Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части
Под профессиональной деятельностью психолога воинской части понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых психологом для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факторов воинской деятельности и их совершенствования в целях повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей. В соответствии с нормативными документами содержание деятельности, осуществляемой психологом в мирное время, находит свое выражение в термине “психологическая работа”.
Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и проведения психологической работы позволяют выделить ряд особенностей профессиональной деятельности психолога воинской части, предопределяющих ее специфику.
· Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем.
· Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.
· Достаточно жесткая регламентация деятельности различными нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы военнослужащего, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного решения служебно-боевых задач, обеспечения эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе их выполнения.
В то же время сам характер воинской деятельности во многом является источником психологических затруднений военнослужащих, а также ограничений (вследствие регламентированности воинского уклада, субординации действий военнослужащих и т.п.) в возможностях и свободе действий психолога по созданию необходимых условий для личностного роста военнослужащих и решения ими психологических проблем.
· Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования, обусловленная значительной удаленностью, обособленностью мест расположения воинских частей.
· Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других служебных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (дежурство по воинской части, контроль выполнения распорядка дня, проведение расследований и т.д.).
· Чрезвычайное функциональное разнообразие и сложность задач, решаемых военным психологом части. Это требует от него широкого научного кругозора, ориентации во многих отраслях психологии, применения методов и средств как исследовательско-диагностического, так и управляющего характера.
· Коллективный характер организации и проведения психологической работы, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов предполагают обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с военнослужащими, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации;
· Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы - командиров, штабов, офицеров воспитательных структур.
· Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности психолога, а в ряде случаев - надежных и апробированных методик, позволяющих эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению к определенной выборке, отсутствие профессиограмм, психограмм многих воинских специальностей.