Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека

Article Index
Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Основные задачи профессионального психологического отбора
Психологическое изучение пополнения в воинской части
Первичное изучение личного состава
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах
Психологическое изучение воинского коллектива
Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
Метод социометрии
Метод наблюдения
Систематизация данных наблюдения
Тест
Понятие о психологическом здоровье и его критерии
Критерии, характеризующие норму психического здоровь
Четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека
Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим
Проф. кризисы и заболевания
Психотерапия и психокоррекция
Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы
Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому обеспечению боевого дежурства и караульной службы
Психологическая работа, проводимая должностными лицами и психологом воинской части
Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле
Этап после смены с боевого дежурства, караула
Методы и приемы психической саморегуляции

Целесообразно выделить четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека:

1. Комфортные, требующие от человека минимальных энергетических затрат. Объективно необходимы на ранних половозрастных этапах развития для набора психического ресурса для взрослой жизни или его восстановления при усталости, истощении.

2. Проблемные, повседневно-жизненные. Их разрешение требует избирательной активности человека. При благоприятном разрешении такие ситуации сопровождаются интеллектуальным и личностным ростом. В противном случае происходят снижение, истощение психического ресурса определенного уровня, нарастание усталости, разочарований, повышение проблемности самой ситуации для человека.

3. Трудные ситуации, связанные с большими энергетическими нагрузками на фоне проявления различных факторов трудности: риска, опасности, внезапности события, высокой интеллектуальной и психофизической сложности выполняемой деятельности, решаемой задачи; негативного группового воздействия; неблагоприятных природно-климатических воздействий; смысловой противоречивости или девальвации ценностей, лежащих в основе прежних смыслов, и т.д..

4. Экстремальные, связанные с запредельными смысловыми, характерологическими, психофизическими нагрузками, т.е. превышающими адаптивно-компенсаторные возможности человека и сопровождающиеся нарушением психического здоровья, истощением резервов и возможными патологическими нарушениями психики и организма.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, уставный порядок дня, регламентированный режим поведения, невозможность уединиться, повышенная ответственность, непривычные природно-географические условия – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.  Еще более мощные предпосылки для формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, нарушение режима сна и отдыха и многое другое являются основными факторами негативного воздействия на психику военнослужащих.

Наиболее типична по уровню  субъективной трудности для большинства военнослужащих ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином "адаптация" понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды, а с другой - процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обстановке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от большинства привычек и склонностей, выработанных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям.

Процесс адаптации протекает сложнее и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения центральной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также слабый адаптационный потенциал. Затрудненная адаптация может наблюдаться и у лиц, имеющих какие-либо дефекты строения тела или внешнего вида (избыточная полнота или чрезмерная худоба, большие нос, уши, кривые ноги, небольшой по размеру половой член и т.п.). Чаще всего именно эти люди становятся объектом насмешек и издевательств со стороны других, а названные недостатки – предметом собственных тягостных переживаний этих воинов.

Усугублять негативные психологические проявления могут не только индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро-  и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (отношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со стороны командиров и т.п.).

Выявлено, что психические ресурсы в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, истощаются пропорционально нарастанию усталости, психической травмированности и обратно пропорционально профессиональной подготовленности и готовности к выполнению задач за счет сформированности необходимых психофизических качеств, умения произвольно входить в оптимальное психологическое состояние и быстро и полно восстанавливаться.

 

Карьера военного

учебные материалы