Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям

Показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям

Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют выделить несколько уровней ее эффективности.

· Психологическое обеспечение задач боевого дежурства, караульной службы

Высокий уровень (3 балла)

Средний уровень (2 балла)

Низкий уровень (1 балл)

Обеспечена объективная диагностика психологической готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач, исключены случаи заступления в караул (на дежурство) лиц с низким уровнем НПУ; должностные лица владеют навыками и методиками оценки функционального состояния в/c в процессе несения службы (выполнения задачи); военнослужащие обучены и владеют навыками психической саморегуляции; проводятся мероприятия по восстановлению псих. и физ.сил в/с после караула

Мероприятия, связанные с психол.подготовкой в/с к выполнению задачи, не в полной мере обеспечивают изучение и моделирование ее условий, носят эпизодический характер; при оценке морально-психологи-ческого состояния л/с используется ограниченный круг методик, не всегда учитываются социально-психологические факторы (взаимоотношения, совместимость, конфликтность), влияющие на совместную деятельность; в/с и должностные лица слабо владеют навыками психической саморегуляции и дигностики психических состояний

Отсутствует система в плани-ровании и проведении меро-приятий психол. обеспечения задач караульной службы (б/дежурства); допуск  к несе-нию службы и комплектование смен (б/расчета) производятся без учета данных об оценке психологических свойств и состояний в/с; наблюдение за психологическими состояниями в/с в процессе несения службы не ведется; должностные лица не обучены навыкам выявления и оценки негативных псих. явлений, особенностей реакций и состояний в/с; у л/с отсутствуют навыки и умения психической саморегуляции

· Психологическое обеспечение боевой подготовки военнослужащих:

Высокий уровень (3 балла)

Средний уровень (2 балла)

Низкий уровень (1 балл)

Мероприятия психол. обеспе-чения включены в методический замысел занятий по боевой под-ке; изучаются и прогнозируются уровни псих. напряженности л/с в ходе применения опреде-ленных метод. приемов и средств; должностные лица и в/с обучены навыкам контроля и регуляции псих. состояний ; качество проводимых меро-приятий обеспечивает высокую психол. готовность и псих. устойчивость в/c

Мероприятия психол. под-ки носят эпизодический характер, действия должностных лиц не согласованны; проводимые мероприятия не в полной мере обеспечивают формирование необходимых качеств в/с; отсутствует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности; предложения психолога по использованию приемов и средств психол. под-ки не всегда учитывают прогнозируемый уровень психол. напряженности и объем необх. психол. помощи;

Мероприятия психол. под-ки не находят отражения в методических замыслах занятий по боевой под-ке, мероприятия по обучению должностных лиц и военнослужащих приемам психической саморегуляции, управлению психическими сос-тояниями, выявлению признаков боевых психич. травм  и оказанию психол. помощи не проводятся; психологическая готовность и психол. устойчивость л/с не обеспечивают эффективного выполнения учебно-боевых задач.

· Готовность и способность должностных лиц опираться в своей работе с личным составом на положения психологической теории и результаты военно-психологических исследований как показатель эффективности деятельности психолога. Здесь также имеются различные уровни.

Высокий уровень (3 балла)

Средний уровень (2 балла)

Низкий уровень (1 балл)

Офицеры постоянно интере- суются вопросами психологии, владеют навыками психол. диагностики личности в/с и коллектива. Практическую работу с военнослужащими проводят с опорой на собственные психологические знания, добиваясь высоких и устойчивых результатов в работе с подчиненными

Офицеры иногда интересую-тся вопросами психологии обучения и воспитания, знают отдельные теоретич. положения психологии, методики, но не могут достаточно эффективно применить их  на практике. Опора на психологическую науку носит ограниченный и эпизодический характер

У офицеров имеются лишь

отрывочные сведения из психологической области знания, отсутствуют четкие представления о путях и способах их практического применения, в своей  работе  они не стремятся и не могут их применить

· Качество профессионального психологического отбора и распределения военнослужащих. Оно определяется степенью соответствия используемых в ходе проведения отбора методик и процедур  исследуемым (выявляемым) признакам, в качестве которых выступают психологические особенности личности кандидата, а также степенью взаимосоответствия требований конкретной воинской специальности и военнослужащего. В роли эмпирических признаков данного взаимосоответствия выступают объективные показатели военнослужащих в учебно-боевой и служебной деятельности, а также степень их удовлетворенности воинским коллективом и воинской специальностью.

При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказываемой психологом военнослужащим и членам их семей, необходимо учитывать по меньшей мере три аспекта:

а) существование  так  называемой  психической нормы, характеризующей основные тенденции половозрастного развития человека,  его поведения в социуме,  особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности,  позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность, другие социальные функции;

б) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых  клиентом изменений в результате психологического воздействия;

в) объективно регистрируемые и наблюдаемые  изменения  показателей функционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также проявлений его внутреннего мира.

Исходя из степени взаимосоответствия каждого  из  отмеченных  выше аспектов,  а также таких характеристик изменений, как быстрота их наступления, устойчивость после окончания воздействия и т.п.,  можно  судить о  степени эффективности психологической помощи.

Общая система оценки психологической работы, характеризующая различные уровни эффективности ее проведения, представлена в Приложении 12.

Таким образом, можно сделать вывод, что диагностика профессиональной деятельности военных психологов является важнейшим элементом общей системы профессионального сопровождения кадров. Данные профессиональной диагностики могут и должны использоваться различными субъектами процесса управления процессом профессионализации психолога.

Объективность и всесторонность  оценки эффективности психологической работы в воинской части предполагает применение комплекса разнообразных методов и приемов.  Важным условием при этом выступает привлечение к оценке квалифицированных специалистов-экспертов, способных оценить не только формальные (результативные) характеристики труда субъектов психологической работы, но и степень их профессиональной  компетентности в выполнении тех или иных видов деятельности.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1