Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Военный руководитель Психолог

Военный руководитель Психолог

1.  АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ  ЭТАП

· Уяснение полученной задачи (проблемной ситуации)

· Сбор объективной информации о структуре и характеристиках управляемой системы и внешних факторах

· Формирование концептуальной модели решения проблемы

· Выявление имеющихся способов и средств воздействия на ситуацию

·       Всестороннее рассмотрение альтернатив с учетом определенных критериев требуемой эффективности

· Представление необходимой информации:

- о психологических факторах, влияющих на выполнение поставленной задачи и обусловливающих специфику ситуации;

- о психологических характеристиках личного состава, определяющих профессионально-психологическую готовность к выполнению  задачи;

- о состоянии, особенностях и возможностях  психологического обеспечения различных  аспектов деятельности военнослужащих

2.  ЭТАП  ПРИНЯТИЯ  РЕШЕНИЯ

· Определение основного направления действий

·       Выбор перспективных и текущих целей

· Определение программ-планов деятельности подчиненных, а также условий, средств и способов их реализации

·       Определение форм взаимодействия исполнителей между собой

·       Нормирование трудозатрат и определение сроков выполнения задачи

· Представляет рекомендации и предложения:

- по рациональной расстановке и обучению военнослужащих с учетом их психологических особенностей;

- о возможности и специфике применения военным руководителем социально-психологических методов управления;

- по созданию необходимых условий, способствующих сохранению психического здоровья военнослужащих

3. ЭТАП  ОРГАНИЗАЦИИ  ИСПОЛНЕНИЯ

· Доведение служебных задач, распределение функций подчиненных

· Стимулирование деятельности подчиненных

· Согласование и координация действий, поддержание всех форм дисциплины, осуществление текущего контроля

· Обеспечение необходимых условий деятельности (материально-техничес-кие, бытовые, санитарно-гигиеничес-кие, информационные)

· Развитие профессионально важных качеств, поддержание оптимальных межличностных отношений

· В интересах решения задачи организует методическую помощь должностным лицам, а также организует и проводит мероприятия психологической работы лично

Основные методы работы:

- психодиагностика;

- психологическое консультирование;

- психологическое обучение и просвещение военнослужащих и членов их семей;

- психотерапия и психокоррекция;

- психогигиена и психопрофилактика

4.  ЭТАП  ОЦЕНКИ  РЕЗУЛЬТАТА

· Оценка соответствия полученного результата поставленным целям и нормативным требованиям

· Оценка деятельности подчиненных

· Оценка действенности мероприятий психологического обеспечения и участия различных должностных лиц в их проведении

Как видим, взаимодействие командира и психолога во многом опосредовано "движением" между ними информации психологического содержания. Успех психологической работы будет определяться умением и желанием командира использовать в интересах дела эту информацию. По форме она может быть представлена в виде:

· аналитической справки (например, оценка морально-психологического состояния л/с части, подразделений, наиболее острых проблем, материал об изучении молодого пополнения, о проведенных мероприятиях психологической работы и т.п.);

· консультации по интересующему вопросу;

· рекомендации и предложения (они должны быть конкретными, иметь адресата, взвешены и корректны, документированы).

Представляя данную информацию, психолог по отношению к командиру:

· в первом случае выполняет  информационную функцию (сообщение, ориентировка в обстановке, существе вопроса);

· во втором - консультативную (т.е. разрабатывает и оценивает возможные варианты решения той или иной практической задачи, но не дает строгих рекомендаций относительно выбора одного из них),

· в третьем -  экспертную  (заключение и рекомендации психолога служат веским основанием для выбора варианта действий).

Очень важным в данной связи является вопрос использования информации, полученной от психолога. Необходимо помнить, что это информация особого рода, ибо она имеет исключительно важное  личное значение для того человека, которого касается. Поэтому неумелое ее применение может принести больше вреда, чем пользы. Данное обстоятельство ориентирует все субъекты психологической работы на неукоснительное соблюдение этических норм деятельности.

Выше говорилось о том, что взаимодействие командира и психолога имеет свою содержательную сторону, предметную направленность. В связи с этим встает вопрос о сфере ответственности командира как субъекта психологической работы. Изучение и анализ нормативных документов и войсковой практики позволяют сформулировать наиболее общие положения, раскрывающие в этом плане обязанности и права командира

Как видим, психологическая работа в воинской части и подразделении направлена на оптимизацию психологических характеристик, способных повысить эффективность функционирования психики военнослужащих в процессе выполнения ими задач воинской деятельности. Важное место в этой работе занимают вопросы взаимодействия командира с психологом, являющимся основным специалистом в данной области, владеющим специальными методами психологического изучения и управления. Информация, получаемая должностными лицами от психолога, при ее правильной оценке и использовании позволяет предупреждать многие негативные явления и способствует повышению эффективности воинской деятельности.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1