Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части

Критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части

Проблема совершенствования системы критериев оценки профессиональной деятельности психолога воинской части обусловлена недостаточным использованием в повседневной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление степени соответствия профессиональной компетентности психолога и результатов его труда нормам профессии. Существующие нормативные документы, определяющие основные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ориентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда каждого из субъектов психологической работы, и в первую очередь психолога воинской части.

Вместе с тем анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы государственного регулирования их деятельности.  Так,  во многих развитых странах лицензирование и сертификация  психолога являются важным и необходимым условием для начала самостоятельной деятельности и расширения  ее сферы. Правом наделять полномочиями и регулировать практическую деятельность психологов пользуются специальные комиссии или экспертные советы, в которые входят представители университетских кафедр,   клиник, реабилитационных центров и т.д. Для комплексной проверки кандидата на получение лицензии проводится экзамен, в ходе которого оцениваются знания и умения специалиста. Устанавливаются и дополнительные требования, касающиеся наличия определенного образования, опыта самостоятельной практики, возрастных ограничений. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.

Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным  целям и нормативным требованиям. Говоря о целях психологической работы,  необходимо отметить, что главным ее функциональным предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение главного (интегрального) критерия. На наш взгляд,  таким критерием является соответствие функционирования психики военнослужащих основным показателям психологической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение  ими  задач  учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.

Данный интегральный критерий находит  свою  конкретизацию  в системе частных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и  результативной  сторон нормативным  требованиям,  они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (см. рис. 4).

Применительно к профессиональной деятельности военного психолога, необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки:

· в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспитательной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие критериями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;

· наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятельности психологом, а также военнослужащими воинской части;

· данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности других психологов, на предмет позитивной динамики профессионализма за определенный период;

· использование не одного, а комплекса критериев и показателей (объективных и субъективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований профессии и человека.

Объективные  критерии  характеризуют соот­ветствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:

а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (про­изводительность,  качество,  надежность);

б) уровень  профессио­нальной  квалификации и соответствие самого процесса деятельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, скорость, полнота вы­полнения операций,  отсутствие ошибок, мера обобщения и освоения, сте­пень уверенности специалиста,  самостоятельность,  наличие творчества).

Субъективные критерии  характеризуют степень соответствия про­фессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста  избранной  специаль­ностью,    условиями    деятельности   и   достигнутыми результатами,  адекватность его профессионального самоопределения).

 

Так,  полнота и комплексность оценки профессиональной компетентности психолога зависят от того, какие цели носит диагностика и кто привлекается к этой процедуре. Профессиональная компетентность психолога - это индивидуальная характеристика степени его соответствия требованиям профессии;  определенный уровень знаний,  навыков и  умений,  позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности,  обеспечивая соответствие процессуальной и  результативной сторон деятельности нормативным требованиям.

Очевидно, что наиболее объективные результаты могут быть получены при сопоставлении самооценки самого психолога, оценки должностных лиц и квалифицированных экспертов. Привлечение экспертов, в роли которых могут выступать высококвалифицированные психологи вышестоящих организационно-штатных структур, преподаватели психологии ведущих ВУЗов, практические психологи, работающие в специализированных учреждениях, производится примерно раз в два года. Экспертное оценивание может носить характер комплексного экзамена, позволяющего оценить различные стороны общепрофессиональной и специальной подготовки психолога, и является основным элементом для вывода об уровне квалификации специалиста на данный момент и целесообразных вариантах его дальнейшего использования (включая необходимость обучения, повышения квалификации и т.п.). При проведении оценивания используются  разнообразные методы, предназначенные для выявления и оценки теоретических знаний и практических умений психолога.

Знание теории и методов психологического исследования и воздействия, психологических характеристик и особенностей основных видов воинской деятельности и военных специальностей, знание функциональных обязанностей и нормативных документов, касающихся организации психологической работы в части, может быть оценено как профессионально ориентированным интервью, так и методом анкетирования.  В ходе анкетирования оценке подлежат выбираемые из представленных вариантов ответы на вопросы, раскрывающие различные стороны специальной компетентности военного психолога. При этом должен быть установлен  “проходной” балл, характеризующий  минимально необходимый уровень подготовки специалиста.

Интервью следует проводить в структурированной, стандартизированной форме, применяя оценочные и привязанные шкалы. С этой целью необходимо включать в его структуру вопросы, ответы на которые могут подлежать дифференцированной оценке. Например ситуационные вопросы. Их сутью является создание “критического инцидента”, который может встретиться специалисту в реальной деятельности. Ответы психолога сравниваются в этом случае с заданными описаниями, служащими своеобразными точками отсчета.

Для диагностики исследовательско-диагностических умений психолога используются следующие задания:

·                        отобрать, по необходимости изменить и использовать психологические методы оценки (тесты, приемы наблюдения, опрос, контент-анализ и т.п.) для выполнения конкретного задания, связанного с диагностикой объекта;

·                        провести экспериментальные расчеты, оценить исследование, включая расчет оснащения, сбор данных, анализ данных и объяснение результатов;

·                        разработать план выступления, основанный на расшифровке и оценке результатов исследования (обследования);

·                        дать общий обзор литературы по психологии, в том числе военно-психологических исследований;

Оценка навыков и  умений военного психолога в ситуации профессионального взаимодействия с клиентом должна также производиться группой независимых экспертов и может включать следующие показатели: умение снимать психологический барьер в общении;  умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом, демонстрировать постоянную включенность и интерес;  доброжелательность, тактичность;  гибкость и продуктивность диалога;  свобода и самостоятельность клиента;  аргументированность предложений;  умение понимать собеседника, схватывать суть его проблем. В этих целях целесообразно использовать специальный оценочный бланк, включающий  готовые биполярные суждения, относящиеся к определенному показателю и оцениваемые по 7-балльной шкале (см. Приложение 10):

Следует отметить, что для каждого из осуществляемых психологом видов профессиональной деятельности по тому или иному направлению психологической работы существуют  свои  специфические критерии и показатели, лежащие в основе оценки как профессиональной компетентности, так и успешности самой деятельности. Так, для оценки психодиагностической работы выделяются следующие группы требований, которые выступают в роли критериев оценки ее качества и эффективности.

а) Требования к профессиональной компетентности психолога:

- знать   теоретические  основы  психодиагностики;

- иметь представление о структуре объекта психодиагностики, типологии психодиагностических задач и ситуаций, классификации основных видов воинской деятельности и их требования к психологическим качествам военнослужащих;

- представлять содержание и назначение используемых  методик,  их теоретическое обоснование;

- владеть психодиагностическими методиками и методами  постановки психологического диагноза;

- ориентироваться в ситуации обследования, знать нормы своей ответственности  за получение,  хранение и использование полученной информации;

- осознавать границы собственной компетентности в применении тех, или иных методов и средств деятельности;

- понимать сложность предмета (объекта) обследования,  стремиться творчески использовать в своей работе множество подходов и методов;

- владеть приемами поведения и общения с обследуемым.

б) Требования к выбору и применению психодиагностических методов и средств:

- адекватность методик поставленной клиентом (заказчиком психологического обследования) задачи;

- теоретическая  обоснованность,  адекватность их психологической теории, в рамках которой работает психодиагност;

- надежность, валидность и объективность;

- соответствие применяемого теста,  методики обследуемой  выборке;

- интерпретация полученных результатов, основанная на предполагаемых многофакторных отношениях между полученными данными.

в) Соблюдение профессионально-этических норм и требований  к  организации  и проведению процедуры обследования и использования его результатов, четкое разграничение в предоставлении полученной информации заказчику, клиенту (обследуемому) и пользователю (командиры,  представители коллектива,  родственники,  другие специалисты).

г) Требования к результату психодиагностической работы -  психологическому диагнозу. Правильность диагноза подразумевает его адекватность реальному состоянию объекта изучения,  своевременность (его быстрота и оперативность), коммуникативную  ценность  (возможность  передачи и использования     информации неспециалистами), точность  прогнозирования  перспективного  состояния  объекта и развития ситуации,  конкретность предложений и рекомендаций для осуществления дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

д) Наличие необходимого материально-технического обеспечения психодиагностической работы.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1