Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Психореабилитация
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Психореабилитация
Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных (деструктурированных) вследствие действия психотравмирующих факторов. Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных условий.
Перечисленные виды деятельности военного психолога образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур диагностического и управляющего характера реализацию задач оптимизации условий жизнедеятельности военнослужащих в интересах эффективного выполнения ими социальных функций, задач воинской деятельности и сохранения их психического здоровья. При этом каждый из выделенных видов профессиональной деятельности (если за критерий их сравнения брать отношение к норме, рассматриваемой как желаемое, оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:
- психодиагностика - как деятельность по определению актуального состояния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозирование его будущего состояния;
- психологическое консультирование и просвещение - как деятельность, направленная на осознание военнослужащими (членами их семей) феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;
- психотерапия, психокоррекция и психореабилитация - как психологическое воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нормы, в целях возвращения его в нормальное состояние;
- психопрофилактика и психогигиена - как воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии, с целью предупредить возможные последующие отклонения.
Выделенные виды деятельности военного психолога отличаются также по степени их стандартизации и мерой ответственности за принимаемые решения и последующие изменения в жизнедеятельности человека. В этой связи наиболее стандартизированным видом деятельности является психодиагностика, а степень ответственности психолога в плане участия в судьбе военнослужащего, напротив, будет возрастать от психодиагностики к психотерапии и психокоррекции.
Временные затраты на осуществление каждого из видов деятельности зависят от различных условий: от профессиональной квалификации психолога, задач, стоящих перед воинской частью, особенностей конкретного периода в жизнедеятельности воинской части, положения дел в подразделениях и т.п.
К субъективной стороне относятся признаки, отражающие осознание психологом как субъектом деятельности ее объективных составляющих, характер овладения и осуществления им нормативно заданных форм и способов действий. Данные признаки в своей совокупности образуют индивидуальную психологическую структуру деятельности, состоящую из мотивационного и операционального компонентов.
Мотивационный компонент характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих индивидуально-специфический характер ориентировки в целях и нормах профессии и практического овладения ими. Психологическими средствами, обеспечивающими ориентировку и построение субъективного образа профессиональной деятельности (ситуации), выработку индивидуальных критериев ее успешности, а также построение профессионального "Я -образа", являются цели, мотивы и потребности деятельности, ценностные ориентации психолога, его интересы, ожидания, установки и намерения, профессиональные притязания и планы профессиональной деятельности.