Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Основные виды деятельности военного психолога
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Основные виды деятельности военного психолога
К числу основных видов деятельности военного психолога относятся следующие.
1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования, необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, донесения и т.п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы (командиры, актив) практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.
2. Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.
3. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего (служащего, членов семей), социально-психологических характеристик деятельности, воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебно-боевой деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
- прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
- поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
- разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств боевой и психологической подготовки, режима жизнедеятельности военнослужащих.
В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают ситуации, связанные:
- с мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;
- добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;
- аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в ВУЗе;
- принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т.п.), проводимым по решению командования для получения необходимой информации;
- ситуации, связанные с необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава.
Полученные данные могут использоваться:
· психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы;
· другими специалистами, например, медиками, психологами;
· должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в воспитательной работе, при обучении военнослужащих;
· другими людьми (родственники, представители воинского коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;
· самим обследуемым (военнослужащим, членом семьи) в целях саморазвития, коррекции поведения.
В рамках перечисленных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации.