун (1988), Т.Н.Сидорова (1987), Л.С.Славина (1956), Н.М.Тен (1980) и др. Важным является то, что в исследованиях показаны основные параметры, условия формирования, ве­дущие факторы, влияющие на процесс становления ответственности, а также структура социальной ответственности в единстве когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов.

2. В рамках второго направления ответственность рассматривается как социально - психологический феномен в условиях совместной деятельности. Данными исследованиями занимались В.С.Агеев (1982), Е.Д.Дорофеев (1990), Л.А.Сухинская (1978) и др., подчеркивая социальность этого качества, обусловленную генетически. В данных работах изучение ответственности происходит в рамках реальной трудовой деятельности, раскрывая, основные референты ответственности: эмоциональные, когнитивные, поведенческо-волевые.

3. К третьему направлению относятся работы В.А.Горбачевой (1985), К.Муздыбаева (1983), А.Л.Слободского (1976), в которых исследуется проблема формирования ответственности в конкретной деятельности, причем деятельности ведущей на данном этапе развития личности. Социальная ответственность рассматривается, как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия.

4. Четвертое направление - Л.И.Дементий (1988, 1990) предложила применить типологический подход для исследования ответственности, рассматривая ее, как гарантирование личностью достижения результата (а потому - обеспечение способа его достижения) собственными усилиями при заданном уровне сложности и ограниченном времени с учетом возможных неожиданностей, трудностей, то есть овладение целостностью ситуации и построение оригинального контура деятельности.

В военной психологии, в том числе в работе Н.Н.Семененко ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею каких-то социальных или нравственных требований. Однако понятие это многогранно. В его историческом развитии существует несколько векторов: от коллективной к индивидуальной, от внешней к внутренней, психологической, от ретроспективной (ответственность за прошлое, вина) к перспективной (ответственность за будущее, обязанность).


Внутренняя структура профессиональной ответственности военнослужащих включает в себя:

а) знания о профессиональной ответственности, о нормах и правилах, через которые реализуется это качество - когнитивный компонент;

б) иерархия мотивов профессионально ответственного поведения - мотивационный компонент;

в) эмоциональная стабильность и устойчивость военнослужащих, а также проявление волевых усилий при достижении цели – эмоционально-волевой компонент.

Поведенческий компонент - выражается в выборе и осуществлении определённой линии поведения.

Таким образом, профессиональная ответственность – это интегративное качество военнослужащего, проявляющееся в его способности принимать обоснованные решения в сфере своей профессиональной деятельности, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации и готовности отвечать за их результаты и последствия. Взаимосвязь четырех компонентов профессиональной ответственности курсантов может быть представлена следующим образом:


Когнитивный

компонент

Знание сущности

профессиональной

ответственности,

социальных,

служебных,

правовых,

нравственных

норм поведения,

формирование

убеждений.

Мотивационный

компонент

Формирование

мотивов

профессионально

ответственного

поведения и

деятельности у

военнослужащих

Эмоционально-

Волевой компонент.

Чувство долга,

Переживание

Эмоций в ходе

Учебно-боевой

Деятельности,

проявление

волевых усилий

при достижении

цели.

Поведенческий

Компонент

Поведение военнослужащего при выполнении служебных обязанностей, доведение порученного дела до конца и отчет за результаты и последствия своей деятельности

Профессиональная

Ответственность

Исходя из сущности и структуры профессиональной ответственности военнослужащего, выступающей в единстве когнитивного, мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов, Н.Н.Семененко выделяет основные ее показатели Семененко Н.Н., 1998):

- степень обоснованности принятого решения в сфере профессиональной деятельности;

- эмоциональная стабильность и настойчивость по его реализации;

- добросовестность в выполнении своих функциональных обязанностей;

- готовность отвечать за результаты и последствия своей деятельности.

Профессиональная ответственность не появляется сама по себе, она начинает формироваться с началом трудовой деятельности, у военнослужащего- с призывом в Вооруженные силы.


Интегральный характер ответственности военнослужащих и особенности ее формирования

Выполняя основные функциональные обязанности, военнослужащий решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами выступают боевые, экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и другие задачи. Военнослужащий обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.

В служебной деятельности особо важны юридическая и социальная ответственности.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам, приказам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не должна делать воинская часть, группа или экипаж, как отдельный элемент организации, отдельный военнослужащий как объект деятельности.

В отличие от юридической, социальная ответственность — это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями. В единстве юридической и социальной ответственности проявляется ее интегральный характер. Это, прежде всего, заключается в том, что военнослужащий несет ответственность перед государством, перед народом. Самое дорогое, что есть у человека это жизнь. Военнослужащий как никакая другая социальная группа населения рискует жизнью. Поэтому его ответственность лежит не только в рамках закона, приказа или регулирующими органами требований. В качестве примера социально ответственного поведения можно привести добровольное пожелание выполнять сложные и ответственные задачи. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным.

Другой пример проявления социально ответственного поведе­ния — донорская деятельность для оказания экстренной помощи раненому сослуживцу. Это — пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

Формированию социальной ответственности предшествует явление «социализации» и адаптации к выполняемым задачам. Социализация — это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, который в последующем вос­производится в деятельности. Военнослужащий никогда не смог бы стать личностью, если бы не был необходимым образом социализирован. Адаптация военнослужащего к тем нормам и правилам, которые приняты в воинском коллективе одно из необходимых условий развития личности. Находясь в воинском коллективе, военнослужащий приобретает необходимые знания, умения и навыки общения с людьми в процессе воспитания и обучения. Поэтому социальная ответственность связана с выполнением общих правил, которые усваиваются военнослужащим.

Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе освоения служебных и профессиональных обязанностей, начиная с прихода в воинский коллектив. Постепенно из внешних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями.

Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля военнослужащего (его называют самоконтролем), то есть психологической регуляции деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

Осознание военнослужащим необходимости интегральной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других.

Важнейшим регулятором поведения военнослужащего является осознание им ответственности, в чем большую роль играют групповые нормы. Поэтому психологический механизм реализации ответственности военнослужащим основан на групповых нормах поведения. Психологической предпосылкой ответственности является выбор определенной линии поведения военнослужащего, который использует различные стратегии поведения, признавая ответственным за свои действия и поступки либо себя, либо внешние силы. Формирование групповых норм поведения возлагает на военнослужащих ответственность за свои действия. Когда говорят, что военнослужащий нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют, и что человек должен им следовать.

Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, а также характера взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Практика формирования и функционирования подразделений, экипажей свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а складываются в процессе совместной деятельности военнослужащих. Можно сказать, что групповые нормы складываются спонтанно и становятся стандартами поведения всех членов подразделения. Групповые нормы способствуют выполнению определенных действий военнослужащими, выполняющими общую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных военнослужащих подразделения, но и всего подразделения в целом.

Зная групповые нормы, можно предвидеть, как поступит военнослужащий в конкретной ситуации. Благодаря существованию групповых норм поведения военнослужащие используют стереотипы, то есть определенные шаблоны в своих действиях как реакции на возникающие ситуации. Это позволяет военнослужащим успешно и адекватно управлять своим поведением. Отрицательными психологическими последствиями отсутствия групповых норм могут быть внутриличностные конфликты и состояние тревоги у военнослужащего, ставшего членом этой группы. Помимо этого, военнослужащего начинает испытывать страх перед возможным осуждением, порицанием со стороны командира и других сослуживцев. То есть система групповых норм контролируется самой группой. В данном случае социальная и юридическая ответственность военнослужащего совпадают, и ответственность принимает интегральный характер.

Ответственность военнослужащего следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. Поэтому, один военнослужащий может выступать хозяином своей судьбы, а другой «плывет по воле волн», то есть одна личность принимает на себя ответственность, а другая — уходит от нее.

Ответственным военнослужащим свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д. Данные качества лежат в основе политической, юридической, моральной, профессиональной, социальной и других видов ответственности. На их формирование и должна быть направлена воспитательная работа.


ПСИХОЛОГИЯ РИСКА В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

Понятие риска в психологии

В психологии под риском понимается действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи. Соответственно нерискованное действие (решение) - более спокойное, не связанное с угрозой неудачи, поражения, кажущееся более надежным и безопасным.

Риск связан с особенностями деятельности специалиста, а условиях ожидаемого неблагополучия, при возможном неуспехе в деятельности. Риск представляет собой ситуацию выбора между двумя допустимыми вариантами действий: менее привлекательным, но более надежным и более при­влекательным, но менее надежным, то есть исход, которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями, где неуспех влечет за собой наказание (физическая угроза, болевое воздействие, социальные санкции).

Риск может быть связан с выбором такого варианта действий (решения), который идет вразрез с инструкциями, предписаниями, жесткими правилами. Причем, если отступление от предписаний приведет к положительному результату, (успеху) деятельности, то оценка может быть не просто положительной, но и весьма высокая. При этом говорят, что военнослужащий действовал творчески. Но если постигла неудача - то будет предъявлено обвинение, в нарушении нормативных документов, в первую очередь в нарушении требований боевого устава. И к этому будет все сведено, хотя причинами неудач могут быть другими. Этим же будет объясняться и неудачный результат всей деятельности. Хотя подлинные причины неудач может вскрыть лишь полноценный анализ ситуации деятельности и уровня профессиональной и психологической подготовленности к деятельности специалиста в подобных ситуациях.

В психологическом словаре дается следующее его определение: «Риск - ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагополучных последствиях в случае неуспеха». Согласно этому определению термин «риск» может иметь следующие взаимосвязанные значения:

а) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае,

б) риск как действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травной, ущербом).

Таким образом, риск можно рассматривать как ситуацию выбора между возможными вариантами действий, в которых:

а) успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижения, соответствующих или не соответствующих уровню притязаний лица, принимающего решение;

б) неуспех влечет за собой наказание.

Принято также различать и ситуации, связанные с риском, которые могут быть связаны со способностями субъекта или их исход зависит от случая - шансовые ситуации. Исследования психологов позволили установить, что люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а не с навыком, когда человек считает, что именно от него зависит достижение результата.

В связи со сказанным различают:

- риск мотивированный, который рассчитан на ситуативные преимущества, например в технике и вооружений, в численном составе своих сил, в уровне его про­фессиональной и психологической подготовленности; на выгодность боевых позиции; на неожиданность выбора данного решения для противника и т.д.;

- риск немотивированный, который проявляется в процессе творчества, интеллектуальной активности - «бескорыстный» риск, например художественный риск режиссера или актера.

Проблема риска специфическим образом связана с социально-психологическими факторами при принятии групповых решений. Психологами установлено, что при этом обычно происходит сдвиг в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности. Выявлены три типа процедур сдвига к риску:

а) сравнение первичных индивидуальных решений с согласованным групповым;

б) сравнение первичных индивидуальных решений после согласованного группового решения с вторичными индивидуальными;

в) сравнение первичных индивидуальных решений после проведения групповой дискуссии без обязательного согласования с вторичными индивидуальными.

В ходе дискуссии каждый член группы предусматривает свое решение, чтобы приблизить его к ценностному стандарту группы.

В умении рисковать следует отличать оправданность риска от его результативности.

Исходя из соотношения ожидаемого выигрыша или проигрыша при реализации соответствующего действия (решения), выделяют оправданный и неоправданный риск.

Оправданность риска - это степень эффективности, про­гнозируемая в момент принятия решения. Риск оправдан, когда ожидается не только высокая эффективность, но и уверенность в правильности оценки, предвидении развития ситуации.

А.В.Петровский разработал концепцию неадаптивной активности личности. Ее суть проявляется в том, что в ситуациях связанных с возможной или непосредственной опасностью возникае своеобрахный феномен острого влечения человека к опасности. Это влечение само по себе является тенденцией неадаптивного поведения, так как исходя из "постулата сообразности" адаптивная активность должна быть направлена на избегание опасности и сохранение гомеостаза. Такой риск является "бескорысным", "спонтанным". Выделяют три группы побуждения активности данного типа:

1. Врожденная ориентировочная реакция как стремление к построению образа объекта, мера опасности которого неизвестна, именно со стороны тех его свойств, которые как раз и являются предметом опасений. Характер этого побуждения обусловлен предвосхищением эффекта эмоционального разрешения, переживаемой как "очищение" от неблагоприятных аффективных фиксаций.

2. "Жажда острых ощущений" как побуждение, обусловленное опытом преодоления опасности. Суть в том, что достичь состояния катарсиса можно только тогда, когда вероятность его достижения не слышком велика, а точнее, уравнивается с возможностью недостижения желанного состояния, то есть возникновения противоположного исхода опыта - фрустрации.

3. Ценностно-обусловленное стремление к опасности в виде "социальных установок, диктующих предпочтительность рискованных действий в противоположность осторожным.


Психологические особенности принятия рискованных решений военнослужащими в боевой обстановке

Результативность риска - это реально достигнутая эффективность принятого решения. Риск оправдан, когда не только ожидается высокая эффективность выполнения задачи, но и есть уверенность в правильности оценки ситуации, предвидении ее развития. Риск в принятии решения является одной из разновидностей боевого риска.

Рискованные действия, с одной стороны, увеличивают, а с другой - понижают возможность предполагаемого успеха, поэтому при прогнозе развития ситуации командир, склонный к риску, считает, что вероятность достижения пре­имуществ в результате рискованных действий выше, чем вероятность проигрыша. Однако в бою трудно с большой вероятностью, в деталях предвидеть развитие событий.

Например, условия, которые командир в момент принятия рискованного решения считает менее важными, могут стать основными и оказать несомненное воздействие на исход боя. Кроме того, даже самый обоснованный прогноз в бою может оказаться неточным. В силу этих обстоятельств оправданное рискованное решение не всегда приводит к победе, точно так, как и риск, оно лишь волей случая может стать результативным. Опыт войн показывает, что эффективность боя чаще всего обеспечивает только оправданно рискованное решение. Исследования военных психологов свидетельствуют, что действия командира будут рискованными тогда, когда он для достижения поставленной цели перераспределяет свои усилия: увеличивает вероятность выполнения одних ус­ловий, обеспечивающих успех, за счет других условий, которые в данной ситуации он считает менее важными. Рискованные действия, с одной стороны, увеличивают, а с другой - уменьшают возможность и степень предполагаемого успеха.

Группой военных психологов проведены исследования деятельности командиров по принятию решений на бой в годы ВОВ, в целях изучения их эффективности с учетом риска и без него. Результаты этой работы свидетельствуют о том, что более 70% рискованных решений обеспечили успех выполнения боевой задачи и лишь менее 30% из них оказались неэффективными. И наоборот, менее 50% нерискованных решений обеспечили эффективность выполнения боевых задач. Таким образом, рискованные действия командиров в бою оказались гораздо более эффективными по сравнению с действиями без риска. Проведенные исследования позволили сделать вывод, что эффективность риска зависит от двух основных факторов: от увеличения вероятности и степени выполнения боевой задачи по сравнению с нерискованным вариантом действий, а также от вероятности и величины возможных потерь вследствие рискованных действий, то есть от степени риска .

Наиболее сложным в психологическом отношении является риск срыва выполнения боевой задачи. Безусловно, командир всегда стремится к тому, чтобы потери личного состава и боевой техники исключить или свести к минимуму. Однако противодействие противнику крайне редко обходится без потерь.

Основой анализа риска в процессе принятия решения командиром явилось понимание его как формы проявления активности личности. Исследование показало, что, прибегая к риску, командиры, например, зенитно-ракетных частей стремились:

а) выполнить поставленную задачу в самых неблагоприятных условиях при невыгодном соотношении сил и средств (бой за мост через р. Хамронг), при неясности обстановки и т.д.;

б) сделать значительно больше, чем это определялось боевой задачей, сообразуюсь с конкретной обстановкой.

При исследовании вопроса: «Почему командир решается на риск» - было установлено, что в основе риска лежат расчет. Речь идет не о слепом и безрассудном риске, который в большей степени связан с импульсивностью в поведении, а о взвешенном соотношении уставных, типовых методов поиска решений с новыми идеями; новыми оригинальными способами действия, которые являются продуктом творчества и вдохновения.

Идя на риск, командир обычно рассчитывает в одном случае на хорошую подготовленность свою, личного со­става и техники; в другом - на внезапность; в третьем - на выгодное расположение своих сил и т.д. Как правило, на риск командир идет тогда, когда он всерьез воспринимает задачу (это редко достигается в учебных условиях) и не видит других (нерискованных, более спокойных) вариантов ее решения. Исследование показало, что рискуют те офицеры, у которых преобладает мотивация, направленная в первую очередь на выполнение долга, проявление ответственности, патриотизма (устойчивая положительная мотивация). Это беззаветно преданные Родине командиры, самоотверженные, отважные воины.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В МИРНОЕ ВРЕМЯ И В БОЮ

Природа агрессивного поведения

Термин «агрессивность» используется широко и несет в себе не только социально - негативный, но, в ряде случаев, и социально - позитивный смысл. Агрессивность является одним из существенных свойств личности, накладывающих отпечаток на процессы социального функционирования.

В настоящее время, в рамках изучения индивидуальной агрессивности личности отечественной складывается два основных направления исследований. Первое касается феномена аутоагрессии, преимущественно представленной изучением суицидального поведения (А. Г.Амбрумова, А. Р.Ратинов, А. В.Боенко и др.). Второе направлено на изучение гетероагрессивного поведения (Г.В.Морозов, Ю.М.Антонян и др.), где акцентируется роль внешних (ситуационных) и внутренних (личностных) факторов, при которых агрессивное действие становятся возможным.

Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, в которых нашли отражение взгляды как отечественных (в мотивационной теории агрессии), так и зарубежных (психоанализе; фрустрационной теории агрессии; в теории агрессии, как приобретенной модели поведения) показал, что на данный момент не выработано четких понятий «агрессия и агрессивность».

В психоанализе агрессивность понимается как тенденция или совокупность тенденций, цель которых причинение вреда другому человеку, а агрессия - внешнее проявление этих тенденций, которое может принимать форму как явно негативную, так и внешне позитивную, символическую (Р. Вельдер, К. Лоренц).

Во фрустрационной теории агрессии, усматривается причинно -следственные отношения между агрессией и агрессивностью и ориентированной на поиск внешних причин агрессивного поведения, агрессия понимается как модальности и формы поведения, а агрессивность - как приобретенное личное качество (Дж. Доллард, Миллер).

В теории агрессии как приобретенной модели поведения, агрессивность рассматривается как формируемое в процессе социализации личное качество, которое проявляется в агрессивном поведении не только в качестве психологической защиты, но и как инструмент удовлетворения потребности (А Бандура, Д. Ричардсон, В Денисов).

В мотивационной теории агрессии, агрессивность определяется, как тенденция к агрессии, которая представляет собой склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающее ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями (Е.В.Рогов, А.Петровский).

В определении агрессивности уже заложено представление о том, что агрессия возникает в результате сложного мотивационного состояния, в котором можно выделить как побуждающий (враждебность, гнев и т. д.), как и тормозящий (культурные стереотипы, чувство вины и т. д.) компоненты.

Таким образом, агрессивность - комплексное социально психологическое свойство личности, в котором заключена повышенная конфликтность, сформированная и приобретенная под воздействием биологических, психологических и социальных факторов. А агрессия - специальное поведение, выражающее в конкретном акте насилия, направленное на объект агрессии, наносящее физический и моральный ущерб для жертвы агрессии. Также необходимо отметить, понятия агрессия и агрессивность не синонимичны, что приводит к следующим выводам: не за всяким агрессивным поведением субъекта стоит агрессивность как свойство личности; агрессивность как свойство личности не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

Личность является наиболее сложным психологическим конструктом, в котором переплетаются множество социально - психологических и биологических факторов. Изменение одного из факторов существенно отражается на структуре агрессивности личности. В связи с этим представляют интерес рассмотрение биологических и социально — психологических факторов, влияющих на структуру агрессивности.

Безусловно, биологические факторы, оказывают существенное влияние на свойство агрессивности личности. Под биологическими факторами подразумевается воздействие токсических, наркотических веществ, воздействие алкоголя, черепно-мозговые травмы, полученные личностью и т.д.

Алкоголь длительное время считался раскрепощающим средством агрессивных действий. Здравый смысл показывает, что пьянство повышает шансы быть втянутым во враждебные взаимоотношения. Кроме того, люди, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя. Экперементальные исследования влияния алкоголя на агрессивное поведение включало в себя разнообразные методики. Однако независимо от подхода исследователей, результаты были одни и те же — даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности. И тип спиртного напитка и доза принятого алкоголя в значительной степени влияют на выход агрессии во вне. Тейлор и Гаммон, например, обнаружили, что незначительные дозы (15г. водки на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50г на каждые 16 кг веса тела) способствуют его появлению. Аналогичным образом действуют и наркотики. Большинство исследователей склоны к точке зрения, что значительное количество преступлений совершается под влиянием наркотиков. Именно, под воздействием алкоголя и наркотиков в армейской среде, с повышением агрессивности, совершаются подавляющее большинство преступлений и нарушений. За последние 5 лет до 70% происшествий и преступлений совершено в состоянии опьянения: алкогольного или наркотического.

На становление деструктивной агрессивности также существенное влияние оказывают, полученные личностью, в процессе деятельности, черепно-мозговые травмы. Повреждения лобной доли коры головного мозга приводят к усилению реакции человека на мгновенные воздействия окружающей среды; обыкновенные раздражители вызывают агрессивные реакции, которые обычно блокируются целой серией рефлекторных и осмыслительных процессов. Лица, не имеющие повреждений лобной доли неокортекса, способны адекватно (то есть с учетом времени, места, а также в соответствии со стратегией) отреагировать на провокацию. Однако лица, имеющие подобные повреждения, вскоре быстрее всего будут реагировать на провокацию импульсивно и агрессивно, а также будут проявлять раздражительность и дурное настроение. Лица, у которых диагностировались повреждения мозга, были более склонны к совершению преступлений с применением насилия, нежели те, у которых повреждений не было. Рассмотрение данного биологического фактора особенно актуально в военной сфере. Военнослужащие, получившие черепно-мозговые травмы в ходе боевых действий, чаще других проявляют деструктивную агрессивность.

Агрессивное поведение не возникает в социальном вакууме. Наоборот, зачастую именно социально — психологические аспекты межличностных взаимодействий приводят ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. К социально - психологическим факторам относят следующие специфические детерминанты: фрустрация, вербальное и физическое нападение, провокация, психологическая характеристика жертвы и объекта агрессии, подстрекательство со стороны окружающих.

Фрустрация, как блокирование происходящих в настоящее время целенаправленных реакций, принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии. В.С.Свиридовым установлено, что при частой отвлекаемости военнослужащих от целенаправленной деятельности со стороны других, при усвоении учебных программ, во время занятий, по окончанию занятия, агрессивные проявления военнослужащие направляли на сослуживцев.

Второй более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Агрессивная реакция возникает, когда у другого человека имеются какие то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. При вербальной провокации, ответной реакцией на оскорбления, издевки зачастую оказываются физическое нападение.

Психологическая характеристика объекта агрессии, его национально-психологические особенности, пола, также является мощным детерминантом агрессивного поведения. Военнослужащие склоны быть более агрессивными по отношению к лицам, чья национальность отличается от их собственной, чем к лицам одной с ним национальности.


Психологические механизмы агрессивности военнослужащих в различных видах и условиях деятельности

Переходя на более обобщенный уровень описания, можно определить агрессивность как системное социально - психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов:

1. Субъектными, то есть внутри личностными, характеризующими психическую деятельность агрессора, к которым относится признак инициативы и направленности действия, наличие цели действия, связанной с причинением ущерба и обеспечиваемой применением силы, сопровождающие агрессию эмоции гнева, мотивацию агрессивного поведения.

2. Объектными, характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда, в которых раскрывается провоцирующее воздействие ситуативных стимулов, а также степень нанесенных объекту повреждений.

3. Социально - нормативными, оценочными, такими как морально - этические нормы или уголовный кодекс, которые квалифицируют действие как агрессивное, опираясь на принятые в данное время и в данном обществе юридические и морально - этические нормы.

При таком подходе механизм проявления агрессивности определяется сочетанием всех трех групп факторов, которые формируют готовность индивида совершить агрессивный акт и индивидуальную предрасположенность субъекта к косвенным агрессивным реакциям и вербальной агрессии, проявление негативизма в поведении, стремление к агрессивным действиям в межличностных отношениях. Агрессивность проявляется в склонности к нападению на других и выражается в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий.

Исходя из вышеизложенного, необходимо уяснить: на основе каких механизмов и показателей агрессивность проявляется как свойство личности?

В.П.Ковалев, С.Б.Дохолян считают их следующими:

1. Выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности, отношения, включающегося в себя объектные характеристики этой действительности.

2. Формирование этого свойства в процессе социализации с образованием постоянного комплекса социальных связей, его относительная изменчивость под воздействием социальных условий.

3. Относительная устойчивость (стойкость) и постоянство, одинаковость при повторных проявлениях, а также особенности его реализации в поведении, такие как постоянство, сходство и предсказуемость.

Агрессивность, как социально - психологическое свойство, имеет свою внутреннюю структуру, компоненты которой находятся в субординационных отношениях, в частности:

1. С когнитивными процессами (определенный способ восприятия и интерпретация внешней ситуации).

2. Эмоциональными (эмоции раздражения, гнева, переживания тревоги, чувства вины).

3. Волевыми процессами.

В координационных отношениях со свойством агрессивности находятся характеристики направленности (эгоцентризм), уровень интернальности - экстеральности, уровень социализации личности со степенью интериоризации социальных запретов и морально — этических норм.

Исходя из вышеизложенного, на основе анализа психологической литературы, механизм проявления личности военнослужащего, возможно, отразить в таблице.

 


Структура и механизм агрессивности, на основе анализа данных литературы


Субординационные связи свойства агрессивности с психическими процессами и состояниями

Координационные связи агрессивности с другими свойствами и характеристиками личности.

Факторы, контролирующие агрессивность

Факторы, стимулирующие агрессивность

1 . Когнитивные процессы

Эгоцентризм

Самооценка

Интеральность

Мотивация

Адекватное отражение действительности

Нарушение адекватности в отражении к оценке реальности (повышенная восприимчивость к агрессии готовность интерпретировать ситуа­цию как угрожающую).

2. Эмоциональные процессы

Уровень социализации со степенью интериоризации морально-этических и правовых норм.

Эмпатия, сочувствие, сопереживание.

Эмоциональное сопере­живание с позиции другого человека.

Чувств вины.

Снижение уровня эмпатии.

Эмоциональная холодность.

Эмоция гнева.

3. Волевые процессы

Контроль над эмоциями и в поведении в целом.

Снижение контроля над эмоциями и в поведении в целом, импульсивность спонтанность, взрывча­тость, пароксизмальность.

Существует взаимосвязь между изменениями структуры агрессивности и формируемые ею теми или иными видами агрессивного поведениями. Так, недостаточный уровень социализации личности, эгоцентризм, низкие эмпатические свойства сопровождаются реализацией агрессивности в деструктивной форме; избыточный контроль над эмоциями с жесткой регламентацией их проявления - в дефицитарной форме с недостаточностью отреагирования из-за соответствующих поведенческих навыков. Высокому уровню психической активности, зрелой социализированной личности соответствует преобладание в поведении конструктивной формы реализации агрессивности.

Моделью взаимодействия, которое может привести к перерастанию агрессии в физическую может быть следующая. Военнослужащий. А оскорбляет военнослужащего Б. Б отвечает А оскорблением на оскорбление. А и Б сорятся. Угрозы и контрудары. Физическое нападение.

Мощным стимулом в механизме проявления агрессивности является «сторонние наблюдатели», которые могут играть роль «подстрекателей», даже не будучи непосредственными участниками агрессивных взаимодействий. Существует множество фактов, свидетельствующие о том, что сторонние наблюдатели могут оказать существенное влияние на агрессию, причем происходит это двояким образом. Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение и порицание.

Следует заметить, активизирует механизм возникновения агрессивности у военнослужащих внешние факторы, под которыми рассматриваются особенности среды и ситуации, которые повышают вероятность возникновения агрессии. Многие из этих детерминант тесно ассоциированы с состоянием физической среды. Существует прямая зависимость агрессии от температуры: от жары. Подтверждением этого является анализ происшествий и преступлений воинской дисциплины за год, где процентное отношение на летнее время выше, чем на другие периоды. В данном случае необходимо учесть, важную роль могут играть и другие факторы - большое количество людей на территории части, удлинившийся световой день и т.д.

К внешним факторам, оказывающими влияние на становление и проявление агрессивности относят: шум, тесноту, загрязненный воздух, различные предметы, относящиеся к предметам агрессии.

Шум оказывает негативное влияние на межличностные отношения: в шумную обстановку ассоциируют с уменьшением взаимопонимания и снижением социальности, громкий и неприятный шум способствует появлениям межличностной агрессии .

Исследования воздействия табачного дыма на поведение показали, что пассивное курение действительно усиливает агрессивность. Загрязнение воздуха не только вредит здоровью и причиняет неудобство, способствует агрессивному поведению. В связи с этим в вооруженных силах США соответствующими законами установлено о запрещении курения в служебное время, в общественном месте. Возможно, принятие данного закона не связано с агрессивностью, но данный факт способствует снижению агрессивных проявлений военнослужащих.

Разнообразные аспекты ситуаций межличностного взаимодействия, так называемые «посылы к агрессии», также могут подталкивать индивидуума к актуализации агрессивных реакций. Эти «приглашения» могут исходить из множества разнообразных источников. Если у потенциального агрессора некоторые индивидуальные характеристики потенциальной жертвы просто ассоциируются с агрессией, он будет склонен реагировать агрессивно. Оружие также служит «приглашением к агрессии», как, впрочем, и демонстрация сцен насилия. Следует отметить, что сам факт наличия оружия в воинском коллективе, даже если оно не используется в агрессивных действиях, может способствовать проявлению агрессивности у военнослужащих.

Бенджамин Колодзин утверждает, что человек, оказавшийся в угрожающей его жизни ситуации, либо вступает в борьбу с тем, что ему угрожает, либо убегает от опасности. В нервную систему человека заложен рефлекс «бей или беги». Выступающий в роли защитного механизма, когда ему грозит опасность. «Этот рефлекс сформировался у человека за долгие годы эволюции и не раз сослужил ему хорошую службу». Как только организм принимает сигнал опасности, происходит целая цепочка физиологических и биохимических изменений: учащается сердцебиение и дыхание, повышается уровень напряжения мышц, меняется состав крови и других жидких сред нашего тела и т.д.

Главный результат всех этих стремительно происходящих процессов - скачкообразное повышение имеющейся у нас энергии, что можно было воспользоваться ею при встрече с опасностью. Когда человеку угрожает нападение потенциального агрессора, «включается» рефлекс «бей или беги», который приводит организм человека в боевую готовность. Одним из недостатков рефлекса «бей или беги» является то, что он не отличает реальной угрозы от вымышленной, кажущейся. Излишняя активизация этого рефлекса может приводить к стрессовым симптомам, в числе которых депрессия, раздражительность, общая тревожность, агрессивность поведения.

Как всякая человеческая функция, рефлекс «бей или беги» обостряется по мере тренировки и притупляется, когда им пользуются редко, Люди, которым свойственно ощущение относительной защищенности, попадая в критическую ситуацию, испытывают реакцию средней интенсивности, в то время как другие, которым часто доводилось чувствовать себя под угрозой (например, на войне), в аналогичном случае ощутят реакцию более мощную.

Перед лицом противника, особенно если он вооружен, у человека, естественно, возникает страх и включается команда «бей или беги». В кровь поступает гормон адреналин (связанный с чувством страха) и норадреналин (связанный с чувством гнева), которые дают человеку силы сражаться или убежать. Солдата учат в таких ситуациях думать только о победе, о том, как взять верх над противником и подавить его сопротивление. Это старый испытанный метод подготовки бойцов: на собственное чувство страха отвечать агрессивным поведением. Данный пример подтверждает существование особой связи между страхом и гневом. «Гнев - это реакция на страх. Все виды гнева, от легкого раздражения до убийственной ярости, проявляются в тех сферах нашей жизни, где произошло нечто, испугавшее нас».

Воодушевление — это настоящий автономный инстинкт человека, связанный с собственным поисковым поведением, собственными вызывающими стимулами и происходит во внутривидовой агрессии.

Воодушевление вызывают следующие факторы: нечто, в чем видят ценность и что надо защищать; враг, который этой ценности угрожает; среда сообщников, с которыми человек чувствует себя заодно, когда поднимается на защиту угрожаемой ценности. К этому может добавиться вождь, призывающий к «священной борьбе».

Воодушевление порождается агрессией. В тоже время, воодушевление, мобилизуя духовные и физические силы человека, помогает ему одержать победу. В данном случае воодушевление порождается оборонительной агрессией, которую Э.Фромм считал «доброкачественным видом». Смех во многом подобен воодушевлению: и в своих особенностях, свойственных инстинктивному поведению, и в своем эволюционном происхождении от агрессии, но главное - в своей социальной функции. Смех обычно люди ассоциируют с радостным состоянием. Но не стоит забывать о том, что он бывает разный: добрый, веселый, ироничный, саркастический. Агрессивная составляющая смеха наиболее отчетливо выступает, когда высмеивают кого - то. Если человек не сможет смеяться вместе со всеми, он чувствует себя исключенным, даже если смех не направлен против него самого. Подавляя внешние проявления известных недостатков, смех побуждает людей исправлять самим эти недостатки и внутренне самосовершенствоваться. В этом смысле он играет полезную роль. Но если смех вырывается самопроизвольно, а не под влиянием сознательного размышления, то может незаслуженно «ударить» беззащитного.

Любовь и насилие. Едва ли существует тема, связанная с человеком, которая бы не касалась насилия в любви! Любовь, связанная с чрезмерной ревностью приводит к враждебности. Неразделенная любовь может породить в отвергнутом человеке злость, жестокость, агрессивность, желание отомстить. Мстят только ущербные люди, «которые не имеют другой возможности восстановить разрушенное самоуважение. Продуктивно живущий человек не испытывает в этом нужды. Его способность творить проявляется сильнее, чем потребность мстить.

В тесном родстве с мстительным насилием находится вид деструктивности, который можно объяснить «потрясением веры». Человеку необходимо во что-нибудь верить: он верит в любовь, добро, справедливость. Но у многих вера испытывает потрясение: обман родителями, друзьями, возлюбленной и т.д. Реакция на подобные переживания бывает разной. Одни становятся более независимыми и ищут себе новых друзей и возлюбленных, а другие ожесточаются. Глубоко разочарованный человек, который чувствует себя обманутым, может начать ненавидеть жизнь. Разочарование в вере и любви к жизни делают его циником и разрушителем. Такой человек мстит за то, что она его чем-то обделила. Он не может создавать, поэтому хочет разрушать.

Садизм - когда личность стремиться и ей очень важно полностью подчинить другого человека своей власти, унизить, поработить, заставить страдать. Садизм представляет собой наслаждение от агрессии по отношению к объекту.

Последний тип насилия — архаическая «жажда крови». Человек убивает как можно больше и сам готов быть убитым, после того как на протяжении жизни он утолил свою жажду крови. Убийство превращается в великое упоение и самоутверждение. У отдельной личности мы можем иногда наблюдать жажду крови в фантазиях и снах, во время тяжелого душевного заболевания или в ходе акта убийства.


Причины, вызывающие агрессию в воинской среде (в процентах)


№№

Содержание причин вызывающих агрессивность

1 период

2 период

службы

3 период

службы

4 период

службы

п/п

Службы

1.

Стрессогенные факторы

22

10,3

-

6,8

2.

Проблемы личности

18,3

8,9

9

2,6

3.

Материальные трудности

12,7

10,3

18,2

8,9

4.

Негативные

16,4

30,0

-

28,1

.

Межличностные отношен.

5.

Недовольство командным

составом

3,1

18,4

49,6

31,6

6.

Учебно-профессиональные

1,6

77

21

12,5

Трудности

7.

Проблемы в личной жизни

2,4

7,2

-

4,5

8.

Семейные проблемы

3,6

-

-

2,2

9.

Неуставные

20

7

2,8

3,8

Взаимоотношения

Агрессивное поведение в подразделении, по мнению военнослужащих наиболее часто проявляется в ситуациях: необъективности командования при оценке ситуаций, знаний, назначения в наряды и на работы, увольнения в отпуска; в ситуациях конфликтных межличностных отношений (ссоры, споры, драки, неуставные взаимоотношения); в ситуациях конфликтных взаимоотношений при несении службы и боевого дежурства; в ситуациях неуставных взаимоотношений.

Таким образом, агрессивность - системное социально - психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее при этом, в зависимости от воздействующих биологических, психологических и социальных факторов, конструктивный (социализированный) или дезадаптивный характер. Свойство агрессивности имеет внутреннюю структуру. С изменением внутренней структуры агрессивности, в контексте целостной личности меняется продуцируемые ею формы агрессивного поведения.


УТОМЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие утомляемости в психологии и психофизиологии

Один из первых русских военных психологов выявивших закономерности возникновения утомления в бою был Г.Е.Шумков. Он показал, что элементы утомления в состоянии воина присутствуют на различных этапах боя. Утомление вызывается переживанием страха и тревоги, когда воины находятся в бездействии. В период артиллерийского обстрела утомление сказывается на высших психических функциях. После боя общее состояние солдата – усталость, утомление, разбитость. Повышенная утомляемость, как одна из реакций на боевой стресс может проявляться и через значительный промежуток времени.

В годы Великой отечественной войны среди всех обследованных летчиков у 7-13% наблюдались признаки переутомления. По данным А.М.Рудного только в 8 ВА в течение 1944 года было выявлено 516 летчиков с признаками утомления (была директива о предоставлении и организации отдыха летного состава). Из-за потери работоспособности расчета в условиях боя (в том числе утомления) не используются возможности артиллерийских систем на 40%, зенитно-ракетных комплексов на 20-30%, танков на 30-50%.

Основы механизмов утомления в нашей стране были изучены И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтомским, К.Х. Кекчеевым и др. Так, И.М.Сеченов отмечал, что «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно, в работающие мышцы, я же помещаю его исключительно в центральную нервную систему». А.А.Ухтомский писал, что утомление есть не защитная реакция и вообще не нормальное, а «дефектное» состояние. И.П.Павлов – «… утомление как один из автоматических внутренних возбудителей тормозного процесса». К.Х.Кекчеев – что длительный поток центростремительных импульсов от проприоцепторов работающих мышц ведет к понижению адаптационно-трофических влияний на центральную нервную систему в силу диффузного вегетативного рефлекса. В.А.Ивецкий - «сознательно-волевая деятельность слагается из двух компонентов – коркового и вегетативного, но она несравненно более утомительна, чем деятельность мышц, осуществляемая без контроля сознания. Отсюда первично утомление наступает в корковых центрах движения». В.В. Роземблай – «Это вызванное работой временное снижение работоспособности». В.П.Загредский – «Возникающее вследствие работы ухудшение функционального состояния организма человека, выражающегося в снижении работо- или боеспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости, т.е. с одной стороны утомление рассматривается как процесс, с другой – как состояние человека.

Такое разнообразие подходов говорит о том, что в настоящее время нет единой теории утомления. Существуют различные определения утомления, в зависимости от того, какова характеристика фактора, вызывающего это состояние.

Объективные изменения, происходящие при утомлении сопровождаются и субъективными проявлениями. Субъективные ощущения утомления получило название усталости. Усталость отражает совокупность изменений психических, психофизических, физических функций, возникающих во время длительной или интенсивной работы, и вызывает желание либо прекратить ее, либо снизить темп, нагрузку.

Классификацию утомления можно осуществить по трем основаниям: вид труда, локализация, время:


От вида труда

По локализации

По времени

- физическое;

- умственное;

- сенсорное;

- эмоциональное.

-локальное;

- общее.

- острое;

- хроническое.

В качестве основных признаков утомления в воинской деятельности выступают изменения психофизиологических свойств: снижаются сенсорные функции; повышаются абсолютные пороги чувствительности; ухудшается восприятие, запоминание и воспроизведение информации; резко понижаются процессы внимания, мышления; изменяется правильность и скорость сенсорных и речевых ответов; увеличивается число ошибок типа «ложных тревог»; ухудшается перевод информации из первичной во вторичную память; отмечено изменение следа сенсорной памяти; увеличиваются латентные периоды ответов; ухудшаются операции трансформации информации, установление ассоциативных связей. То есть нарушаются в первую очередь те операции, которые требуют максимальной мобилизации внимания, сосредоточенности.

Субъективное чувство усталости сопровождается ухудшением самочувствия, головными болями, тяжестью в конечностях, вялостью, сонливостью, понижением интереса к работе, снижением ощущения легкости в выполнении привычных действий, возрастанием недовольства условиями службы, критичностью к недостаткам. В числе эмоциональных реакций наиболее часто наблюдается повышенная раздражительность, несдержанность, безразличие, апатия, замкнутость, сужение интереса к окружающему, сглаживаются экспрессивные (выразительные) движения, мимика, речь, поза «поникшая».

Показатели деятельности снижаются: происходит увеличение числа ошибок и изменение их структуры, сначала доминируют количественные ошибки, а в последующем – качественные, снижаются прямые показатели боеспособности, нормативов боевых упражнений, несогласованность реакций друг с другом, а при выраженном утомлении - полное прекращение работы.

При умственном, сенсорном (операторская деятельность) утомлении преобладает снижение энергетического потенциала клеток ЦНС, ухудшаются вегетативные функции. Усилием воли поддерживаются работоспособность, но некоторое время.

При физическом утомлении – снижается энергетический потенциал работающих клеток мышечной ткани и изменения функционального состояния организма могут быть выражены слабо.

При выполнении физической работы максимальной мощности, которая может совершаться 10-20 секунд, ведущим фактором развития утомления является угнетение двигательных центров ЦНС мощным потоком проприоцептивных импульсов от рецепторов работающих мышц и эфферентных импульсов от центров организации движения. Происходит самосохранение потока импульсов в цепях нейронов.

При выполнении работы субмаксимальной мощности (до 3-5 минут) происходит мощная импульсация в ЦНС, та как идет сильная интоксикация продуктами обмена, что ведет к неспособности организма компенсировать далее острые нарушения гомеостаза.

При выполнении работы большой мощности (не более 20-30минут) ведущими факторами утомления являются дискоординация моторных и вегетативных функций, идет нарушение терморегуляции и наступает энергетический голод мозга.

При выполнении работы умеренной мощности (от часа и более) - ведущим фактором утомления являются изменения в ЦНС и истощение запасов гликогена в скелетных мышцах и миокарде.

При работе низкой мощности (время работы может составлять часы и сутки) здесь на первый план выступают нарушения в работе ЦНС, связанные с дискоординацией ритмических процессов в работе различных регуляторных центров.

Умственное утомление формируется при изменениях, проявляющихся вследствие интенсивных процессов репродуктивной деятельности в процессе различных видов умственного труда (сенсорного типа, сенсорно-моторного типа, логического типа, связанной с отработкой получаемой информации по жестким правилам (счет, разнесение по рубрикам), а также продуктивный, включающий процессы преобразования информации о формирования суждения, понятия, умозаключения и творческой осуществляемой по индивидуальным алгоритмам).

Сенсорное утомление развивается в результате длительного интенсивного воздействия раздражителя (сильный шум, свет), при котором первичные изменения возникают в сенсорных системах – от рецептора до коркового конца анализатора. При этом существенно влияют монотония, пребывание в лежачем положении, вестибулярные нарушения (ухудшает зрительное слежение в 1,5-2 раза, симптомокомплекс укачивания - ограничивает сенсорную деятельность).

Зрительное утомление (как разновидность сенсорного) особо проявляется у водителей бронетранспортеров и танков, где велика нагрузка за счет аккомодации на мышечный аппарат глаза. У наводчиков орудий, у командиров танковых экипажей при пользовании оптическими приборами. Признаками зрительного утомления являются: покраснение век, конъюнктивиты, снижение остроты зрения и контраста чувствительности, уменьшение скорости чтения.

Когда сочетаются перечисленные изменения, связанные с умственным и физическим утомлением, то говорят об общем утомлении (острое и хроническое). Острое – связанное с чрезмерной и непосильной работой, когда быстро нарастают функциональные нарушения в деятельности ЦНС. Хроническое, как прогрессирующее накопление утомления вследствие недостаточности отдыха, которое имеет три стадии: первая – характеризуется ощущением усталости без каких-либо поведенческих реакций, снижением количества и качества выполняемой работы, которую иногда называют компенсаторной стадией утомления; вторая – характеризуется появлением чувства раздражения по отношению к выполняемой работе и неуверенности в своей способности должным образом ее выполнить, снижением работоспособности, появлением ошибок, ухудшением качественных показателей, которые обычно ведут к прекращению деятельности, но силой воли можно перебороть себя; третья стадия – утомление выражено, сдвиги в различных системах значительны, проявляется сочетание подавленности и раздражительного или безразличного состояния, наступает автоматический отказ от работы. Мотивы, идеалы, мировоззрение во многом предопределяет скорость развития и предопределяют фазы (стадии) утомления.

Переутомление – состояние военнослужащего, характеризующегося функциональными нарушениями, обусловленными чрезмерным однократным утомлением или прогрессирующим его накоплением за ряд последовательных периодов работы. Его основными признаками являются: резкое ухудшение самочувствия, вялость, сонливость, иногда бессонница, расстройство внимания, трудно сосредоточится на работе, наблюдать за несколькими объектами, переходить от одних операций к другим, рассеянность. В боевой подготовке - учащение ошибок, замедление выполнения боевых приемов, нарушение боевых навыков, резкое снижение возможностей, увеличение времени на овладение новой техникой.

Динамика работоспособности военнослужащего протекает по следующим периодам. Период врабатываемости, когда наблюдается относительная надежность между маршевой нагрузкой на человека и психофизическими реакциями организма на эту нагрузку. Период оптимальной работоспособности – начинается со вторых суток и характеризуется устойчивой работоспособностью, то есть организм на нагрузку отвечает адекватными реакциями. Период общего утомления – начинается с 4-х суток, работоспособность медленно, но стойко начинает снижаться.

Утомление иногда играет и положительную роль. На его основе происходит адаптация к военно-профессиональной деятельности, создаются эмоциональные состояния успешности, творчества, расширяются боевые возможности военнослужащих.


Методы диагностики и профилактики утомления

В числе основных методов диагностики утомления является наблюдение, индивидуальная беседа, опрос личного состава, снятие психофизиологических параметров организма и др.

К группе внешних способов профилактики утомления относятся: рефлексоло­гический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, библиотерапия, мощный класс методов активного воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).

Способами внутренней оптимизации состояния могут выступать: самогипноз, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, аутогенная трени­ровка, гимнастика и самомассаж, поведенческая психотерапия, груп­повой тренинг и др.

Основными путями профилактики утомления являются:

1. Улучшение среды обитания в образцах техники: установка кондиционеров, агрегатов для удаления пороховых газов, вентиляция обитаемых отделений, использование индивидуальных средств защиты.

2. Организация режимов труда и отдыха: на марше МСП и ТП в первый день не должны проходить более 200 км, на второй- 250-300 км, завершающий – 100-150 км. Водитель за рулем не должен находиться более 12 часов, после 4-х суток – суточный отдых, с последовательным чередованием периода деятельности и отдыха.

3. Совершенствование физической подготовки и тренировка личного состава: совершенствование физических и волевых качеств, укрепление здоровья военнослужащих.

4. Процесс отбора и рациональное распределение личного состава.

5. Коррекция психического состояния в процессе воинской деятельности.

6. Профилактика утомления.

При организации режима отдыха следует руководствоваться тем, что целесообразно регулярно делать перерывы от 5 до 10 минут – для предоставления организму возможности восстановить оптимальное функционирование и противодействовать тем самым развитию утомления. Не назначать перерыв в период врабатывания. Микро пауза от 8 до 10% рабочего времени. Время на личные потребности до 4% рабочего времени. Перерыв на обед не позже чем через 6 часов продолжительностью от 30 минут до 2 часов.

В процессе воинской деятельности необходимо использовать режим пассивного отдыха – это отдых, который не требует мышечного и умственного напряжения (непрерывный сон – 8 часов), а также режим активного отдыха. И.М.Сечинов показал, что смена деятельности способствует устранению утомления в мышцах, ранее участвующих в работе.

При организации реабилитации важно помнить, что это вид активного отдыха, время на который отводить не менее чем в 2 раза более, чем на работу. Использовать при этом методы психосоматической регуляции для управления психофизиологическими состоянием. Занятия в тишине (15-20 человек). Занимается Поза «кучера на дрожках», когда масса тела переносится на связочный аппарат позвоночника и снижается мышечная напряжение. Можно так же находится в положении полулежа в кресле или лежа на кушетке. Курс 8 уроков (функциональная музыка, 3 занятия на каждый урок – по 20 минут, занятия через день - одно самостоятельно перед отдыхом, сном). Это позволяет на 40% улучшить умственную работоспособность, на 40-50% качество и точность моторных и в 1-5 раза - сенсорных действий снизить в последующем заболеваемость военнослужащих.

В целях профилактики может быть использован метод электростимуляции нервно-мышечного аппарата. Аппараты «Тонус-2 и 3» используются для стимуляции мышечных групп спины, бедер, голеней, что повышает умственную работоспособность на 30-40%, снижает выраженное утомление.

You are here: Главная Литература Военная психология Военная психология и её прикладные аспекты. Часть 3