Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Психологический анализ деятельности психолога
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
Психологический анализ деятельности психолога
Психологический анализ деятельности психолога предполагает раскрытие ее объективной и субъективной сторон.
К объективной стороне относятся признаки, характеризующие ее предметное содержание и организацию, способы и средства осуществления деятельности, систему профессиональных задач, условия, в которых эта деятельность протекает и которые влияют на ее эффективность, система критериев, позволяющая судить о профессиональной компетентности и эффективности деятельности психолога.
Основные цели профессиональной деятельности психолога воинской части - психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом. Предметом изучения и управления при этом (т.е. предметом профессиональной деятельности психолога) является психическая реальность военнослужащих.
Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога – уровень понимания явления и уровень управления им, определяется прежде всего особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.
При этом эффективность исследовательско-диагностической деятельности обусловлена способностью психолога самостоятельно осуществлять задачу поиска проблемы и построения ориентиров своей деятельности. Владея определенной технологией, ориентируясь на норму, он одновременно обязан видеть и уникальность каждого отдельного случая. В процессе психологического управления объектом психолог должен учитывать системность психологических явлений и процессов, имеющих место в воинской части. Работая с отдельным военнослужащим, необходимо ориентироваться как на его индивидуально-психологические особенности, так и на те условия микросоциальной среды, в которых осуществляется жизнедеятельность военнослужащего.
Hа каждом из выделенных уровней (понимания и управления объектом) выделяются задачи, отличающиеся особенным предметным содержанием и требующие специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности и культуры (Гончаров А.И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. М., 1998.).