Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Основные виды деятельности военного психолога

 

Основные виды деятельности военного психолога

К числу основных видов деятельности военного психолога относятся следующие.

1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и  подготовки  различного  рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований  информации,  подготовки и совершенствования, необходимой для проведения  мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, донесения и т.п.) для представления их должностным лицам,  инструктирования и обучения других субъектов психологической работы (командиры,  актив) практике использования психологических знаний,  а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.

2.                Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид  деятельности  предполагает  как  самостоятельное,   так и  специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из  различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.

3. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий,  проводимых психологом, по выявлению,  измерению  и  оценке  индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего (служащего, членов семей), социально-психологических характеристик деятельности, воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями,  а также факторов, снижающих эффективность служебно-боевой деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:

- прогноза дальнейшего развития объекта обследования;

- поиска наиболее эффективных способов работы с ним;

- разработки конкретных рекомендаций для обследуемого,  а также  для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств боевой и психологической подготовки,  режима жизнедеятельности военнослужащих.

В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно  самостоятельный  вид деятельности психолога,  и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи.  В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают ситуации, связанные:

- с мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;

- добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;

- аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в ВУЗе;

- принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т.п.), проводимым по решению командования для получения необходимой информации;

- ситуации, связанные с необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава.

Полученные данные могут использоваться:

·     психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы;

·     другими специалистами, например, медиками, психологами;

·     должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в воспитательной работе, при обучении военнослужащих;

·     другими людьми (родственники, представители воинского коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;

·     самим обследуемым (военнослужащим, членом семьи) в целях саморазвития, коррекции поведения.

В рамках перечисленных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1