Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1 - Основные задачи психологической работы

 

Основные задачи психологической работы

В пределах выделенных направлений основными задачами психологической работы являются:

- изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

- психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям;

- психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;

- психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

- формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

- оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, а также организация психологического просвещения военнослужащих;

- противодействие информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.

Основополагающим условием эффективности психологической работы являются исходные базовые установки - принципы, система которых включает довольно широкий набор требований к ее организации и проведению.

а) Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности.

Требования данного принципа ориентируют всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки  и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности. Кроме того, осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, специального психологического образования. В условиях воинской части таким специалистом является психолог, который должен в своей деятельности пользоваться только теми областями психологической науки и практики, в которых он получил достаточные знания и опыт деятельности.

б) Принцип гуманизма и благополучия человека, его права на квалифицированную психологическую помощь.

Психологическая работа, являясь оной из форм гарантии социальных прав человека в условиях армии, призвана обеспечивать возможность военнослужащему получить своевременную и квалифицированную помощь в разрешении различного рода психологических проблем. Сам характер психологической работы должен обеспечивать добровольное и сознательное участие военнослужащих в ее мероприятиях, организация и проведение которых не ущемляют личное достоинство человека. Необходимо помнить, что военнослужащий является не только субъектом воинской деятельности, но и субъектом собственной жизнедеятельности, что предполагает обязательную возможность интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития человека в условиях армии.

в) Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации.

Данный принцип предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воинских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями командиров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи,  решаемые организацией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех  ее методов и форм.

г) Принцип деятельностного подхода.

Психологическая работа  подчинена  решению задач служебной и боевой деятельности, в рамках которой возникают многие психологические явления.  Она должна учитывать то воздействие, которое оказывают факторы воинской деятельности на психику военнослужащих. Это воздействие на психику может быть как положительным, развивающим, способствующим появлению профессионально-психологических новообразований, так и негативным, угнетающим. Последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем.

д) Принцип своевременности и постоянства.

Психологическая работа должна проводиться на всех этапах  социализации военнослужащего в условиях военной системы - от призыва либо поступления на военную службу до увольнения. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта  жизнедеятельности военнослужащего применяются соответствующие методы и формы психологической работы. Кадровые изменения и перемещения должностных лиц психологической работы должны сопровождаться преемственностью общей линии и возможностей по оказанию конкретной психологической помощи военнослужащим, являющимся объектом психологического сопровождения.

е) Принцип материально-технической обеспеченности психологической работы.

Современные эмпирические исследования, проводимые в воинских частях и подразделениях, ввиду большого объема  и динамичности психологической информации предполагают довольно серьезное математико-статистическое обеспечение и соответствующие данным требованиям технические средства реализации этого процесса. Кроме того, задачи психологической подготовки, психологической реабилитации военнослужащих могут быть успешно решены при наличии необходимых для этого тренажеров, имитирующих средств, комнат психологической разгрузки, площадей для организации индивидуальной и групповой работы с военнослужащими.

You are here: Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 1