Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Уровень управления
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Уровень управления
Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры воинского коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного военнослужащего. Реализуются следующие задачи.
7. Учет результатов понимания в управляющем воздействии - в процессе общения с руководителями и членами воинских коллективов, в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирования.
8. Коррекция развития, то есть система компетентных профессиональных действий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотерапевтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими военнослужащими по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных военнослужащих и воинского коллектива в целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предполагает оказание психологической помощи военнослужащим со стороны только психологов-профессионалов.
9. Hаправленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности – устранение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходимых для успешного выполнения военно-профессиональных задач. Формами работы могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к боевой деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр.
10. Содействие саморазвитию. Жизнь воинского коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психолога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консультировании руководителя и отдельных военнослужащих в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образовании членов воинского коллектива.
Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур, техник и технологий направлена на решение тех задач, которые, собственно, и составляют содержание профессиональной деятельности психолога и получили нормативное закрепление в проекте руководства по психологической работе (см. Приложение 2).
В процессе выполнения данных задач по отношению к объекту деятельности военный психолог реализует определенные функции. В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, однородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели.
Анализ психологической литературы, а также реальной деятельности психологов позволяет выделить функции войскового психолога, как субъекта психологической работы. Назовем эти функции.
· диагностическая - психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;
· исследовательская - изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т.д.;
· прогностическая - прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им;
· информационная - сообщение клиентам и военным руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;
· конструктивно-проектировочная - отбор и структурирование материала, участие в комплектовании воинских коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий воинской деятельности, средств и режимов труда и т.п.;
· учебно-методическая - обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;
· экспертная - оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) вариантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания;
· консультативная - оказание помощи военнослужащим, членам их семей и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;
· коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образования и воспитания, изменение режимов и условий воинской деятельности в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач;
· коммуникативная - установление контакта с партнером, прием и передача сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невербальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли партнера по общению.
Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональна по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по их характеру в более крупные блоки.
Эти блоки, выражая единство решения служебных и учебно-боевых задач, стоящих перед воинской частью, задач сохранения психического здоровья военнослужащих, а также поддержания необходимого уровня профессиональной компетентности самого психолога и оптимальных условий его деятельности, характеризуют основные виды профессиональной деятельности психолога воинской части.