Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части

 

Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части

Под  профессиональной деятельностью психолога воинской части  понимается система взаимосвязанных методов,  способов и средств, применяемых психологом для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факторов воинской деятельности и их совершенствования в целях повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья  военнослужащих и членов их семей. В соответствии с нормативными документами содержание деятельности, осуществляемой психологом в мирное время, находит свое выражение в термине “психологическая работа”.

Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и проведения психологической работы позволяют выделить ряд особенностей профессиональной деятельности психолога воинской части, предопределяющих ее специфику.

· Опора  на положения современной психологической науки и практики,  представляющие теоретическую основу,  а  также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем.

· Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная  ориентация  на  ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека.

· Достаточно жесткая регламентация деятельности различными нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы военнослужащего,  учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного  решения служебно-боевых задач, обеспечения эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе их выполнения.

В то же время  сам характер воинской деятельности во многом  является источником психологических затруднений военнослужащих,  а также ограничений (вследствие регламентированности воинского уклада, субординации действий военнослужащих и т.п.) в возможностях и свободе действий психолога по созданию необходимых  условий для личностного роста военнослужащих и решения ими психологических проблем.

· Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования,  обусловленная значительной удаленностью, обособленностью мест расположения воинских частей.

· Необходимость  выполнения (помимо осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других служебных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (дежурство по воинской части, контроль выполнения распорядка дня, проведение расследований и т.д.).

· Чрезвычайное функциональное разнообразие и сложность задач, решаемых военным психологом части. Это требует от него широкого научного кругозора, ориентации во многих отраслях психологии, применения методов и средств как исследовательско-диагностического, так и управляющего характера.

· Коллективный характер организации и проведения  психологической работы, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов предполагают обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с  военнослужащими, и использование этой информации в практической деятельности,  что предопределяет особенность  ориентации  на  требование конфиденциальности такой информации;

· Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других  субъектов  психологической  работы - командиров, штабов, офицеров воспитательных структур.

· Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности психолога, а в ряде случаев - надежных и апробированных методик,  позволяющих  эффективно  осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их по отношению  к  определенной выборке,  отсутствие профессиограмм, психограмм многих воинских специальностей.

 

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1