Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим

Article Index
Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Основные задачи профессионального психологического отбора
Психологическое изучение пополнения в воинской части
Первичное изучение личного состава
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах
Психологическое изучение воинского коллектива
Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
Метод социометрии
Метод наблюдения
Систематизация данных наблюдения
Тест
Понятие о психологическом здоровье и его критерии
Критерии, характеризующие норму психического здоровь
Четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека
Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим
Проф. кризисы и заболевания
Психотерапия и психокоррекция
Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы
Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому обеспечению боевого дежурства и караульной службы
Психологическая работа, проводимая должностными лицами и психологом воинской части
Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле
Этап после смены с боевого дежурства, караула
Методы и приемы психической саморегуляции

 

Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим

Психологическая помощь имеет комплексный характер, реализуемый по двум основным направлениям:

1. Осуществление систематической и согласованной работы психолога и других должностных лиц профилактического плана по своевременному выявлению воинов, нуждающихся в оказании психологической помощи и постоянном психологическом сопровождении, созданию благоприятных условий для жизнедеятельности военнослужащих, предупреждающих их психологическую и физическую перегрузки, негативные проявления НПН и последствия кризисных состояний.

2. Непосредственное применение психологом специальных процедур по оказанию психологической помощи конкретным военнослужащим методами психологического консультирования, психотерапии и психореабилитации.

К первому направлению относятся основные меры по профилактике психических срывов и заболеваний:

· внимательное,  чуткое  отношение  к  подчиненным, уважение их чувств, мыслей, суждений, предложений и т.д., недопущение в их адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;

· изучение и знание реальной обстановки в семьях военнослужащих, проходящих службу по контракту, оказание им всесторонней помощи в разрешении бытовых, финансовых, психологических и других проблем, а также семейных конфликтов;

· рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;

· анализ и оптимизация эргономических условий деятельности военнослужащих, исключение необоснованных физических и морально-психологических перегрузок военнослужащих;

· равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначении нарядов физического состояния и психологического самочувствия воинов;

· постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделениях, запросов, настроений военнослужащих; создание  здорового  морально-психологического  климата в воинских коллективах - атмосферы уважительности,  доброжелательности и взаимопомощи;

· создание условий для проявления творческих способностей военнослужащих, предоставление возможности отдыха по собственному плану;

· обмен письмами с родителями военнослужащих, установка в воинской части междугородного телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими,  прием военнослужащих по личным вопросам;

· разъяснение  военнослужащим типологических черт их характера,  возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование  рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);

· выявление наиболее типичных ситуаций,  в  которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости чаще всего оказывается неадекватным;

· изучение ситуаций военно-профессиональной деятельности,  ведущих к повышенным негативным переживаниям и состояниям военнослужащих, способствующих ошибкам, авариям, несчастным случаям, конфликтам между военнослужащими и т.д.

Кроме того, в руководящих документах по организации психологической работы в ВС РФ установлена персональная ответственность должностных лиц, наряду с командирами (начальниками) всех степеней, за сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих (приказ МО РФ №440 от 25.09.1998 г.):

а) за выявление суицидальных намерений, организацию и осуществление мероприятий по недопущению самоубийств, создание условий для их профилактики ответственны органы воспитательной работы, медицинской службы, органов службы войск и безопасности военной службы;

б) за противодействие распространению алкоголя и наркотиков – органы службы войск и безопасности военной службы, органы воспитательной работы, медицинской службы;

в) за выявление лиц, предрасположенных к расстройствам личности, алкоголизму, наркомании, - органы воспитательной работы, медицинской службы;

г) за выявление лиц с психическими заболеваниями – органы медицинской службы.

Особое внимание обращается на выполнение командирами и начальниками рекомендаций психологов и врачей в отношении военнослужащих с низким уровнем психического здоровья, на организацию каждодневной профилактической работы с ними.  Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у военнослужащего психического расстройства и заключение врача-психиатра о необходимости обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление прокурора или определение суда. Недопустимо угрожать военнослужащим отправкой в психиатрический стационар за какой-либо дисциплинарный проступок.

В случае отсутствия у военнослужащего психического заболевания, но при предрасположенности к личностным расстройствам дальнейшую работу с ним осуществляет психолог или психоневролог совместно с врачом воинской части.

Важное место в комплексном решении проблемы сохранения психического здоровья военнослужащих занимает деятельность психолога и других должностных лиц по проектированию и оптимизации профессиональной среды. Решение данной задачи связано с созданием в воинской части таких условий, которые бы обеспечивали эффективную и безаварийную работу военнослужащих и рабочего персонала - служащих, гражданских лиц, а также предупреждение различного рода профессионально-психологических расстройств и деформаций личности работающих специалистов.

Под профессиональной средой понимается совокупность предметных условий труда (структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономические, технологические, информационные и другие особенности выполнения профессиональных задач) и социальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т.п.). Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экстремальной). Данные факторы, различаясь по интенсивности и продолжительности своего воздействия, могут быть объединены в несколько групп:

- физические (громкость, запах, температура, объем помещения, освещенность и т.п.);

- технические (надежность и эргономическое соответствие оборудования, техники, рабочего места);

- социально-ролевые (нормативные ограничения, возможность проявления инициативы, ролевые позиции и ожидания, совместимость  членов воинского коллектива и др.);

- особенности задачи (степень сложности, новизны, монотонность работы, наличие необходимой информации, высокий темп действий, дефицит времени и т.д.);

- структурные (групповая или индивидуальная изоляция, автономность, функциональный, матричный или линейный тип построения организации, количество иерархических уровней управления и т.п.);

- личностные (профессиональная подготовленность и опыт работы, свойства нервной системы, особенности темперамента и характера человека, функциональное состояние).

Взаимодействие внешних и внутренних факторов может вызывать самые различные неблагоприятные последствия как для самого человека, так и для окружающих его людей. Различаясь по степени потенциального ущерба для человека и организации в целом (воинской части), данные факторы делятся на опасные, воздействие которых приводит к травмам, гибели человека, нарушениям в его психике, авариям, и вредные, воздействие которых ведет к  негативным психическим состояниям и профессиональным заболеваниям.

Неблагоприятное сочетание факторов профессиональной среды приводит к значительному возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая состояние психической напряженности. Напряженность - это состояние психической активности, неадаптивности человека, вызванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий. Такое состояние возникает тогда, когда военнослужащему необходимы дополнительные психологические возможности для преодоления появляющихся трудностей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования.

Напряженность, сохраняющаяся у человека в течение длительного времени, может, в свою очередь, вызывать различные негативные состояния. Вероятность негативной динамики психических состояний возрастает тогда, когда у человека  не сформированы навыки адекватной оценки критических ситуаций, а в личном опыте отсутствуют варианты их преодоления. Кроме этого, более подвержены таким состояниям люди с повышенным уровнем тревожности, невротичности, ригидности.

Вызываемые вследствие психической напряженности негативные состояния являются, с одной стороны, "древней" реакцией человека на ситуации угрозы его биологическому и социальному существованию (тревога, испуг и т.п.), а с другой стороны, психофизиологическим ответом организма на завышенные требования среды к расходованию его энергетических ресурсов. Функционально данные состояния предполагают комплекс ответных реакций защитного характера.

Действие на человека различных негативных факторов профессиональной среды зачастую вызывает состояние стресса. Под стрессом понимается неспецифический паттерн реакций организма на нагрузку. Реакции, имеющие целью повышение сопротивляемости организма, называются общим адаптационным синдромом, характеризующимся следующими особенностями.

· Во-первых, это относительная независимость реакции от характера, вызвавшего ее стимула (то есть причиной стресса могут быть самые разные события и обстоятельства: например, постоянный шум в помещении, негативные жизненные события, чрезмерные физические нагрузки и т.п.).

· Во-вторых, все стрессоры вызывают неспецифическую физиологическую реакцию, когда вследствие активизации гормональных систем в кровь поступают адреналин, норадреналин, в результате чего значительно возрастает частота сердечных сокращений и дыхания, поднимается кровяное давление, возрастает интенсивность циркуляции крови в скелетных мышцах, уменьшается энергетический запас в печени.

· В-третьих, длительные нагрузки ведут к стойкой адаптации организма к изменившимся условиям, в то же время чрезмерные по силе и длительности нагрузки (перегрузки) ведут к срыву работы адаптационной системы и появлению в организме под действием избытка гормонов различных нарушений и заболеваний (сердечная недостаточность, гастрит, головные боли, спазм сосудов, диабет и др.).

В преодолении стресса большое значение имеют оценка события самим человеком и наличие у него адекватных путей и способов преодоления создавшейся ситуации. Таким образом, каждое затруднение, с которым сталкивается военнослужащий, является стрессовым в том случае, если оно оценивается негативно или если нет адекватной стратегии его преодоления, то есть требования ситуации превышают возможности человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической.

Для преодоления стресса важно знать, где заключается источник хронического дисбаланса - во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возможностях человека, которые слишком ограничены. В связи с этим работа по преодолению стрессовых состояний должна вестись по двум направлениям: по пути изменения ситуации (через уменьшение числа стрессоров и их интенсивности) и изменения человека - изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения.

 

Карьера военного

учебные материалы