Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Проф. кризисы и заболевания

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Проф. кризисы и заболевания

Article Index
Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Основные задачи профессионального психологического отбора
Психологическое изучение пополнения в воинской части
Первичное изучение личного состава
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах
Психологическое изучение воинского коллектива
Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
Метод социометрии
Метод наблюдения
Систематизация данных наблюдения
Тест
Понятие о психологическом здоровье и его критерии
Критерии, характеризующие норму психического здоровь
Четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека
Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим
Проф. кризисы и заболевания
Психотерапия и психокоррекция
Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы
Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому обеспечению боевого дежурства и караульной службы
Психологическая работа, проводимая должностными лицами и психологом воинской части
Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле
Этап после смены с боевого дежурства, караула
Методы и приемы психической саморегуляции

 

Проф. кризисы и заболевания

Негативным явлением в профессиональной жизни военнослужащего могут быть профессиональные кризисы. Кризис - это состояние длительного личностного дисбаланса, которое является результатом сильного по степени воздействия или неожиданного события. Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что человек не способен справиться с ситуацией. У него наблюдаются неуверенность в себе, притупленность чувств, потеря стабильности в эмоциональных реакциях и т.п. Профессиональные кризисы могут происходить на фоне  возрастных кризисов, имеющих объективный характер, и социализационных кризисов, связанных с переходом человека из одной социальной среды в другую и освоением новых социальных ролей. Взаимообусловленность этих кризисов и их проявлений создает достаточно сложную для человека проблему, когда для поиска ее решения зачастую не хватает собственных сил и опыта. Поэтому в целях восстановления нарушенного баланса требуется профессиональное вмешательство психолога.

При неблагоприятном развитии событий профессиональные кризисы могут приводить к различного рода профессиональным заболеваниям. Имеющие острую или хроническую форму профессиональные болезни вызывают временную или полную утрату трудоспособности человека. На вероятность их возникновения и характер влияют не только особенности личности военнослужащего, но и особенности его военно-профессиональной деятельности. Например, у людей, занятых в социальной сфере (а к ним относятся практически все командные и воспитательные должности), предполагающей высокую интенсивность общения с окружающими, высокую эмоциональную выкладываемость зачастую развивается так называемый "синдром сгорания", выражающийся в стремлении ограничить круг и число контактов, притупленности чувств, повышенной конфликтности и т.п. Вследствие "вживания" в образ других людей, преимущественного восприятия их с профессиональных позиций может развиваться односторонняя социальная перцепция.

Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы войскового психолога и должностных лиц воинской части на решении следующих задач.

а) Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по формированию и развитию у военнослужащих психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функций и т.п.

б) Проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изучению и оптимизации внешних факторов  профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок военнослужащих, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода заболеваний (см. рис. 9).

Для решения данной задачи осуществляются следующие мероприятия.

·  Эргономическая оптимизация рабочего места, техники, информационной нагрузки с учетом психологических возможностей военнослужащего по ее принятию и обработке. В этом плане учитываются как объем информационных потоков, их интенсивность, так и эргономические параметры технических средств: органов и пультов управления, средств отображения информации и т.п. Такие мероприятия способствуют предупреждению сенсорно-перцептивной напряженности.

· В целях профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений большое внимание уделяется освещенности и цветовому оформлению служебных помещений. Исследования показывают, что тон окраски поверхностей, находящихся большую часть служебного времени в поле зрения человека, влияет не только на его самочувствие, но и на производительность труда. Поэтому оптимальным является использование цветов средневолнового участка спектра.

· Серьезное внимание должно быть уделено профилактике монотонии как следствию однообразной регулярной повторяемости одних и тех же действий, а также недостаточности раздражителей (депривационная монотония). Эта задача особенно актуальна для специалистов, чья деятельность носит операторский характер.  Мероприятиями по устранению монотонии являются, например, прослушивание (где это допускается) музыки во время работы, установление оптимального уровня (частоты, интенсивности) коммуникативного взаимодействия между военнослужащими.  Кроме того, предупреждению монотонии способствуют изменения в ритме труда на протяжении рабочего дня, возможность человека индивидуально устанавливать оптимальный для него темп выполнения профессиональных действий и операций, принудительное нарушение регулярности однотипных движений и т.п.

Компенсация двигательной недостаточности может быть преодолена изменением технологии выполнения служебных обязанностей, предполагающей переход военнослужащего от одного места к другому. Большое значение для психоэмоционального переключения имеет наличие "зоны отдыха", по своему интерьеру и цветооформлению отличающейся от «рабочей зоны».

· Серьезного внимания и усилий всех субъектов психологической работы заслуживает проблема предупреждения травматизма. В понимании основных причин травматизма существенны следующие положения.

а) Травматизм является следствием определенного поведения и индивидуальных особенностей людей. Такими причинами могут быть как негативные функциональные и психические состояния, увеличивающие степень риска, так и общая профессиональная неготовность человека к определенному виду деятельности (незнание источников опасности, своих действий в опасной ситуации, несоответствие психофизиологических качеств характеру выполняемого труда и условиям задачи, отсутствие интереса к процессу труда, привычность к определенным условиям деятельности, пропуск "неважных" с точки зрения работающего операций и т.д.).

б) Вероятность травматизма и аварий связана с существованием на территории воинской части зон повышенной опасности вследствие использования "опасных" оборудования, техники и технологий.

Исходя из этого, деятельность психолога направляется на выявление и оценку факторов опасности, а также на формирование безопасного поведения военнослужащих и военных руководителей. Безопасное поведение во многом является антиципирующим поведением, так как знание источников опасности позволяет в большинстве случаев предпринять необходимые компенсирующие действия.

Источники опасности могут быть как непосредственно восприняты и различимы при помощи органов чувств человека, так и замечены только при помощи специальных вспомогательных средств. К основным источникам опасности относятся, например, химическая опасность, радиация, электроопасность, падающие объекты, опасность сдавливания, падения с высоты, движущиеся части и механизмы, движущийся на человека объект и др. Важно обучить личный состав наряду со знанием потенциальных источников опасности различать и признаки, свидетельствующие об их наступлении, выработать наиболее эффективные и устойчивые навыки действий в опасной ситуации, оценивать потенциальную опасность своих неправильных (рискованных) действий.

В рамках второго направления психологом воинской части используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в пределах таких методов психологической помощи, как психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются индивидуальная, семейная и групповая формы оказания психологической помощи.

Любая из форм деятельности психолога (индивидуальная или групповая) состоят из трех блоков-этапов: диагностического (выявление объективного состояния клиента, группы), психологического воздействия и последующего психологического сопровождения (выполнение рекомендаций психолога самим клиентом, другими людьми и должностными лицами).

Психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с человеком, обратившимся за помощью. При этом психолог ведет журнал, который содержит сведения, касающиеся проводимой с данным человеком работы и отражающие динамику его состояния за определенный период (см. Приложение 14). Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к тому, что:

- субъектами обращения являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

- основная цель консультирования не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;

- главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивационный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

- консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т.п.

Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата,  повышения  групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных  состояний  или их последствий, повышения эффективности выполнения профессиональных задач. Задача психолога - найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для решения ее психолог должен располагать предварительными данными о коллективе - о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т.п.

В ходе консультирования решаются и задачи психологического просвещения, например, разъяснение военнослужащим типологических черт их характера,  возможных негативных проявлений, связанных с ними, и даются  рекомендации для самоконтроля и коррекции.

 

Карьера военного

учебные материалы