Joomla Сайт

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Литература Военная психология Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива

Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива

Article Index
Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Основные задачи профессионального психологического отбора
Психологическое изучение пополнения в воинской части
Первичное изучение личного состава
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах
Психологическое изучение воинского коллектива
Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
Метод социометрии
Метод наблюдения
Систематизация данных наблюдения
Тест
Понятие о психологическом здоровье и его критерии
Критерии, характеризующие норму психического здоровь
Четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека
Основные задачи и методы деятельности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащим
Проф. кризисы и заболевания
Психотерапия и психокоррекция
Психологические особенности несения боевого дежурства и караульной службы
Деятельность психолога воинской части и должностных лиц по психологическому обеспечению боевого дежурства и караульной службы
Психологическая работа, проводимая должностными лицами и психологом воинской части
Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле
Этап после смены с боевого дежурства, караула
Методы и приемы психической саморегуляции

 

Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива

Для выполнения задачи психологического изучения личного состава психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми психологом, являются: анализ документов (биографический метод), опрос (беседа, анкетирование), наблюдение  и тестирование.

Работа с  документами - это важная,  ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой  вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослужащих,  дневники,  письма,  фотографии. Их изучение и анализ позволяют:

- выявить социальные предпосылки  к  преимущественному формированию  и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную  адаптацию  к военной службе,  последующее профессиональное становление;

- выделить в учебной и производственной  деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления,  свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости определенных  интересов,  ценностных  ориентаций,  черт   характера.

Предметом изучения являются:

- социальное  происхождение,  принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности  (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения  -  в семье,  школе,  производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание  наиболее  предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;

- основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости,  военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника,  в которую заносятся результаты социально-психологического  изучения,  психологического  и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью опроса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых,  их потребностях,  интересах,  ценностных  ориентациях, жизненных  планах  и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т.д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета - это структурно организованный набор вопросов,  каждый из  которых  логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

· анкеты, основанные на самооценке теми, кого опрашивают, своих свойств и качеств;

· анкеты,  вопросы  которых  направлены  на  оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

· анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.

Индивидуальная беседа – метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контакта с ним. Она является более "психологичной" формой опроса. В зависимости от целей использования  данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

При  умелом проведении беседы психолог может оценить не только формальные (биографические) данные военнослужащего, но и его потребности,  мотивы, интересы, черты характера, познавательные процессы, выявить глубоко личные переживания воина,  в той или иной мере затрудняющие  прохождение  военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Основными диагностическими блоками необходимой информации о военнослужащем могут и должны быть следующие сведения:

- биографические данные;

- состав, условия жизни членов семьи;

- ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;

- время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;

- увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверстниками;

- нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т.п.);

- перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т.п.;

- наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, отношение к трудностям армейской жизни;

- отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкретной воинской специальностью;

- успешность освоения программы общевойсковой подготовки;

- участие в общественной жизни подразделения;

- взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.

Дополнительными по отношению к содержательным компонентам и очень важными признаками, характеризующими личность военнослужащего,  являются его поза, внешний вид во время беседы, речь, оценка себя, настроение, воспитанность, такт, откровенность, сообразительность, уверенность, взволнованность, агрессивность, чувствительность и пр.

Результаты беседы помогут составить психологический "диагноз", на основе которого строится индивидуальная работа с военнослужащим и вырабатываются  рекомендации  командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения  определенных  условий  проведения. Ими являются:

- четкое определение основной цели, последовательности вопросов;

- непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов;

- исключение каких-либо записей во время беседы;

- позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

 

Карьера военного

учебные материалы